Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
Иосиф Волоцкий (1440 – 1515 гг.) – один из самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю. Родился в небогатой дворянской семье. С 8 лет и до смерти его жизнь была связана с монастырем. Получил хорошее монастырское образование. Основал один из самых могущественных монастырей Московии – Иосифо-Волоколамский монастырь, в стенах его была сосредоточена богатейшая библиотека религиозных и светских книг, произведений древнегреческих и древнеримских историков и философов, византийских и западноевропейских писателей.
Иосиф полагал, что нестяжательной, т.е. свободной от обладания имуществом, должна быть только личная жизнь монахов. Для монастыря же в целом, обладание землями, селами, деньгами – жизненно необходимо (для обеспечения богослужения в храме и для оказания помощи странникам, нищим, больным). Монастырское имущество не может препятствовать монахам достигать вечного спасения. Иосиф Волоцкий боролся против «ереси жидовствующих» (правда и его самого обвиняли в жидовстве). Волоцкий пользовался цитатами из Священного писания и сочинений христианских писателей (обвинили в плагиате).
«Ересью жидовствующих» Иосиф называл еретическое движение, возникшее в Новгороде в 70-х годах XV в. Его проводниками были такие видные люди, как архимандрит Симонова монастыря Зосима (в 1490 – 1494 гг. – Митрополит Московский и Всея Руси), дьяк Федор Курицын, невестка Ивана III Елена Волошанка, ее сын и внук великого князя Дмитрий.
По книге Волоцкого «Просветитель», еретики учили:
истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, т.е. нет Пресвятой Троицы;
истинный Христос, или обетованный Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божиим не по естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки;
Христос же, в которого веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, но является простым человеком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу;
поэтому надо принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом и отвергать веру христианскую как ложную, данную человеком.
Иосиф Волоцкий усматривал в «ереси жидовствующих» опасную угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель.
Однако сохранившиеся сочинения еретиков говорят о том, что они не обратились в иудаизм, хотя отвергали институт монашества, негативно относились к монастырям, отрицали христианские постулаты, не принимали многие христианские обряды (причастие, молитвы о усопшим и т.д.). Называя ересь «ересью жидовствующих», Иосиф Волоцкий следовал еще византийской традиции обозначать опасные для христианской религии и церкви явления как иудейские. Об этом говорят сочинения Иоанна Дамаскина, хорошо известные на Руси. Так на одном из соборов восточных епископов Иоанн Дамаскин предал анафеме византийского императора – еретика Льва Исавра: «Первозлейшему иконоборцу, паче же христоборцу зверю зловредному, прельщенному от двух псов евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия церкви, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителя Христова стада, а не пастырю и с таиники их анафема».
Церковный собор в декабре 1504 года осудил главных еретиков на смертную казнь, а невестка Ивана III Елена Волошанка и ее сын Дмитрий еще в 1502 году были посажены в темницу.
Иосиф Волоцкий был горячим проповедником идеи божественного происхождения верховной государственной власти. Цари от Бога получают управление государством. Он придавал верховной государственной власти церковный характер, смешивал светские законы с религиозными, христианскими. Пределы осуществления верховной государственной власти в русском обществе мыслились Волоцким не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными. Царь – это держатель «правды», высокого, освещенного Богом, нравственного начала в общественной жизни. Царь – есть Божий слуга. Бог ставит его на царство не для удовлетворения своих эгоистических желаний, но для охраны православно-нравственных устоев общества, защиты его от душевного и телесного вреда, от воздействия еретиков. С еретиками и вероотступниками, т.е. губителями души, государственная власть должна поступать так же, как с убийцами – т.е. казнить их. Идеальный государь по Волоцкому, это – человек непорочный, как ангел, блюститель законности и справедливого суда, не берущий взяток, не уповающий на ложь, не желающий восхвалений, милосердный к людям. Однако государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.