logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»

Отмена якобинских «максимумов», резкое ухудшение положения … способствовали тому, что в марте 1796 года Бабеф, Марешаль и другие революционеры создали «Тайную директорию общественного спасения» для установления подлинного равенства и продолжения революции. Планировалось восстание, заговор. Заговор был раскрыт. Бабеф, Дартэ были осуждены к смерти и казнены, другие участники заговора приговорены к ссылке. Теоретиком и руководителем тайного общества был Гракх Бабеф (1760 – 1797 гг.), его авторитет был столь высок, что участников заговора называли бабувистами, а разработанную ими доктрину – бабувизмом. Бабеф писал, что богачи завладели государством «и в роли хозяев диктуют тиранические законы бедняку, скованному нуждой, униженному невежеством и обманутому религией». При сохранении частной собственности, для множества людей пользование их правами остается почти иллюзорным, так как равенство перед законом является «условным равенством», «красивой и бесплодной фикцией закона». Бабувисты предполагали начать восстание в Париже, оттуда по всей республике. Сразу же предполагалось принять меры для обеспечения положения трудящихся (бесплатная раздача хлеба народу, обеспечение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов революции и т.д.). Все лица, не занятые полезным трудом, объявляются «иностранцами». Они не пользуются политическими правами, под страхом смертной казни им будет запрещено иметь оружие. «Богачи, не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, являются врагами народа». Народ организовывается как военная сила, все занятые полезным трудом, получат оружие; народное собрание, состоящее из вооруженных трудящихся, проводят в жизнь законодательные акты Конвента. Принимаются меры, направленные на постепенное искоренение частной собственности: отмена денег, упразднение права наследования, запрет частной торговли с другими народами и т.д. В начале революции будет создана Большая национальная община, организованная на коммунистических началах. Ей передается все имущество, собственность становится общинной. Всесторонняя демократизация государства приведет к тому, что народ станет сувереном. Бабеф и его сторонники детально разработали концепцию коммунизма, основанного на государственном регулировании всех сторон общественной жизни. Производство, потребление, воспитание и обучение, общественная и личная жизнь граждан будущего общества, должны были, по их мнению тотально регламентироваться при помощи права и государства. Враждебность к частной собственности доводилась до отрицания ряда достижений культуры и цивилизации, до уравнения потребностей и талантов. Бабувисты признавали в основном физический труд, недоверчиво относились к развитию наук и искусств, людям интеллектуального труда. Предполагалось строго регламентировать образование, мебель, одежду, «чтобы так называемое изящество мебели и одежды уступило место деревенской простоте», предлагали пресекать «манию выставления напоказ своего остроумия и фабрикования книг». Всем гражданам должен быть обеспечен «одинаковый и честный средний достаток». Не будет ни столицы, ни больших городов, все дома и мастерские будут построены по одинаковым планам, участие в общественных трапезах обязательно, подрастающее поколение будет воспитываться в спартанском духе, многие стороны жизни граждан строго регламентируются государством, вводится религия равенства с догмой бессмертия души.

Идеи бабувистов оказали огромное влияние на развитие политической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.

Итак, век Просвещения – это время рационализма, веры во всесилие разумного закона и государства. Просвещение освобождало политико-правовую идеологию от теологии. Идет поиск объективных, исторических факторов, влияющих на государство и право. Исследуется проблема политического отчуждения и его преодоления: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования. Политико-правовые доктрины получают классические формы: доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, разделения властей, представительной и непосредственной демократии и т.д.

В этот период оформляется коммунистическая идеология, основанная на отрицании частной собственности, общности имущества, создании безгосударственного коммунизма.