logo
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Формирование политической идеологии Московского государства

Феодальная раздробленность и татаро-монгольская иго затормозили развитие Руси почти на 2,5 века. Эти явления становятся основными темами летописей. После Куликовской битвы (1380 г.), положившей начало освобождению Руси, Москва становится центром объединения Русских земель.

История Московского государства начинается со II половины XIII в. В течение XIV – XV вв. оно превращается из небольшого княжества в мощное централизованное государство с сильнейшей монархической властью. К концу XV в. его территория расширяется, прирастая Западной Сибирью и Поволжьем. Московское государство все чаще именуют теперь «Россия» или «Великая Россия».

Московское государство – это уже зрелое феодальное общество. Политическая и правовая идеология Московского государства – сложная и разнообразная по тематике, в рамках ее идей идеологическая и политическая борьба. Несмотря на урон, нанесенный татаро-монгольским игом (только 1% дошел из литературного наследия Киевской Руси – остальное сожжено и разрушено), русская культура развивалась, строились новые церкви и монастыри, открывались новые школы, распространялась грамотность среди русского населения, создавались новые книги. Переводятся на русский язык в течение XIV – XV вв. произведения христианской философской литературы: святого Дионисия Ареопагита, Петра Дамаскина, поучения святого Ефрема Сирина, Исаака Сирина и другие. XIV – XV вв. – это эпоха расцвета русского летописания.

Прослеживается традиция и преемственность между культурами Киевского и Московского государства. Киевская Русь была колыбелью Московии, а московские князья – потомки киевских князей, наследники их доблестей и земель. Центр государства перемещается из Киева в Москву. Характерной идеей еще со времен татаро-монгольского владычества был образ князя – защитника Русской земли. Прародителем Московского князя считался Владимир Мономах, «Владимир Красное солнышко». Об этом говорится в «Послании о Мономаховом венце», «Сказании о князьях Владимирских» и т.д.

Царская власть понималась как передающаяся по наследству. Царем нельзя стать – им можно только родиться. Этот титул исходит от высшего авторитета, от бога. В священных текстах царем именуется сам бог, который выступает как «Небесный Царь». Считалось, что титул царя – выше королевского титула. А когда в 1489 г. посол императора священной Римской империи германской нации Максимилиана I Николай Поппель, пребывая в Москве, предложил Ивану III от имени своего императора титул короля. То в ответ великий князь Московии передал послу через дьякона Федора Курицына следующие слова: «…А что ты нам говорил о королевстве, (спрашивая), желаем ли мы, (чтобы) Цезарь поставил нас королем на своей земле, то следует тебе знать, что мы Божьей милостью Государи на своей земле изначала, т.е. от первых своих прародителей. А поставление мы имеем от Бога, как наши прародители, так и мы». Идея царской власти приводит к появлению понятия истинного, боговенчанного, христианского царя, с одной стороны и противоположное ему понятие ложного, самозванного царя – с другой.

Истинный царь, по мнению идеологов Московии – это царь боголюбивый, охранитель православной веры.

Вместе с тем истинный царь рассматривался и в качестве защитника Русской земли. Об обязанностях русского государя писал монах псковского Елеазарова монастыря Филофей (нач. XVI в.). Он говорил, что государства гибнут, если отступают от христианской православной веры. Именно предательство православной веры привело к гибели Византии. Московское царство приобретает здесь особое значение. «Два убо Рима подошла, а третий стоит, а четвертому не быти», Отсюда проистекала идея особой ответственности русского царя за судьбу вверенного ему Богом государства. Вся история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чья судьба направлялась Богом. Первое – (Рим) пало из-за ереси. Второе – (Византия) было завоевано турками из-за Флорентийской (1439 г.) унии (соглашение об объединении католической и православных церквей на условиях принятия православием догматов католического вероучения). Греческое духовенство надеялось таким путем получить помощь от Западной Европы в борьбе против турок.

Русское духовенство и князь Василий II Темный унию не приняли, а подписавший ее русский митрополит Исидор был низложен. Третьим Римом стала Москва – хранительница православия. Она будет им до предначертанного Богом конца света. Русь – последний земной носитель идеала православного государства. Филофей видел предназначения Русского государства быть не Империей, а Святой Русью, средоточением не материального, а духовного. Если Русь погибнет, то идеал не умрет, но стремиться к нему на земле станет уже некому. Поэтому царь выступает в русском политическом сознании не просто как глава государства, верховный правитель, а хранитель Святой Руси. Отсюда формула: без царя нет святой Руси, без Святой Руси нет царя. Московский государь стал пониматься как «самодержавец», т.е. тот, кто самостоятельно держит государство. В течение XVI в. титул царя указывал на независимость его носителя от кого-либо земного владыки. Даже появилось словосочетание «вольное царское самодержавство». Последнее противопоставлялось «убогим королевствам» европейских стран, где государи не «коренные», не «вотчинные», как на Руси, а «посаженные» и, следовательно, не «вольные».

Политическая и правовая идеология Московии отражала состояние крепнущего в своих материальных и духовных силах, растущего в своих территориальных размерах гордого и независимого государства, сознававшего свои великие возможности и перспективы. Основателем династии Московских государей был объявлен римский император Октавий Август. Тем самым московские цари утверждали мировое значение своей державы и стремились стать если не выше, то хотя бы вровень с государями европейских держав. Эта переориентация с Византии на древний Рим в XVI в. привела к утверждению идеи о том, что Русь получила христианство не из Византии, а из Древнего Рима, непосредственно из самого первоисточника. В связи с этим в русском обществе возникает культ Андрея Первозванного как святого апостола, принесшего на Русь христианскую веру. Эта легенда была отражена еще в летописях Киевской Руси и в Московском государстве получает дальнейшее развитие. Центральной доминантной русской политико-правовой идеологии была идея самоценности Русского государства, права ее на самостоятельную, самобытную жизнь.

По мнению Филофея, царь является наместником Бога на земле и его слугой. В его лице светская и духовная власть совмещаются. Светская власть должна руководствоваться законами. Царь должен жить праведно, наблюдая за тем, чтобы и подданные жили по закону и заповедям. Церковь представляет одно из ведомств государства, поэтому царь должен назначить епископов, искоренять недостатки в православии, содержать церковь и монастыри, бороться с ересями. Таким образом, Филофей увеличивает объем светской власти и одновременно ограничивает духовную власть, но сохраняет за духовенством право «говорить правду» царям.

Но светская власть должна осуществляться в законных формах, царю надлежит жить «праведно». Законы государства – лишь часть «правды», божественных заповедей.