Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
Крупнейшим писателем Киевской Руси середины XI в. был киевский митрополит Илларион, «муж благочестивъ, божественным Писаниемъ разуменъ и постник». Он был первым митрополитом из русских, до него эту должность занимали священнослужители только греческого происхождения, присылавшиеся из Константинополя. Илларион хорошо знал греческий язык, византийскую церковную литературу. Его перу принадлежат: «Слово о Законе и Благодати», «Молитва» и «Исповедание веры».
Главное творение Иллариона – «Слово о Законе и Благодати» - созданное в период между 1037-1050 гг. Это проповедь, произнесенная в одном из церковных храмов. О чем повествует Илларион: «О Законъ, Моисъем даньномь, и о Благодъти и Истинъ, Иисусъм Христомь бы въщиихъ».
Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Господина. Он призван определять внешние поступки людей на той ступени развития, когда они не достигли совершенства. Благодаря подзаконному состоянию человечество избегает взаимного истребления. Достигнув внутреннего совершенства на основе Истины, христианин не нуждается в законе. Закон и Истина противопоставляются друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Бог посредством Благодати и Истины спас русских, привел их в истинный разум. В распространении морально-этического идеала Христианства Илларион видит путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет), Истиной (Новый Завет). Вся всемирная история делится на два периода:
богоизбранность иудейского народа, Ветхого Завета и подчинения Закону;
Новый Завет – период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно.
Русский народ добровольно присоединился к христианству и не нуждается в опеке Византии. А так как центральной фигурой этого процесса был Владимир Святославович (Креститель), то киевский князь является главным среди остальных русских князей. Его власть крепка и основана на правде. Источник верховной власти – в божественной воле, поэтому Великий князь отвечает перед богом и обеспечивает мир и хорошее управление.
Владимир – учитель и наставник, не только глава государства, но и духовный пастырь своего народа. Сила православной веры в теснейшем союзе ее с государственной властью.
Однако Илларион ничего не говорил о богоизбранности князя или о божественном происхождении государственной власти. Согласно ему, божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его.
Власть над людьми князь получает в представлении Иллариона, не от Бога, а по наследству от славных предков своих – русских князей. Княжеская власть – это не столько совокупность властных полномочий, сколько поле деятельности процесса свершения благих дел для Русской Земли.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.