Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства подпадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Это ярко проявилось в настроениях упадничества, неуверенности, аполитичности. Он связан с учениями эпикурейцев, стоиков и Полибия.
Одним из последователей атомизма Демокрита был Эпикур – учитель философии. Основал в Афинах свою школу в саду, где на воротах стояла надпись: «Гость, тебе будет здесь хорошо; здесь удовлетворение – высшее благо», следовательно, название школы «Сад Эпикура» - и прозвище эпикурейцы – философы из садов. Учение излагал в многочисленных сочинениях (около 300) – лишенные литературного изящества, главные 37 книг «О природе».
Выражения: «Проживи неизвестно», «Смерть – самое страшное из зол не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, мы не существует».
Государство и право существуют не от природы, и возникают как результат общественного договора людей, вызванного страхом друг перед другом и направленного на непричинение друг другу вред. Право и государство – продукт договора, результат соглашения. Естественного права никогда не существовало. Свобода – это ответственность за выбор своего образа жизни, а справедливость – это договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда.
В основе понятия о праве лежит понятие о пользе. Право – есть совокупность общепризнанных положений, определяющих и нормирующих общение между членами политической общины с целью общей пользы. Положительное содержание права в различных государствах различно.
Главное для человека – достижение внутреннего спокойствия, безмятежность духа, поэтому нужно отстраниться от политической борьбы и посвятить себя моральному совершенствованию.
Противниками эпикуризма были стоики (от слова стоя – колоннада, название портика в Афинах): Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Если этика эпикурейцев пронизана пафосом свободы, стремлением вырвать человека из железных оков необходимости, то для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна, а свобода – невозможна. Судьба «ведет» того, кто добровольно и беспечно ей повинуется и «насильно влечет», «тащит» того, кто неразумно или безрассудно ей противится (Сенека «Волящего судьба ведет, неволящего – влачит). Мудрец стремится вести жизнь, согласуясь с природой и для этого руководствуется разумом. Высшая цель жизни – безмятежное существование («атараксия»).
Государство и право – не дело рук человека, а результат действия естественных, природных сил. В государстве и праве находит свое воплощение господствующий в мире божественный разум, логос. Человек – это космополитический гражданин мира, заботится о благе государства и даже о благе мира в целом. Все разумные существа образуют единое государство. Силу закона в нем имеет естественное право, основанное на общем для всей природы разуме. Естественное право – источник всякого положительного права. «Положительное» право есть право лишь постольку, поскольку оно согласуется с «естественным правом». Все различия в законах разных государств – есть результат нарушений естественного права. Требовали от своих последователей активной государственной, политической деятельности на благо государства.
К политическим мыслителям этого периода относится Полибий (к.III в. до н.э. – II в. до н.э.) сын стратега Ахейского союза, сам был гиппархом (начальником конницы) союза – последний крупный политический мыслитель Древней Греции. Основной труд «История» в 40 т., главный мотив – установления мирового господства римлян. Живя в период упадка древнегреческих рабовладельческих государств, Полибий стремился доказать, что причина этого, распространение в Греции демократических государственных форм.
Будучи продолжателем стоиков о циклическом развитии мира, он полагал, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Всякое общество проходит цикл, как и живые организмы: возрастание, расцвет, упадок. Это идет все время по кругу, как повторение. Это касается и форм правления. Последовательно меняются 6 форм государства: сначала возникает – монархия, как единоличное правление, основанное на разуме царя или вождя. Разлагаясь, она переходит в тиранию. Она же свергается благородными мужами при поддержке народа и перерастает в аристократию (власть немногих, преследующих интересы общего блага). Она же перерождается в олигархию (денежного «мешка»). Недовольство олигархией и приводит к очередному перевороту и народ, никому уже не веря, возлагает надежды на себя – устанавливает демократию. Которая перерождается в худшую форму правления – охлократию – власть толпы, черни, одичание которой снова ведет к монархии, и все повторяется сначала. Однако мудрый правитель может это преодолеть и установить смешанную форму, которая сочетает начала монархии, аристократии и демократии, где каждая власть служит противодействием другой. Такое государство в процветании и равновесии. Примеры: аристократическая Спарта, Карфаген, но особенно Рим, где действует 3 ветви власти: монархическая (консулат), аристократия (сенат) и демократия (народное собрание).
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.