Политические и правовые идеи «нестяжательства»
«Нестяжательство» - идеологическое течение II половины XV – начала XVI в. в русской православной церкви. Так как его проводниками выступали монахи Заволжья, то в литературе оно именуется учением «Заволжских старцев». «Нестяжателями» их называли за проповедь бескорыстия (нестяжание). Они призывали монастыри отказаться от владения каким-либо имуществом, в том числе земельными угодьями, селами и превратиться в школы чисто духовной жизни. Главное – это внутренний, духовный мир, который требует от человека определенной свободы от внешнего мира. Главным идеологом был преподобный Нил Сорский (1433-1508 гг.). Он происходил из боярского рода, принял монашеский постриг, много путешествовал. Основал скит на берегу реки Сорки (отсюда Сорский), что на Вологодчине, по другому – пустынь – сообщество монахов, живущих в отдельных кельях, устроенных в лесных дебрях. Другой последователь – Вассиан Косой (ок. 1470 - до 1545 гг.) – был князем, представителем знатного рода Гедиминовичей, троюродным братом великого князя Василия III. Состоял на государственной службе, был послом, воеводой, был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни, но благодаря заступничеству был пострижен в монахи. Другой идеолог – Максим Грек (ок. 1470 – 1556 гг.) происходил из знатной и богатой семьи греческой аристократии. Получил хорошее светское образование в лучших итальянских университетах. Был переводчиком Псалтыря на русский язык. За то, что открыто заявляет о том, что неприлично монастырям владеть каким-либо недвижимым имуществом был осужден к монастырскому заточению, где и пробыл более четверти века. Другой сторонник – Артемий Троицкий, монах, обвинен в склонности к ереси и приговорен к заточению в Соловецком монастыре. В результате жестоких репрессий к 60-м гг. XVI в. нестяжательство как социальное движение прекратило свое существование.
Духовная мощь нестяжательства основывалась на личном авторитете его идеологов. И Нил Сорский и Вассиан Косой, и Максим Грек, и Артемий Троицкий были людьми в высшей степени образованными, умственно одаренными. Они умели красиво излагать свои мысли, были талантливыми писателями. До нас дошло большое количество их произведений. Это был тот редкий пример, когда люди проповедующие идеи, стремились жить в полном соответствии с ними. Им помогли те наказания, которые им назначались. Так Максим Грек почти все свои произведения, в том числе «Исповедание православной веры» написал во время заточения в Тверском Отрочь монастыре. Все нестяжатели церковью причислены к лику святых. Это была истинно русская и истинно православная идеология. Идеологи нестяжательства искали опору:
в первоначальных текстах священного писания (Новом Завете);
в разуме человека.
Они строили свою церковь, принципиально отличную от той, которая официально существовала, их служение богу не было средством достижения материального богатства и высокого социального статуса, но было путем праведной жизни по заповедям Христа, где человек ответственен только перед богом. Но свобода допускалась ими только в рамках христианской православной религии. Они более резко чем иосифляне осуждали еретиков, но если последние настаивали на необходимости казнить еретиков, то нестяжатели проявляли к ним большее милосердие. Милосердное отношение нестяжателей к раскаявшимся еретикам официальная церковная власть изобразила как потворство ереси и использовала как повод для разгрома нестяжательства как движения.
Признавая земных властителей порочными, нестяжатели отказывались им подчиняться и объявляли, что царь – это Царь Небесный, то есть Иисус Христос, и государство их – на небесах.
Они были убеждены, что государи, обуреваемые пороками, влекут свои государства к гибели. Идеальный царь – это царь благочестивый и правящий в соответствии с христианскими заповедями. Он правит вместе с митрополитом, слушая его советы. Вопрос о соотношении светской и церковной власти они решали не так, как это было принято на Руси, то есть не по принципу: «Богу – богово, а кесарю – кесарево и богово». Они предлагали разделить духовную и материальную сферы. Первая – богу, вторая – царю. Они выступали за независимость от государства, непорочную и авторитетную духовную власть, соответствующей предначертаниям Святого Евангелия. Учение нестяжателей с полным основанием называют истинно православной политической доктриной. Живя в окружении пороков, Нил Сорский поставил перед собой цель – остаться человеком. Политическая доктрина «нестяжательства» - это учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.