Политико-правовые учения т. Гоббса
Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) – великий политический мыслитель и философ английской буржуазной революции был сторонником абсолютизма. Т. Гоббс был последовательным сторонником материалистической философии Ф. Бэкона, отождествлявшим законы развития мира с законами механики, он развил механическую теорию в понимании всей социальной жизни, государства и сущности человека. Он выделял такую специфику человеческой природы, как интересы и потребности. Причем в человеческом общежитии индивидуальное и частное – первично, а государственно-общественное – вторично, производное. Учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии о человеке, как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, который ищет для себя добра, избегая зло. Гоббс с его индивидуалистским подходом к государству и отечеству, был знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, подчеркивал принципиальное равенство людей, как части природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти. Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и существования государства в основной работе «Левиафан», а также в «Гражданине».
Он пытался учение о государстве и праве превратить в столь же точную науку, как геометрия, «фигуры и линии которой никто не оспаривает». Гоббс утверждал, что изначально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей, и каждый имеет одинаковое с другими «право на все». Но человек - это существо эгоистическое, жадное и честолюбивое. Окружают его завистники и враги. Отсюда фатальная неизбежность «войны всех против всех». Это «естественное состояние рода человеческого». Т.е. Гоббс воспроизвел картину зарождавшегося капиталистического общества.
Но человеку присущи страх, инстинкт самосохранения и разум. Гоббс естественному праву противопоставляет естественный Закон, как предписание естественного разума, запрещающее любому человеку делать что-либо пагубное для его жизни. Главный естественный закон гласит – необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй естественный закон – отказ каждого от своих прав в той мере, в какой это требуют интересы мира и самозащиты. Третий – люди обязаны выполнять заключенные соглашения. Здесь источник и начало справедливости.
Есть еще 16 естественных законов (например – против гордости, против надменности и т.д.). Все эти законы объединяет общее правило: «не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе». Но естественные законы не обязательны к исполнению. Превратить их в безусловный императив может только сила – позитивный закон: предписание делать или не делать что-либо. Для утверждения этих законов, преодоления страстей и эгоизма, необходим общественный договор, устанавливающий государственную власть. Сторонник механического подхода Гоббс рассматривает государство как искусственный механизм, итог человеческого творчества.
Дело власти – приказывать, а гражданина – подчиняться, исполнять законы. Государственная власть свободна от всяких посягательств и ограничений. Гоббс ставит актуальную проблему политики – политическое отчуждение, когда государство возникает в процессе отчуждения значительной части принадлежащих людям естественных прав и свобод. В качестве суверена власти Гоббс видит и монарха и коллективный орган (собрание), суверен является законодателем, и он сам не подчинен гражданским законам. Политическим идеалом Гоббса остается монархия, сильная централизованная власть, он выступает против разделения властей в государстве.
Главная задача государства – «обеспечить блага народа». Цель государства – «обеспечение безопасности», ибо до появления государства в обществе царила «война всех против всех».
Государство – это результат человеческого творчества и главное условие культурного развития народа, ибо «вне государства – господство страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, невежество, дикость; в государстве – господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, утонченность, науки, доброжелательство». Как подчеркивал Гоббс, государственная власть суверенна, абсолютна и неделима, «государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделала себя путем взаимного договора между собой огромное количество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для мира и общей пользы».
Первоначально источником власти Гоббс считал договор между подданными и правителем, который не может быть расторгнут без согласия сторон. Однако в ходе революции приводилось много фактов нарушения королем взятых обязательств. И тогда Гоббс сформулировал иное понятие общественного договора: каждого с каждым, где правитель вообще не принимает участия, а значит, не может его нарушать. И таким путем были изъяты основания для расторжения договора, изменения избранной формы правления, протеста против решений суверена. Власть суверена абсолютна и безгранична, это монополия на жизнь и смерть подданных. У народа по отношению к верховной власти есть только обязанности, прав нет.
Гоббс в типологии лучших форм правления выделяет три вида: монархию, демократию и аристократию. Гоббс видел слабость демократии в непрофессионализме, эгоизме толпы, неустойчивости закона, борьбе политических партий. «При монархии король есть народ».
Отсутствие прав народа к суверену Гоббс толкует как правовое равенство людей в их взаимных отношениях, которые гарантирует король: незыблемость договора, защита в суде, равные налоги, обеспечение частной собственности. Он был сторонником конкретных требований в области права: суд присяжных, право на защиту, соразмерность наказания преступлению и т.д. Гоббс был сторонником авторитарной, неограниченной королевской власти, фактически тоталитаризма.
По словам Лейбница, Гоббс «написал чудовищную книгу». После реставрации Стюартов и смерти Гоббса, его сочинения в Англии были запрещены, а «Левиафан» публично сожжен Оксфордским университетом.
Революционные события 1642 – 1649 гг. завершились провозглашением Англии республикой и установлением протектората Кромвеля. После его смерти произошла реставрация Стюартов (1660 г.). Но в 1688 году в результате «Славной революции» Стюарты были свергнуты, и в Англии образовалась конституционная монархия.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.