logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план

  1. Общая характеристика взглядов Древнего Востока.

  2. Политическая и правовая идеология Древней Индии.

  3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая.

Самая Древняя цивилизация возникает на Востоке: в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Палестине, Иране, Китае. Именно здесь раньше всего происходит переход от первобытнообщинного строя к государственному – к. VI - нач. III т. до н.э. Патриархальное натуральное хозяйство, устойчивость государственных форм собственности на землю, общинное землевладение, медленное развитие индивидуальной частной собственности. Рабы в производстве решающей роли не играли, основной продукт производили крестьяне, объединенные в сельские общины. Не было четкого классового деления. Привилегированное положение занимала придворная и имущественная знать. Характеристика формы государства – восточные деспотии во главе с фараоном, царем.

Политическая мысль зарождается в рамках религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.

Ведущее место занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Первыми правителями и законодателями общества были боги. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались наместниками, потомками богов и наделялись священными чертами. Так в Древнем Китае верховный правитель Поднебесной являлся единственной точкой связи с высшими небесными силами.

Черты политических и правовых учений Древнего Востока:

  1. сугубо прикладной характер, когда политические и правовые учения были посвящены вопросам управления, механизма осуществления власти и правосудия, технике и методике осуществления властных полномочий;

  2. синтез политики, права и морали представлял собой этико-политические доктрины. Акцент на изменение морального облика людей. Часто искусство управления сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера;

  3. патриархальность, незыблемость, традиционализм экономических и политических основ общества, если выступление народных масс то за справедливость, перераспределение богатства;

  4. неразрывная связь с космосом, природой. Люди – часть природы. Земные порядки – часть общемирового, космического порядка. Так, согласно зороастризму, государство – земное воплощение небесного царства Ормузда. Монарх – служитель Ормузда, он должен защищать подданных. Земная иерархия – отражение небесной иерархии;

  5. земные законы – воплощение вечных божественных законов;

  6. религиозно-мифологический характер.

Социально-политические теории Древнего Востока состояли из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Вследствие экономической отсталости, завоевательных причин многие государства Древнего Востока погибли. Многие их политико-правовые учения не получили развития. Но это не касается политико-правовой мысли Индии и Китая.

Рабовладельческое государство Древнего Египта возникает в IV т. до н.э. в форме централизованной монархии – восточной деспотии, во главе которой стоял фараон, который уподоблялся Богу. Уже в мифах и сказках Древнего Царства фараону присваивалось имя «великий Бог», «благой Бог», повествуется о том, что цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом солнца. Идеология развивается в политических трактатах в виде «поучений». Так в «Поучении Птахотета» (III т. до н.э.) автор обосновывает социальное неравенство людей «высших» и «низших», установлением Бога, проводит мысль покорности, смирения и вечности существующих порядков.

В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра» (ок. 2100 г. до н.э.) говорится: «Скрути толпу и удали пламя, которое от нее исходит», «Не поддерживай человека, который враждебен, ибо он беден … он враг». Поучение советует возвышать вельмож. «Больше чем отвращение – азиат для Египта». Физический труд считается уделом «низших», «проклятием судьбы».

В конце IV т. до н.э. в Месопотамии (Шумере и Аккаде) начинают складываться первые города-государства, создавшие высокоразвитую для своего времени цивилизацию. Ученые считают, что история начинается с Шумера. Шумеры раньше египтян научились проводить воду на поля, осушать болота, изобрели лук, плуг и колесо, выращивать пшеницу и лен. Шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о древе познания добра и зла, описали всемирный потоп и о том, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него свою семью и по паре животных. Но больше всех изумила современников шумерская литература. В поэме о Гильгамеше (II т. до н.э.) содержаться все известные легенды из Библии (о спасении младенца, который стал царем, о судьбе библейского пророка Моисея и др.). В поэме рассматриваются проблемы нравственного выбора, любви, служения долгу, осуждается деспотизм правителя. Именно Шумеры стоят у истоков человеческой культуры.

Важнейшим источником политической и правовой мысли Древнего Вавилона являются Законы или Кодекс Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего Вавилоном с 1750 г. до н.э. В 1901 г. французские археологи во время раскопок в Сузах (столице древнего Элама) нашли каменный столб с текстом 247 законов, написанных клинописью. Во введении к законам Хаммурапи говорит: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей» (Мардук – самый почитаемый Бог Вавилона). Бог через царя дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда и назначается судами. Формируются представления о формах вины. Назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб). Хаммурапи первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Он предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми.

Крупнейшим историческим памятником древней культуры Ирана является Авеста – собрание священных книг зороастризма, религии древних племен, населявших территорию Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. Основоположник зороастризма – Спитак Спитама (VI в. до н.э.) по происхождению мидянин, выступивший в роли пророка Заратуштры. Согласно учению Заратуштры в мире 2 начала: доброе - Ахура-Мазда (ормузм) и злое – Ангра-Манью (Ахриман), между которыми происходила постоянная борьба. Законы Мазды – выражения демократической идеологии, интересов крестьян общинников. Этика Заратуштры выражается в трех принципах: добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Это осуществляется в трех правилах: хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать. Царь управляет страной на основе разума, справедливости, законов Мазды.

Ведущим направлением в политической и правовой идеологии Древней Индии являлся брахманизм и буддизм. В I половине II т. до н.э. в Индию приходят арийские имена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведийской по имени древних письменных памятников – Веды (что означает знание, ведение). Ведийская Индия делилась на 4 сословия, касты (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), шудры (неприкасаемые, лица физического труда, слуги). Варны по преданию произошли из тела великана Пуруши, из уст – брахманы, рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ступней – шудры. Господствующее положение занимали варты брахманов и кшатриев, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Система получила название брахманизма по имени верховного Бога Брахмы. Брахман означает благоговение, благочестивая жизнь. Существует несколько слоев Вед (Самхиты – сборники гимнов в честь богов, Брахманы – мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам, «Араньяки» - лесные книги для лесных отшельников, монахов, Упанишады-Упаниша – сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения. Самхит тоже четыре – Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы). Женщины и шудры к ведам не допускались. Наиболее ярко идеология брахманизма была отражена в политическом трактате «Наставления Ману о дхарме» (II в до н.э. II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману», а также трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Человек – это творение богов, часть живой природы. Люди, как растения и животные имеют тело и душу. Тело смертно, душа бессмертна. С гибелью тела она поселяется в другом теле, растении, животном. Странствие души по различным телам называется сансара. Сначала переселение душ из одного тела в другое было беспорядочным, а затем в зависимости от поведения человека, следование дхарме своей варны.

Дхарма – буквально - закон, первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Это культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Нерадивое исполнение дхармы, влекло за собой рождение в более низкой варне, или в теле животного или растения. И наоборот. Так действовал закон возмездия – карма. Если брахман точно исполнял свою дхарму, то это освобождало его душу от дальнейших рождений и страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. Мокша – это достижение чистоты абсолютной реальности. Наивысшее достижение – нирвана. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшую варну брахмана допускался лишь после смерти человека, как награда за служение богам, терпение и кротость. Все осуществляется за счет наказания. «Весь мир подчинятся посредством наказания», - сказано в «Законах Ману». Политический идеал – теократическое государство, где царь правил под руководством жрецов и обеспечивается верховенство религиозного закона над светским.

В борьбе против брахманизма сформировался буддизм (VI – V вв. до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама-Будда – познавший истину, его еще называли Будда Шакьямуни – Пробужденный мудрец из рода Шакьев, Татхагатой – в истине приходящим и уходящим, Бхагаваном – Благословенным, Джиной – победителем, Локаджьештхой – Превосходным в мире.

Из каст на первом месте – кшатрии. Вначале буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Затем в нем усиливаются мотивы покорности и непротивление власти. Главная цель – избавить человека от страданий. Буддизм носит психологический и этический характер. Он проникнут стремлением к добру и не причинению вреда. Буддизм возникает как своеобразный бунт против религиозного брахманизма. Он предпринял попытку рационалистического объяснения природы и общества, отвергал идею божественного происхождения каст и царской власти. В древнеиндийских источниках проводится идея выборов правителя. По буддизму – государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю. Буддизм проповедовал равенство между людьми в духовной, религиозной сфере. Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешению от земных страстей и интересов. Оппозицией к власти буддизм не был. Он считал, что прочная власть защищает моральные устои от расшатывания. Буддизм отражал потребность в формировании крупных государств и содействовал укреплению империи Маурьев.

На рубеже старой и новой эры появляется индуизм, религия, впитавшая брахманизм, буддизм и ряд других верований. Буддизм же получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии и др. В первых веках нашей эры буддизм становится одной из мировых религий.