Учение ш. Монтескье о государстве и праве
Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) – выдающийся политический мыслитель, юрист, философ, «вождь законодательной Европы», первый в идеологии просветительства, создатель развернутой политической доктрины. Основные его работы: «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов». Уже первое его произведения «Персидские письма» - это злая сатира на политический режим, на быт и нравы высшего общества Франции, и призыв к устройству государства на новых «гражданских» началах. Монтескье отвергал теологическую картину мира и давал материалистическое его истолкования на основе законов природы. Отвергая фатальный характер действия общественных законов, он обращал внимание на свободу воли в поступках людей. Закономерности социального мира получают у него концентрированное выражение в понятии «общего духа народа».
Важнейшим вкладом Монтескье в политико-правовую теорию стала его идея о разделении властей и детально разработанная теория законов. В работе «О духе законов» Монтескье жестко критикует и отвергает все теологические и абсолютистские концепции государства и права, отождествляя существующую абсолютистскую монархию Франции с деспотической властью. Монтескье разделяет государство и общество, выдвигает идею о влиянии условий географической среды (климат, почва, рельеф, территория) на облик народа и его законодательство. Поэтому правитель, законодатель обязан учитывать и конкретные условия среды, особенности народа и сумму политических факторов.
Политическая свобода ускоряет развитие экономики, промышленности и торговли, что в свою очередь, укрепляет и обогащает общество. Политическая стабильность достигается за счет четкого разделения властей, что гарантирует законность, дальнейшее развитие политических свобод и утверждает право основным регулятором взаимоотношений «человек – общество – государство».
Монтескье решительно выступал за всеобщее равенство людей, за всеобщее избирательное право. Монтескье связывал идеи политической свободы с принципом гражданской свободы человека («безопасность граждан»). Под свободой понимается «право делать все, что дозволено законом».
Для обеспечения свободы и предотвращения тирании необходимо строгое соблюдение законов, утверждение в обществе «принципа законности» (идея правления закона). Законы общества имеют объективный характер, они тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни. Мир в обществе и между государствами, народами – первый, естественный закон человечества.
Люди управляются различными законами: естественным правом, божественным правом (правом религии), церковным (каноническим) правом, международным правом (вселенским гражданским правом, где каждый народ – гражданин вселенной), общим гражданским правом, относящимся ко всем обществам, частным государственным правом, имеющим в виду отдельное общество, правом завоевания, гражданским правом отдельных обществ, семейным правом. Большое внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Монтескье выдвигает идею устранения имущественного неравенства в обществе, о долге государства обеспечить каждого гражданина средствами к существованию. К теории общественного договора относится и учение Монтескье о происхождении государства. Государство – это результат сознательной деятельности людей, исторический продукт развития общества, переход от естественного состояния. «Государство есть общество, где есть законы». Поэтому задача государства – насильно заставлять отдельных граждан выполнять законы, служащие общему благу, устранять социальные противоречия, войны, вражду между людьми. В работе «О духе законов» Монтескье выделяет три формы правления: республику, монархию и деспотию. Каждой соответствует и свой принцип правления: добродетель, честь и страх, произвол.
Симпатии Монтескье на стороне республики, именно она утверждает новые жизненные принципы – равенство, свободу, любовь, патриотизм. Она дает народу и его представителям верховную власть. Еще в начале XVIII в. Монтескье призвал к созданию органов народного представительства, ограничивающих полномочия монархии (в виде сословного парламента). Являясь автором теории разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Монтескье считал, что это помогает избежать злоупотребления властью.
Монтескье выдвигает гипотезу о зависимости формы государственного правления от размеров территории: небольшие государства имеют в основном республиканскую форму правления, средние – монархический режим, а большие государства – деспотии. Он выступал против унификации правления, копирования чужих форм и законов, так как «каждое государство есть выражение духа нации».
Монтескье выдвигал идеи демократического правления, когда «верховная власть в республике принадлежит всему народу». Принципы демократии – политическая добродетель, баланс властей, умеренность и сдерживание власти через народное представительство.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.