logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»

Крупнейшим писателем Киевской Руси середины XI в. был киевский митрополит Илларион, «муж благочестивъ, божественным Писаниемъ разуменъ и постник». Он был первым митрополитом из русских, до него эту должность занимали священнослужители только греческого происхождения, присылавшиеся из Константинополя. Илларион хорошо знал греческий язык, византийскую церковную литературу. Его перу принадлежат: «Слово о Законе и Благодати», «Молитва» и «Исповедание веры».

Главное творение Иллариона – «Слово о Законе и Благодати» - созданное в период между 1037-1050 гг. Это проповедь, произнесенная в одном из церковных храмов. О чем повествует Илларион: «О Законъ, Моисъем даньномь, и о Благодъти и Истинъ, Иисусъм Христомь бы въщиихъ».

Начинает он свое произведение с выяснения взаимодействия Закона и Истины. Закон рассматривается как проводник чужой воли: Бога и Господина. Он призван определять внешние поступки людей на той ступени развития, когда они не достигли совершенства. Благодаря подзаконному состоянию человечество избегает взаимного истребления. Достигнув внутреннего совершенства на основе Истины, христианин не нуждается в законе. Закон и Истина противопоставляются друг другу, они взаимодействуют в определенной последовательности. Законопослушное и нравственное поведение человека связано с постижением Истины и достижением в силу этого Благодати как идеала христианина. Бог посредством Благодати и Истины спас русских, привел их в истинный разум. В распространении морально-этического идеала Христианства Илларион видит путь к совершенствованию человечества и замене Закона (Ветхий Завет), Истиной (Новый Завет). Вся всемирная история делится на два периода:

  1. богоизбранность иудейского народа, Ветхого Завета и подчинения Закону;

  2. Новый Завет – период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, принявших его свободно и добровольно.

Русский народ добровольно присоединился к христианству и не нуждается в опеке Византии. А так как центральной фигурой этого процесса был Владимир Святославович (Креститель), то киевский князь является главным среди остальных русских князей. Его власть крепка и основана на правде. Источник верховной власти – в божественной воле, поэтому Великий князь отвечает перед богом и обеспечивает мир и хорошее управление.

Владимир – учитель и наставник, не только глава государства, но и духовный пастырь своего народа. Сила православной веры в теснейшем союзе ее с государственной властью.

Однако Илларион ничего не говорил о богоизбранности князя или о божественном происхождении государственной власти. Согласно ему, божественное происхождение имеет не власть верховного правителя в государстве, а разум в сердце его.

Власть над людьми князь получает в представлении Иллариона, не от Бога, а по наследству от славных предков своих – русских князей. Княжеская власть – это не столько совокупность властных полномочий, сколько поле деятельности процесса свершения благих дел для Русской Земли.