logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого

Иосиф Волоцкий (1440 – 1515 гг.) – один из самых выдающихся деятелей и идеологов русской православной церкви за всю ее историю. Родился в небогатой дворянской семье. С 8 лет и до смерти его жизнь была связана с монастырем. Получил хорошее монастырское образование. Основал один из самых могущественных монастырей Московии – Иосифо-Волоколамский монастырь, в стенах его была сосредоточена богатейшая библиотека религиозных и светских книг, произведений древнегреческих и древнеримских историков и философов, византийских и западноевропейских писателей.

Иосиф полагал, что нестяжательной, т.е. свободной от обладания имуществом, должна быть только личная жизнь монахов. Для монастыря же в целом, обладание землями, селами, деньгами – жизненно необходимо (для обеспечения богослужения в храме и для оказания помощи странникам, нищим, больным). Монастырское имущество не может препятствовать монахам достигать вечного спасения. Иосиф Волоцкий боролся против «ереси жидовствующих» (правда и его самого обвиняли в жидовстве). Волоцкий пользовался цитатами из Священного писания и сочинений христианских писателей (обвинили в плагиате).

«Ересью жидовствующих» Иосиф называл еретическое движение, возникшее в Новгороде в 70-х годах XV в. Его проводниками были такие видные люди, как архимандрит Симонова монастыря Зосима (в 1490 – 1494 гг. – Митрополит Московский и Всея Руси), дьяк Федор Курицын, невестка Ивана III Елена Волошанка, ее сын и внук великого князя Дмитрий.

По книге Волоцкого «Просветитель», еретики учили:

  1. истинный Бог есть един и не имеет ни Сына, ни Святого Духа, т.е. нет Пресвятой Троицы;

  2. истинный Христос, или обетованный Мессия, еще не пришел и когда придет, то наречется Сыном Божиим не по естеству, а по благодати, как Моисей, Давид и другие пророки;

  3. Христос же, в которого веруют христиане, не есть Сын Божий, воплотившийся и истинный Мессия, но является простым человеком, распятым иудеями, умершим и истлевшим в гробу;

  4. поэтому надо принимать веру иудейскую как истинную, данную Самим Богом и отвергать веру христианскую как ложную, данную человеком.

Иосиф Волоцкий усматривал в «ереси жидовствующих» опасную угрозу нравственным устоям русского общества, распад которых неминуемо влек за собой его гибель.

Однако сохранившиеся сочинения еретиков говорят о том, что они не обратились в иудаизм, хотя отвергали институт монашества, негативно относились к монастырям, отрицали христианские постулаты, не принимали многие христианские обряды (причастие, молитвы о усопшим и т.д.). Называя ересь «ересью жидовствующих», Иосиф Волоцкий следовал еще византийской традиции обозначать опасные для христианской религии и церкви явления как иудейские. Об этом говорят сочинения Иоанна Дамаскина, хорошо известные на Руси. Так на одном из соборов восточных епископов Иоанн Дамаскин предал анафеме византийского императора – еретика Льва Исавра: «Первозлейшему иконоборцу, паче же христоборцу зверю зловредному, прельщенному от двух псов евреев, демонскому слуге, богопротивному ратнику Божия церкви, мучителю, а не царю, Льву Исавренину и его лжепатриарху Анастасию, гонителя Христова стада, а не пастырю и с таиники их анафема».

Церковный собор в декабре 1504 года осудил главных еретиков на смертную казнь, а невестка Ивана III Елена Волошанка и ее сын Дмитрий еще в 1502 году были посажены в темницу.

Иосиф Волоцкий был горячим проповедником идеи божественного происхождения верховной государственной власти. Цари от Бога получают управление государством. Он придавал верховной государственной власти церковный характер, смешивал светские законы с религиозными, христианскими. Пределы осуществления верховной государственной власти в русском обществе мыслились Волоцким не столько правовыми, сколько религиозно-нравственными. Царь – это держатель «правды», высокого, освещенного Богом, нравственного начала в общественной жизни. Царь – есть Божий слуга. Бог ставит его на царство не для удовлетворения своих эгоистических желаний, но для охраны православно-нравственных устоев общества, защиты его от душевного и телесного вреда, от воздействия еретиков. С еретиками и вероотступниками, т.е. губителями души, государственная власть должна поступать так же, как с убийцами – т.е. казнить их. Идеальный государь по Волоцкому, это – человек непорочный, как ангел, блюститель законности и справедливого суда, не берущий взяток, не уповающий на ложь, не желающий восхвалений, милосердный к людям. Однако государь не волен распоряжаться имуществом церквей и монастырей.