Политические и правовые учения первоначального христианства
В I в. н.э. среди рабов и низших слоев Римской империи возникло христианство, которое на I этапе своего развития являлось выражением протеста угнетенных против рабовладения.
В развитии христианства выделяется 2 этапа:
ранее христианство (I в. н.э. – I пол. II в. н.э.). - апостольская церковь. Источником политико-правовых учений – был Новый Завет, созданный в первые века нашей эры. Он состоял из четырех Евангелий (греческое благовестие): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под греческим названием «Апокалипсис» (откровение). Было распространено исключительно среди угнетенных Римской империи и решительно осуждало рабовладельческий строй, особенно в «Апокалипсисе» (греческое откровение), где осуждалось «царство дьявола», «дьявольский мир зла и насилия», римские императоры («зверь –антихрист Нерон»), цари, вельможи, богатые купцы. Христиане мечтали об уничтожении Рима («великой блудницы вавилонской»), ждали пришествия Мессии, Христа, которая сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в «гиену огненную» и установит «тысячелетнее царство», где трудящиеся «не будет уже ни алкать, ни жаждать». В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием. В ожидании пришествия мессии ранние христиане объединялись в общины, организованные на демократических началах. Все члены были равноправны, существовала общность имущества, члены общин трудились, передавая свое имущество в общую кассу, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали апостолы. В основе политико-правовых идей раннего христианства лежало право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что человек слаб, впадает в грех и нуждается в спасении. В виде заповеди конкретизируются некоторые общечеловеческие ценности: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, «почитай один другого выше себя», «не о себе только каждый заботься, но каждый о других». Правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства («нет ни эллина, ни иудея»), эквивалента (равным за равное), обязанности труда и распределения по труду («если кто не хочет трудиться, то и не ешь»). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство - корень всех зол, причина порчи человека.
II этап I – II вв. Н.э. – епископальная церковь. Со II в. христианские общины стали пополнятся выходцами из обеспеченных слоев, которые стремились использовать новую религию в своих интересах. С этого времени начинается превращение христианства в религию, угодную и выгодную … Среди верующих зарождается разочарование в скором приходе мессии, берет верх направление, где упор делается на мистические стороны учения. Демократическая христианская община была уничтожена, все дела общины были переданы в руки «епископов» и «дьяконов», образовавших стоящий над массой верующих «клир» (духовенство). Епископы назначались из состоятельных людей. Епископы общин установили между собой прочие связи, возникла вселенская церковь. Вне церкви нет спасения, без епископа нет церкви. Духовенство присваивает себе монопольное право проповедовать и толковать христианские учение, разработало систему обрядов служб, догматические общие трапезы были заменены причащением, апостолы – слугами епископов, равенство верующих – противопоставлению клира и мирян. Развивается апологетика – оправдание императорской власти, культ императора. «всякая душа да будет покорна высшим властям, нет власти не от Бога». В 324 г. – христианство провозглашается господствующей религией. Церковь заключает прочный союз с императорской властью.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.