logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Периодизация истории политической и правовой мысли

Разные подходы. Несколько периодизаций. Либо по ОЭФ, либо по цивилизациям. Но в соответствии с ОЭФ – подход неудачный, т.к. больше всего учений оказывалось в период перехода от одной формации к другой (XVII – XVIII вв.), либо острых потрясений внутри формации (например, Греция V – IV вв. до н.э.). Вместе с тем смена одной формации другой не всегда сопровождалась переменой общего мировоззрения эпохи, в соответствии с которой всегда строилась логико-теоретическая основа политико-правовых доктрин. Так, христианство, возникшее в рабовладельческом обществе, не претерпело значительных изменений в феодальном обществе средних веков.

Причина многих доктрин не социально-экономическая, но может быть и религиозной, культурной, борьбой за независимость и т.д.

Более приемлемо классическое деление общей истории на Древний мир, средние века, Новое и Новейшее время.

Древний мир: когда господствовала религиозно-мифологическая форма идеологии и политическая мысль не носила четко выраженный классовый характер. Это Древний Восток (Египет, Вавилон, Индия, Китай), Древняя Греция и Древний Рим (IV в. до н.э. – 476 н.э. падение Рима) – время зарождения государственности и политико-правовых идей. Для Востока, с его азиатским способом производства, типичной формой государства была восточная деспотия, патерналистские представления о власти, когда монарх был связан только обычаем и традицией. Правитель отвечает только перед Богом. Цель государства – общее благо. Установленный порядок незыблем.

Особое место занимала Древняя Греция с ее античным способом производства с полисом (по греч. город – государство), где формами правления были: аристократия, демократия, олигархия, тирания. Политическая жизнь способствовала развитию теоретической мысли, побуждала к поиску идеального государственной системы. Политико-правовая мысль проходит здесь быстрый путь от мифа к науке. Мыслители Древнего Рима, вслед за греками, оказали большое внимание на всю последующую политико-правовую мысль. Важны их положения о формах государства, о государстве как деле народа, создание юриспруденции и т.д.

И для Востока и Античного мира интересы полиса, общества были превыше всего, а личность – не рассматривалась как самостоятельная ценность.

Средние века – от нападения Рима до конца XVII в., однако все больше ученых склонно XVI и XVII вв. относить к Новому времени, называя их ранним Новым временем. Это эпоха развития идеологии на основе христианства и ислама (VII в.).

Именно христианство в Европе считается основой официальной веры и мировоззрения феодализма. Важная проблема средних веков – соотношение духовной и светской власти. На Востоке большую роль занимала политико-правовая идеология ислама, со временем форма обоснований восточных деспотий. Ислам, в отличие от христианства исходит из неделимости духовной и светской власти. Многие ученые в рамках Средневековья рассматривали политико-правовые проблемы периода Возрождения и Реформ (XIV – XVI вв.). Именно в этот период сложилось мировоззрение гуманизма, в центре внимания оказался человек, зарождается индивидуализм как самостоятельная ценность человека. Гуманизм первостепенное значение придает земной жизни, политической организации, рационалистически подходит к решению этих проблем, опирается на факты и умозаключения, чем подрывал теологию.

Реформация привела к расколу церкви, появлению протестантизма, существенно подорвала феодальную систему.

Новое время (XVIIXIX вв.) – век Просвещения и буржуазных революций (в Нидерландах, Англии, США, Франции), свободной конкуренции. Просветители были убеждены в могуществе человеческого разума, в его способности перестроить систему государственных отношений. «Мнение правит миром» - ставка на просвещенных монархов. Объект критики – церковь и сословная неравенство феодального строя. Распределение здравых идей – лучший способ переустройства мира. Идеи «просвещенного абсолютизма», конституционной ограниченной монархии и народного суверенитета. Они выдвигают теории естественного права, общественного договора, о необходимой конституции и т.д. Знаменем XIX в. стал либерализм (политический – обеспечение прав и равенства граждан) и экономический (свобода предпринимательской деятельности). Экономический либерализм лежит в основе юридического мировоззрения, когда все общественные явления рассматривались с сугубо правовой точки зрения. Ведущим направлением правовой теории становится юридический позитивизм, изучающий право как замкнутую, самостоятельную систему. На политико-правовую мысль большое влияние оказали философия позитивизма, социология. Одновременно происходит нарастание критики буржуазных порядков. С одной стороны со стороны консерваторов, с другой – социалистической мысли. В 40-х годах XIX в. создается теория научного социализма. Но либерализм остается основной тенденцией политико-правовой мысли этой эпохи.

Новейшее время: эпоха монополистического капитализма, империализма, социализма и кризиса социалистической системы – с начала XX вв. Государственное вмешательство в социально-экономические процессы. Юридический позитивизм утрачивает свои позиции, его вытесняет социологический позитивизм. Право перестало ассоциироваться только с государством, в центре внимания оказывается правотворческая деятельность суда, нормы создаваемые коллективами и объединениями.

I мировая война показала, что капитализм способен вести к величайшим бедствиям и катастрофам.

Социальное движение раскололось на революционное и реформистское.

Появление мировой системы социализма в Европе, возникает фашистское движение как крайняя форма расизма и национализма. Возникают теории конвергенции, сближение двух систем, понятие государства всеобщего благоденствия, социальное государство. Наметились пути совершенствования политической демократии. Они были прерваны фашизмом и во многом искусственной ликвидацией социалистических отношений в странах Восточной Европы.