Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
Время правления Екатерины II (1762 – 1796 гг.) называют веком «просвещенного абсолютизма». Это было время законодательного закрепощения крестьян, усиления привилегий дворянства, резкого несоответствия между либеральной идеологией и реакционной феодально-крепостнической политикой. Екатерина II создает уложенную комиссию, состоящую из представителей всех сословий (кроме крестьян). Для обеспечения ее работы она подготовила «Наказ», где содержалось положение о равенстве граждан (подчинении всех законам), о свободе (зависимости только от закона), об ограничении государственной власти (границы определялись только императрицей), о безопасности граждан, о власти Законов и другие – носившие жестко декларативный характер. В духе идей Просвещения, Екатерина обосновывает самодержавное правление, ссылкой на географическое положение. Но это были лишь прожекты, деятельность Уложенной комиссии была прекращена, правовая реформа была признана ненужной. Либеральные идеи Просвещения были прикрытием, подлинной идеологией был Макиавелизм: «Во всем должно иметь и лисий хвост и волчий рот» (Екатерина II).
Во II половине ХVIII в. государственные дела решали в основном фавориты (Бирон, Орловы, Потемкин и другие), а родовая знать все больше оказывалась невостребованной. Это породило аристократическую реакцию на чрезмерную самостоятельность власти. Так появилась идеология феодальной аристократии. Наиболее видным ее представителем был князь Михаил .Михайлович. Щербатов (1733 – 1790 гг.) – сторонник сословного неравенства. Родился в Москве, получил прекрасное домашнее образование, владел несколькими европейскими языками. Служил в Семен7овском палку, в чине капитана вышел в отставку. Увлекся литературой, историей, написал ряд трудов по государствоведению, законодательству, экономике и нравственной философии. В 1762 г. преступил к написанию «Истории Российской от древнейших времен» и занимался ею в течение всей жизни (работа доведена до 1610 г. и опубликована в семи томах). В 1767 г. Щербатов избран депутатом от Ярославского дворянство в Уложенную комиссию, перед которой Екатерина II поставила задачу пересмотра действующего законодательства и создания нового свода законов. Наиболее крупные его произведения на политико-правовые темы были: «О надобности и пользе градских законов», «Разные рассуждения о правлении», «Размышления о законодательстве вообще», «О повреждении нравов». Отмена Петром Ш (1762 г.) обязательной службы дворян потребовала нового обоснования их привилегий. Привилегии дворян и земли передаются по наследству за особые заслуги перед государством их предков. На этом держится власть императора. Дворяне имеют особое образование, просвещение и воспитание. Дворяне служат государству, выполняя его функции в управлении крестьянами. Щербатов М.М. был против права купечества владеть крестьянами, против просвещения народа. Защищая феодальный строй, Щербатов порицал хаотичность законодательства, жестокость законов, бездарность чиновников, неустроенность правосудия. Для ограничения самодержавия Щербатов предлагал передать законодательную власть дворянскому собранию. В вопросе происхождении государства Щербатов придерживался принципов естественно-правовой теории и концепции договорного происхождения государства. Все люди произошли от «единого нашего праотца Адама и потом от Ноя… и поэтому все суть братья и все равно благородны». Но это равенство разрушалось по причине различия в силах и способностях людей, что ведет к неравенству. Происхождение собственности, а затем и «потомственного благородства» Щербатов, подобно Дж. Локку ставит в зависимость от личных качеств человека. Договор об образовании государства люди заключили в целях обеспечения безопасности и уступили часть своей свободы. При анализе форм государственной власти Щербатов выделяет 4-е формы правления: монархию, аристократию, демократию и деспотию. Однако он полагал, что в «чистом виде» ни одна из них никогда не существовала, «ибо монарх не может править без вельмож, вельможи не могут без народа… а народ не может без начальников сам себя управлять». Форма правления и законы Щербатов ставил в зависимость от климата страны, размера территории, ее рельефа, плодородия почв и численности народонаселения. Наиболее привлекательной из европейских, он считал английскую конституционную монархию, в качестве достоинств которой он отмечал разделение властей и определение их компетенции законами. Самовластие от тирании «есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумий своенравий деспота». В самовластии нет законов, а если и есть, то они никого не способны защищать; обычно такая форма власти порождает нравственные пороки: льстивость вельмож, продажность чиновников, развращенность народа и расстройства всех видов управления страной. Результат тирании – общее падение нравов; самовластия разрушает силу государства. Монарх возглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной в законных пределах. Монарх в проектах Щербатова представлен высшим чиновником государства: он лишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают только добродетели.
Ярким представителем дворянского либерализма был профессор, доктор права Московского университета Сергей Ефимович Десницкий (ок.1740 – 1789 гг.). Десницкий изучал математику, медицину, юриспруденцию в университете Глазго, слушал лекции А. Смита, защитил диссертацию по римскому праву. Читал в Московском университете римское право, занимал кафедру российского законоведения. Будучи первым русским профессором, первым начал читать лекции на русском языке. Под влиянием А. Смита, Десницкий связывал развитие общества, государства и права с хозяйственной деятельностью народа, способом добывания средств к жизни. Делит историю в соответствии с формами собственности, брака, сословного деления, религиозных и юридических представлений. Десницкий признавал существование природных прав человека: права на жизнь, здоровье, честь, собственность. Лучшая форма организации власти – конституционная монархия. Десницкий был сторонником теории разделения властей. Законодательная власть, по проекту Десницкого, осуществляется монархом совместно с однопалатным Сенатом, ему же принадлежит и высшая судебная власть. Десницкий выступал за полное отделение судопроизводства от администрации, выделение суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставление права защиты. Десницкий выделяет пять ветвей исполнительной власти. Власть осуществляется монархом. Гражданская власть (вопросы градостроительства, благоустройства, установление цен, пошлин) принадлежит органам местного самоуправления. В правовой сфере Десницкий предложил деление права на государственное, гражданское, уголовное и судебное, выступал за строжайшее соблюдение законности в практике государственной жизни. Смертная казнь – лишь за умышленные убийства и измену родине. Выступал против крепостного права. В целом его доктрина была направлена на создание конституционного варианта монархического правления в России.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.