Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
Политико-правовая мысль Древнего Китая представлена: конфуцианством, даосизмом, моизмом и легизмом. Расцвет политической мысли VI – V вв. до н.э. Политической мыслью занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания человек и общество, проблемы организации государства, естественной, природной закономерности.
Конфуций, Кун-цю, Кун-фу-цзы – что означает мудрец (учитель) – министр в княжестве Лу, создал свою школу. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н.э. Цель морали Конфуция – не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства. Основу политического учения составляет принцип добродетели – дэ. Управляющие верха должны быть совершенными, благородными людьми (цзюнь-цзы). Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ли). Их отличают гуманность, чувство долга, справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим. Благородный чиновник всегда следует справедливости, готов к опале, если в поднебесье нет справедливости. Конфуций предлагает начать с возрождения пошатнувшейся морали правителей. Государство он уподобляет гигантской семье: царь – отец, старший в роде. Царь государства – общее благо. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его (Патерналистская концепция власти). Деление на благородных и простолюдинов – естественно. Каждый должен занимать такой статус, который соответствует его моральным качествам – принцип исправления имен. Основа стабильности в обществе – четкая организация и формализация общественной деятельности, соблюдение своих обязанностей на своем месте. Каждый шаг по обычаям и ритуалам. Эти правила Ли - своего рода естественное право, освещенное многовековой традицией. Пример должны показывать цзюнь-цзы – чиновники Скептически относился к управлению посредством создания новых законов и наказаний. Следовать ритуалу , обычаю, морали, примеру. С помощью законов можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.
«Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний, - говорил Конфуций, - люди будут стараться избежать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью Дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними». Необходимость в государстве отпадает, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Идея – распространение моральных знаний и обучение всех людей. Учение сыграло огромную роль в китайской истории и культуре. Во II в. до н.э. – стало официальной идеологией и сыграло роль государственной религии Китая.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.