logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)

Политико-правовая мысль Древнего Китая представлена: конфуцианством, даосизмом, моизмом и легизмом. Расцвет политической мысли VI – V вв. до н.э. Политической мыслью занимались правители, мудрецы, философы. В центре внимания человек и общество, проблемы организации государства, естественной, природной закономерности.

Конфуций, Кун-цю, Кун-фу-цзы – что означает мудрец (учитель) – министр в княжестве Лу, создал свою школу. Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» («Беседы и высказывания»), составленном учениками философа в V в. до н.э. Цель морали Конфуция – не загробная жизнь, а наилучшее, разумное устройство государства. Основу политического учения составляет принцип добродетели – дэ. Управляющие верха должны быть совершенными, благородными людьми (цзюнь-цзы). Их жизнь подчинена строгим нормам ритуала (ли). Их отличают гуманность, чувство долга, справедливости, стремление к знаниям, верность, мягкость, уважение к старшим. Благородный чиновник всегда следует справедливости, готов к опале, если в поднебесье нет справедливости. Конфуций предлагает начать с возрождения пошатнувшейся морали правителей. Государство он уподобляет гигантской семье: царь – отец, старший в роде. Царь государства – общее благо. Призвание царя – накормить народ, обогатить и обучить его (Патерналистская концепция власти). Деление на благородных и простолюдинов – естественно. Каждый должен занимать такой статус, который соответствует его моральным качествам – принцип исправления имен. Основа стабильности в обществе – четкая организация и формализация общественной деятельности, соблюдение своих обязанностей на своем месте. Каждый шаг по обычаям и ритуалам. Эти правила Ли - своего рода естественное право, освещенное многовековой традицией. Пример должны показывать цзюнь-цзы – чиновники Скептически относился к управлению посредством создания новых законов и наказаний. Следовать ритуалу , обычаю, морали, примеру. С помощью законов можно вызвать страх, но не достигнуть нравственного обновления.

«Если управлять с помощью законов и обеспечивать порядок посредством наказаний, - говорил Конфуций, - люди будут стараться избежать наказаний, но не будут испытывать стыда; если же управлять с помощью Дэ и обеспечивать порядок ритуалом, люди будут иметь стыд и станут честными и искренними». Необходимость в государстве отпадает, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Идея – распространение моральных знаний и обучение всех людей. Учение сыграло огромную роль в китайской истории и культуре. Во II в. до н.э. – стало официальной идеологией и сыграло роль государственной религии Китая.