Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
Отмена якобинских «максимумов», резкое ухудшение положения … способствовали тому, что в марте 1796 года Бабеф, Марешаль и другие революционеры создали «Тайную директорию общественного спасения» для установления подлинного равенства и продолжения революции. Планировалось восстание, заговор. Заговор был раскрыт. Бабеф, Дартэ были осуждены к смерти и казнены, другие участники заговора приговорены к ссылке. Теоретиком и руководителем тайного общества был Гракх Бабеф (1760 – 1797 гг.), его авторитет был столь высок, что участников заговора называли бабувистами, а разработанную ими доктрину – бабувизмом. Бабеф писал, что богачи завладели государством «и в роли хозяев диктуют тиранические законы бедняку, скованному нуждой, униженному невежеством и обманутому религией». При сохранении частной собственности, для множества людей пользование их правами остается почти иллюзорным, так как равенство перед законом является «условным равенством», «красивой и бесплодной фикцией закона». Бабувисты предполагали начать восстание в Париже, оттуда по всей республике. Сразу же предполагалось принять меры для обеспечения положения трудящихся (бесплатная раздача хлеба народу, обеспечение его продовольствием, вселение неимущих в дома врагов революции и т.д.). Все лица, не занятые полезным трудом, объявляются «иностранцами». Они не пользуются политическими правами, под страхом смертной казни им будет запрещено иметь оружие. «Богачи, не желающие отказаться от своего избытка в пользу неимущих, являются врагами народа». Народ организовывается как военная сила, все занятые полезным трудом, получат оружие; народное собрание, состоящее из вооруженных трудящихся, проводят в жизнь законодательные акты Конвента. Принимаются меры, направленные на постепенное искоренение частной собственности: отмена денег, упразднение права наследования, запрет частной торговли с другими народами и т.д. В начале революции будет создана Большая национальная община, организованная на коммунистических началах. Ей передается все имущество, собственность становится общинной. Всесторонняя демократизация государства приведет к тому, что народ станет сувереном. Бабеф и его сторонники детально разработали концепцию коммунизма, основанного на государственном регулировании всех сторон общественной жизни. Производство, потребление, воспитание и обучение, общественная и личная жизнь граждан будущего общества, должны были, по их мнению тотально регламентироваться при помощи права и государства. Враждебность к частной собственности доводилась до отрицания ряда достижений культуры и цивилизации, до уравнения потребностей и талантов. Бабувисты признавали в основном физический труд, недоверчиво относились к развитию наук и искусств, людям интеллектуального труда. Предполагалось строго регламентировать образование, мебель, одежду, «чтобы так называемое изящество мебели и одежды уступило место деревенской простоте», предлагали пресекать «манию выставления напоказ своего остроумия и фабрикования книг». Всем гражданам должен быть обеспечен «одинаковый и честный средний достаток». Не будет ни столицы, ни больших городов, все дома и мастерские будут построены по одинаковым планам, участие в общественных трапезах обязательно, подрастающее поколение будет воспитываться в спартанском духе, многие стороны жизни граждан строго регламентируются государством, вводится религия равенства с догмой бессмертия души.
Идеи бабувистов оказали огромное влияние на развитие политической идеологии коллективизма и коммунизма XIX в.
Итак, век Просвещения – это время рационализма, веры во всесилие разумного закона и государства. Просвещение освобождало политико-правовую идеологию от теологии. Идет поиск объективных, исторических факторов, влияющих на государство и право. Исследуется проблема политического отчуждения и его преодоления: через всевластие народа, всесилие закона, всемогущество разумного государства, политические преобразования. Политико-правовые доктрины получают классические формы: доктрина прав человека и гражданина, теория общественного договора, разделения властей, представительной и непосредственной демократии и т.д.
В этот период оформляется коммунистическая идеология, основанная на отрицании частной собственности, общности имущества, создании безгосударственного коммунизма.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.