logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политические и правовые учения первоначального христианства

В I в. н.э. среди рабов и низших слоев Римской империи возникло христианство, которое на I этапе своего развития являлось выражением протеста угнетенных против рабовладения.

В развитии христианства выделяется 2 этапа:

  1. ранее христианство (I в. н.э. – I пол. II в. н.э.). - апостольская церковь. Источником политико-правовых учений – был Новый Завет, созданный в первые века нашей эры. Он состоял из четырех Евангелий (греческое благовестие): от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, 21 послания апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного под греческим названием «Апокалипсис» (откровение). Было распространено исключительно среди угнетенных Римской империи и решительно осуждало рабовладельческий строй, особенно в «Апокалипсисе» (греческое откровение), где осуждалось «царство дьявола», «дьявольский мир зла и насилия», римские императоры («зверь –антихрист Нерон»), цари, вельможи, богатые купцы. Христиане мечтали об уничтожении Рима («великой блудницы вавилонской»), ждали пришествия Мессии, Христа, которая сокрушит царство зла, повергнет угнетателей в «гиену огненную» и установит «тысячелетнее царство», где трудящиеся «не будет уже ни алкать, ни жаждать». В ожидании мессии проповедовались смирение и непротивление злу насилием. В ожидании пришествия мессии ранние христиане объединялись в общины, организованные на демократических началах. Все члены были равноправны, существовала общность имущества, члены общин трудились, передавая свое имущество в общую кассу, существовали общественные трапезы. Связь между общинами поддерживали апостолы. В основе политико-правовых идей раннего христианства лежало право, понимаемое как правда, справедливость, непосредственно идущая от бога. Правда и свобода составляют содержание божественного закона, предписанного людям. Его необходимость вызвана тем, что человек слаб, впадает в грех и нуждается в спасении. В виде заповеди конкретизируются некоторые общечеловеческие ценности: не убий, не кради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не пожелай чужого, «почитай один другого выше себя», «не о себе только каждый заботься, но каждый о других». Правда и закон свободы конкретизируются в принципах равенства («нет ни эллина, ни иудея»), эквивалента (равным за равное), обязанности труда и распределения по труду («если кто не хочет трудиться, то и не ешь»). В Новом Завете содержится осуждение богатых, частной собственности, провозглашается общность имущества, так как богатство - корень всех зол, причина порчи человека.

  2. II этап I – II вв. Н.э. – епископальная церковь. Со II в. христианские общины стали пополнятся выходцами из обеспеченных слоев, которые стремились использовать новую религию в своих интересах. С этого времени начинается превращение христианства в религию, угодную и выгодную … Среди верующих зарождается разочарование в скором приходе мессии, берет верх направление, где упор делается на мистические стороны учения. Демократическая христианская община была уничтожена, все дела общины были переданы в руки «епископов» и «дьяконов», образовавших стоящий над массой верующих «клир» (духовенство). Епископы назначались из состоятельных людей. Епископы общин установили между собой прочие связи, возникла вселенская церковь. Вне церкви нет спасения, без епископа нет церкви. Духовенство присваивает себе монопольное право проповедовать и толковать христианские учение, разработало систему обрядов служб, догматические общие трапезы были заменены причащением, апостолы – слугами епископов, равенство верующих – противопоставлению клира и мирян. Развивается апологетика – оправдание императорской власти, культ императора. «всякая душа да будет покорна высшим властям, нет власти не от Бога». В 324 г. – христианство провозглашается господствующей религией. Церковь заключает прочный союз с императорской властью.