Политико-правовые идеи Реформации
В XV в. страны Западной и Центральной Европы охватила Реформация (от лат. Reformatio – преобразование, перестройка) – массовое движение против католической церкви. Крупнейшим идеологом бюргерского крыла Реформации был немецких теолог, доктор богословия Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.), который выступал против продажи индульгенций (отпущение грехов за деньги), он провозгласил «95 тезисов» против торговли индульгенциями. Лютер и его единомышленники заявляли, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается перед Богом и не нуждается для этого в услугах священников. Церковь, в том виде, как она сложилась в XVI в., вообще не нужна христианам, так как она не только мешает общению с богом, но и подменяет богослужение идолопоклонству. Они заявили, что в католицизме почитание бога подменено почитанием церкви. Спасение христиан не в церковных службах, мессах, иконах, а в глубокой и искренней вере в бога. Перед Богом все равны, клир ничем не отличается от мирян.
То, что относится к религии – дело совести христианина, источник веры – «чистое слово божье» (священное Писание). Все, что находит подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным, а вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб рассматривались как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике, и фактически отрицалось.
Человек живет в двух сферах: в сфере «Евангелия» (религиозная сфера) и в сфере «закона» (царство земное). Если бы мир состоял из подлинных христиан (истинно верующих), то в законах и правителях не было бы необходимости. Но так как «злых всегда больше», то бог учредил два правления – духовное (для верующих) и светское (для сдерживания злых). Истинный христианин должен заботиться о других людях, поэтому он платит налоги, почитает начальство, делает все, что идет на пользу светской власти.
Главное, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных интересах, и тогда «стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд» могут быть христианами. Бог велел подчиняться любой власти. Но законы князя не простираются на вопросы веры. Задача духовенства – нести слово божье, во всем остальном оно должно подчиняться государству. Светская власть независима от папства. Лютер призывал королей и князей к вооруженной борьбе против пап, кардиналов и всего духовенства.
Мирской порядок опирается не на божественное, а на естественное право – производное от воли божьей. Естественное право управляет лишь внешним поведением людей, имуществом, вещами. Область веры, внутренний мир человека находится вне юрисдикции государства, вне действия его законов. Светской власти, опирающейся на естественное право, следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определенными человеческим разумом. Разумно управляет тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него Богом. Христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа». Лютер учил подданных быть покорными, не восставать против власти, сносить несправедливость.
Призывы Лютера против церкви вылились в войну лютеран и католиков. На территории Германии она завершилась Агсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией. В 1529 г. католики на II-м Шпейерском рейхстаге добились отмены этого положения. И тогда несколько князей и представителей городов подали протест императору, ссылаясь на то, что вопрос о религии – дело совести, а не предмет решения большинства голосов. С тех пор приверженцев Реформации стали называть протестантами. После Агсбургского мира протестантизм приняли ряд германских земель, а также скандинавские государства.
Крестьянско-плебейский лагерь возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525 гг.), превративший реформационное движение в бескомпромиссную борьбу против эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви – в Крестьянскую войну в Германии в 1524 – 1526 гг. Он призывал крестьян объединяться в «Христианский союз и братство». Главная идея Мюнцера – революционная передача власти простому народу, так как только обездоленный люд лишен эгоистических целей и стремится к «общей пользе». Социальные верхи, узурпировавшие государственную власть, распоряжаются ею для своих корыстных целей. Поэтому нужно воспользоваться мечом для того, чтобы сбросить «безбожников с трона правления» и выдвинуть на их место простых людей. Контроль над государственной политикой должен осуществлять сам народ. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей. Представителем радикального религиозно-политического течения Реформации был Жан Кальвин (1509 – 1564 гг.), француз, обосновавшийся в Швейцарии. Его главное сочинение – «Наставление в христианской вере», основой которого явился догмат о божественном предопределении. Его учение – кальвинизм широко распространилось в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии и североамериканских колониях.
Согласно Кальвину, Бог заранее определил путь одних людей к спасению и блаженству, а путь других – к гибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут распознать ее: если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит им. В кальвинизме выразилась протестантская этика («Дух капитализма» по Максу Веберу): целиком посвящать себя своей профессии, быть бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность, быть честным, верным слову и соглашению. Успех в делах – доказательство божьей избранности. Это стало духовной основой капитализма в Западной Европе.
Кальвин осуждал феодально-монархические круги за насилие, произвол, беззаконие и предрекал из-за этого божью кару, но в тоже время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение тирана допустимы только в том случае, когда исчерпаны все пассивные средства сопротивления, все «легальные формы борьбы». «Наихудшей» формой правления для Кальвина была демократия. Предпочтение он отдавал олигархической форме организации государства.
Отличительной чертой кальвинистской доктрины была крайняя религиозная нетерпимость, особенно к крестьянско-плебейским ересям. Для политической практики Кальвина (в 1541 – 1564 гг. он руководил Женевской консисторией) была характерна крайняя жестокость: консистория подчинила себе городской магистрат, за гражданами была установлена слежка, все стороны жизни были жестоко регламентированы, за малейшие нарушения установленных норм назначались тяжкие наказания. Кальвинская идеология содействовала первой буржуазной революции в Европе – в Нидерландах и утверждению в ней республики. На ее основе сложились первые буржуазные партии в Англии, прежде всего в Шотландии. Кальвинизм, наряду с другими течениями, подготовил тот «мыслительный материал», на почве которого в 17 –18 вв. сложилось классическое политико-юридическое мировоззрение буржуазии. В борьбе против Реформации церковь развернула контрреформацию. Усилены были преследования еретиков, реорганизована инквизиция, утвержден список запрещенных книг, за чтение которых следовало отлучение от церкви, мирянам запрещалось чтение Библии.
Было создано «общество Иисуса» испанским дворянином Игнатием Лойолой, превратившееся в монашеский орден иезуитов – «боевой отряд воинствующей церкви». Чтобы укрепить авторитет католицизма, они не обособлялись от мирской жизни, стремились овладеть просвещением и наукой, стать «орденом ученых». В ряде стран они создали широкую сеть школ. Главным в ордене был обет послушания, полный отказ от собственной воли, полное повиновение начальникам ордена. «Нужно совершить грех, смертный или простой, если начальство того требует во имя господа нашего Иисуса Христа». Иезуиты проникали в окружение монархов, склоняли их к борьбе с протестантами, организовали ряд покушений на неугодных католической церкви королей. Цель оправдывает средства. Иезуит мог обещать любому человеку «выполнить его волю как свою», мысленно добавив: «Если она, воля, будет того достойна». На словах осуждали макиавеллизм, а на деле руководствовались им. В результате мер, католическая церковь вернула ряд стран в лоно своей церкви.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.