Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
Общая характеристика взглядов Древнего Востока.
Политическая и правовая идеология Древней Индии.
Политическая и правовая мысль Древнего Китая.
Самая Древняя цивилизация возникает на Востоке: в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Палестине, Иране, Китае. Именно здесь раньше всего происходит переход от первобытнообщинного строя к государственному – к. VI - нач. III т. до н.э. Патриархальное натуральное хозяйство, устойчивость государственных форм собственности на землю, общинное землевладение, медленное развитие индивидуальной частной собственности. Рабы в производстве решающей роли не играли, основной продукт производили крестьяне, объединенные в сельские общины. Не было четкого классового деления. Привилегированное положение занимала придворная и имущественная знать. Характеристика формы государства – восточные деспотии во главе с фараоном, царем.
Политическая мысль зарождается в рамках религиозно-мифологического мировоззрения, унаследованного от родового строя.
Ведущее место занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. Первыми правителями и законодателями общества были боги. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались наместниками, потомками богов и наделялись священными чертами. Так в Древнем Китае верховный правитель Поднебесной являлся единственной точкой связи с высшими небесными силами.
Черты политических и правовых учений Древнего Востока:
сугубо прикладной характер, когда политические и правовые учения были посвящены вопросам управления, механизма осуществления власти и правосудия, технике и методике осуществления властных полномочий;
синтез политики, права и морали представлял собой этико-политические доктрины. Акцент на изменение морального облика людей. Часто искусство управления сводилось к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера;
патриархальность, незыблемость, традиционализм экономических и политических основ общества, если выступление народных масс то за справедливость, перераспределение богатства;
неразрывная связь с космосом, природой. Люди – часть природы. Земные порядки – часть общемирового, космического порядка. Так, согласно зороастризму, государство – земное воплощение небесного царства Ормузда. Монарх – служитель Ормузда, он должен защищать подданных. Земная иерархия – отражение небесной иерархии;
земные законы – воплощение вечных божественных законов;
религиозно-мифологический характер.
Социально-политические теории Древнего Востока состояли из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Вследствие экономической отсталости, завоевательных причин многие государства Древнего Востока погибли. Многие их политико-правовые учения не получили развития. Но это не касается политико-правовой мысли Индии и Китая.
Рабовладельческое государство Древнего Египта возникает в IV т. до н.э. в форме централизованной монархии – восточной деспотии, во главе которой стоял фараон, который уподоблялся Богу. Уже в мифах и сказках Древнего Царства фараону присваивалось имя «великий Бог», «благой Бог», повествуется о том, что цари рождаются от брака между смертной женщиной и Богом солнца. Идеология развивается в политических трактатах в виде «поучений». Так в «Поучении Птахотета» (III т. до н.э.) автор обосновывает социальное неравенство людей «высших» и «низших», установлением Бога, проводит мысль покорности, смирения и вечности существующих порядков.
В «Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мери-ка-Ра» (ок. 2100 г. до н.э.) говорится: «Скрути толпу и удали пламя, которое от нее исходит», «Не поддерживай человека, который враждебен, ибо он беден … он враг». Поучение советует возвышать вельмож. «Больше чем отвращение – азиат для Египта». Физический труд считается уделом «низших», «проклятием судьбы».
В конце IV т. до н.э. в Месопотамии (Шумере и Аккаде) начинают складываться первые города-государства, создавшие высокоразвитую для своего времени цивилизацию. Ученые считают, что история начинается с Шумера. Шумеры раньше египтян научились проводить воду на поля, осушать болота, изобрели лук, плуг и колесо, выращивать пшеницу и лен. Шумеры рассказали о сотворении человека из глины, о древе познания добра и зла, описали всемирный потоп и о том, как одному из людей удалось спастись, построив ковчег и взяв в него свою семью и по паре животных. Но больше всех изумила современников шумерская литература. В поэме о Гильгамеше (II т. до н.э.) содержаться все известные легенды из Библии (о спасении младенца, который стал царем, о судьбе библейского пророка Моисея и др.). В поэме рассматриваются проблемы нравственного выбора, любви, служения долгу, осуждается деспотизм правителя. Именно Шумеры стоят у истоков человеческой культуры.
Важнейшим источником политической и правовой мысли Древнего Вавилона являются Законы или Кодекс Хаммурапи, шестого вавилонского царя, правившего Вавилоном с 1750 г. до н.э. В 1901 г. французские археологи во время раскопок в Сузах (столице древнего Элама) нашли каменный столб с текстом 247 законов, написанных клинописью. Во введении к законам Хаммурапи говорит: «…Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей» (Мардук – самый почитаемый Бог Вавилона). Бог через царя дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда и назначается судами. Формируются представления о формах вины. Назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб). Хаммурапи первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Он предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми.
Крупнейшим историческим памятником древней культуры Ирана является Авеста – собрание священных книг зороастризма, религии древних племен, населявших территорию Ирана, стран Ближнего и Среднего Востока. Основоположник зороастризма – Спитак Спитама (VI в. до н.э.) по происхождению мидянин, выступивший в роли пророка Заратуштры. Согласно учению Заратуштры в мире 2 начала: доброе - Ахура-Мазда (ормузм) и злое – Ангра-Манью (Ахриман), между которыми происходила постоянная борьба. Законы Мазды – выражения демократической идеологии, интересов крестьян общинников. Этика Заратуштры выражается в трех принципах: добрая мысль, доброе слово, доброе дело. Это осуществляется в трех правилах: хорошо думать, хорошо говорить, хорошо делать. Царь управляет страной на основе разума, справедливости, законов Мазды.
Ведущим направлением в политической и правовой идеологии Древней Индии являлся брахманизм и буддизм. В I половине II т. до н.э. в Индию приходят арийские имена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. до н.э.) получила название ведийской по имени древних письменных памятников – Веды (что означает знание, ведение). Ведийская Индия делилась на 4 сословия, касты (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), шудры (неприкасаемые, лица физического труда, слуги). Варны по преданию произошли из тела великана Пуруши, из уст – брахманы, рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, из ступней – шудры. Господствующее положение занимали варты брахманов и кшатриев, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Система получила название брахманизма по имени верховного Бога Брахмы. Брахман означает благоговение, благочестивая жизнь. Существует несколько слоев Вед (Самхиты – сборники гимнов в честь богов, Брахманы – мифологические, ритуальные и иные объяснения к самхитам, «Араньяки» - лесные книги для лесных отшельников, монахов, Упанишады-Упаниша – сидеть у ног учителя, получая от него наставления, поучения. Самхит тоже четыре – Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы). Женщины и шудры к ведам не допускались. Наиболее ярко идеология брахманизма была отражена в политическом трактате «Наставления Ману о дхарме» (II в до н.э. II в. н.э.). На русский язык трактат переведен под названием «Законы Ману», а также трактат «Артхашастра» («Наставления о пользе»). Человек – это творение богов, часть живой природы. Люди, как растения и животные имеют тело и душу. Тело смертно, душа бессмертна. С гибелью тела она поселяется в другом теле, растении, животном. Странствие души по различным телам называется сансара. Сначала переселение душ из одного тела в другое было беспорядочным, а затем в зависимости от поведения человека, следование дхарме своей варны.
Дхарма – буквально - закон, первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Это культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Нерадивое исполнение дхармы, влекло за собой рождение в более низкой варне, или в теле животного или растения. И наоборот. Так действовал закон возмездия – карма. Если брахман точно исполнял свою дхарму, то это освобождало его душу от дальнейших рождений и страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. Мокша – это достижение чистоты абсолютной реальности. Наивысшее достижение – нирвана. Сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной. Переход в высшую варну брахмана допускался лишь после смерти человека, как награда за служение богам, терпение и кротость. Все осуществляется за счет наказания. «Весь мир подчинятся посредством наказания», - сказано в «Законах Ману». Политический идеал – теократическое государство, где царь правил под руководством жрецов и обеспечивается верховенство религиозного закона над светским.
В борьбе против брахманизма сформировался буддизм (VI – V вв. до н.э.). Основатель – Сиддхартха Гаутама-Будда – познавший истину, его еще называли Будда Шакьямуни – Пробужденный мудрец из рода Шакьев, Татхагатой – в истине приходящим и уходящим, Бхагаваном – Благословенным, Джиной – победителем, Локаджьештхой – Превосходным в мире.
Из каст на первом месте – кшатрии. Вначале буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Затем в нем усиливаются мотивы покорности и непротивление власти. Главная цель – избавить человека от страданий. Буддизм носит психологический и этический характер. Он проникнут стремлением к добру и не причинению вреда. Буддизм возникает как своеобразный бунт против религиозного брахманизма. Он предпринял попытку рационалистического объяснения природы и общества, отвергал идею божественного происхождения каст и царской власти. В древнеиндийских источниках проводится идея выборов правителя. По буддизму – государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю. Буддизм проповедовал равенство между людьми в духовной, религиозной сфере. Люди считались равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признавалась способность к духовному росту. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешению от земных страстей и интересов. Оппозицией к власти буддизм не был. Он считал, что прочная власть защищает моральные устои от расшатывания. Буддизм отражал потребность в формировании крупных государств и содействовал укреплению империи Маурьев.
На рубеже старой и новой эры появляется индуизм, религия, впитавшая брахманизм, буддизм и ряд других верований. Буддизм же получает распространение главным образом за пределами Индии – в странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии и др. В первых веках нашей эры буддизм становится одной из мировых религий.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.