Политико-правовые идеи раннего социализма
В XVI – XVII вв. заметное место в общественном сознании занимает социализм. Его идеалом был строй социальной справедливости, основанный на общности имущества, без частной собственности, с материальным равенством и без тиранических форм правления.
Виднейшими представителями утопического социализма указанного периода были Т. Мор (1478 – 1535 гг.) и Т. Камианелла (1568 – 1639 гг.).
Томас Мор – английский юрист, политический деятель и писатель родился в семье преуспевающего лондонского юриста, королевского судьи. Обучался в колледже Оксфордского университета, в юридических школах Лондона, занимался преподавательской и адвокатской деятельностью. Был членом королевского совета, затем лордом – канцлером Англии. Вступает в конфликт с королевской властью, был брошен в Тауэр, мужественно вел себя на процессе – был казнен 6 июля 1535 г.
Главное произведение – «Золотая книга» Мора – «утопия», созданная в 1516 г.
Утопия в переводе с греч. – место, которого нет. Автор гневно обличает несправедливый общественно-политический строй Англии, выражает сострадание угнетенным, ставшим жертвами первоначального накопления капитала. Именно Мору принадлежат знаменитые слова о том, что в Англии эпохи «огораживаний» овцы «съели людей» и определение им современного эксплуататорского государства как «заговора богачей». Причину всех неслыханных народных бедствий гуманист видит в существовании частной собственности, в господстве личного, частного интереса. «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». «Никакая страсть не поразила худшими бедами человеческую жизнь, - пишет Мор, - чем эта тайная привязанность к самому себе, к собственной выгоде…». Идеал общества, основанного на общественной собственности, Томас Мор обосновывал и теологически – ссылками на священное писание: «Господь провидел многое, когда постановил, чтобы все было общим, и много провидел Христос, когда снова пытался отвратить смертных от частного интереса к общему».
Предлагаемое Мором в «Утопии» истинное и справедливое общественное устройство должно вести к восстановлению истинной человеческой природы, не искаженной несправедливостью классового общества. Идеальное государство основано на общности имуществ, на всеобщем и обязательном труде, на ликвидации паразитического существования привилегированных слоев и групп, на справедливом и равном распределении общественного богатства. Цель коммунистического общества не только удовлетворение материальных потребностей граждан и общества, но и прежде всего – свободное развитие человеческой личности. Рабочий день в идеальном государстве сокращен до неслыханных во времена Мора размеров – 6 часов. Главная задача утопийцев – обеспечить всем гражданам или большее количество времени для духовной свободы образования. Необходимые средства существования они получают с общественных складов. Определенные непривлекательные работы (забой скота, вывоз нечистот и т.д.) должны были исполняться рабами (военнопленными и преступниками). Жители довольствуются простой одеждой, им не ведомы излишества и роскошь.
Утопия – государственно-организованное общество с четкой структурой публичной власти. Каждые 30 семейств избирают должностное лицо – филарха, 10 филархов – одного протофиларха. На специальном собрании филархи тайным голосованием избирают из четырех названных народом кандидатов пожизненного правителя государства – принцепса. Он может быть смещен, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Остальные должностные лица и сенат, который состоит из старых, умудренных жизненным опытом граждан, избираются ежегодно. Принцепс с участием сената и народного собрания решает важнейшие вопросы: администрирование, составление хозяйственных планов, учет и распределение произведенной продукции. Мор пытался соединить демократическую, олигархическую и монархическую формы. «Законов у них мало… Сами же они считают в высшей мере несправедливым связывать кого-либо такими законами, число которых превышает возможность их прочесть или которые столь темны, что никто не может понять, - писал Т. Мор в «Утопии».
Томмазо Компанелла (1569 – 1639 гг.) – итальянский мыслитель, политический деятель, монах-доминиканец, автор всемирно известного «Города Солнца». Человек необычайно одержимый, разносторонних интересов, большой силы характера, деятельный.
Джованни Доменико Кампанелла родился в семье неграмотного сапожника. Вступает в славившийся учеными традициями Доминиканский орден. Изучил философию. Был арестован по обвинению в ереси. Был заключен в тюрьму, прошел несколько инквизиционных процессов. Становится во главе заговора против испанского владычества в Италии. Заговор в результате доноса был раскрыт, а Кампанелла брошен в тюрьму. Он был подвергнут пыткам, ему грозила смертная казнь и как политическому преступнику и как еретику. Решается на отчаянный шаг, чтобы спасти свою жизнь – симулирует сумасшествие, был подвергнут 36-часовой пытке, и, выдержав все, добился фактической отмены смертного приговора. 27 лет в неаполитанской тюрьме. Несмотря на жестокие условия заключения, в эти годы Кампанелла создает десятки сочинений – прежде всего знаменитую утопию «Город Солнца», трактаты по философии, «Метафизику», «Апологию Галилея». В 1626 г. ему удается добиться освобождения и перевода в Рим, где он снова на несколько лет оказался узником инквизиционной тюрьмы. Покровительство папы Урбана III, заинтересовавшегося астрологическими занятиями Кампанеллы, обеспечивает ему освобождение, но попытки издания книг встречают противодействие церковных властей. Бежит во Францию. Умер в Париже 21 мая 1639 г.
Идеал общественного устройства основан на общей собственности. На общем труде. Т. Кампанелла был убежден в необходимости и возможности реального установления справедливого общества. «Город Солнца» возник из программы калабрийского заговора против испанского владычества. После провала заговора Кампанелла не отказался от своей мечты. Разочаровавшись в народных массах, не поддержавших заговорщиков, он продолжает добиваться осуществления справедливого общественного устройства, надеясь использовать для этого государство и церковь, настойчиво предлагая план глубоких социальных преобразований европейским государям.
Свои надежды Кампанелла связывал с ожиданием космического переворота, под которым понимал господствующую в космосе объективную закономерность. Неопознанная, она именуется «Роком, Судьбой и Случаем», но осмысленная людьми воплощается в «Благоразумии» человеческого поведения. Поэтому человек, не полагаясь на благоприятное, должен сам стремиться к преобразованию мира. Главную причину всех бедствий и неустройств современного мира, Кампанелла видел в социальном неравенстве, существовании богатства и нищеты. «Во всем христианском мире, - писал он в своей работе «Испанская монархия», - обнаруживается это заблуждение, что одни – бедняки, а другие – богачи… И сегодня мы видим. Что у одного есть сто тысяч скуди дохода, а у тысячи людей нет и трех скуди на одного». Богатство и бедность, власть денег приводят к господству в обществе частного интереса, к погоне за наживой, к разрушению нравственности: «Каждый обращает любовь свою на деньги, а из этого произошли мошенничества, и люди часто продают и перепродают свою веру, видя, что деньги пользуются поклонением и имеют власть над всем, и подчинили корысти науку и религиозную проповедь, и забросили земледелие и ремесла, став рабами денег и богачей» (там же, с. 142). Господство в обществе неравенства, частного интереса порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, индивидуализм. Воплощением этих пороков Кампанелла считал макиавеллизм. «Государи почитают Макиавелли за Евангелие, - писал он папе Павлу V. – Ведь никто не верит ни в библию, ни в Коран, ни в Евангелие, а верят только в личную пользу. Почти все ученые и государи суть политики – макиавеллисты». «Государственная необходимость, - это понятие, придуманное тиранами, - утверждал он в «Политических афоризмах», - так как кажется, что для сохранения и приобретения власти можно преступить любой закон… Он имеет в виду личное благо того, кто правит».
На неприступной горе расположен город Солнца. У них все общее. «Община делает всех одновременно богатыми и вместе с тем бедными: богатыми – потому, что у них все есть, бедными – потому, что у них нет никакой собственности, и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им». Ликвидация частной собственности соединена в «Городе Солнца» с упразднением моногамной семьи. У соляриев жены общие и в деле услужения и в отношении ложа. Из существования семьи Кампанелла выводил возникновение частной собственности и социального неравенства. «Собственность образовывается у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Общность жен должна была служить государственному контролю за деторождением. Так как частные лица большей частью дурно производят потомство и дурно его воспитывают на гибель государства, то священная обязанность этого падает на государство и должностных лиц. Контроль за деторождением осуществляется в «Городе Солнца» в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы.
Игровое обучение, приобщение к наукам. Для выявления наклонностей детей, их «водят в мастерские к сапожникам, пекарям, столярам, живописцам и т.д.». Труд – из проклятия, становится почетным и уважительным делом.
Солярии «того почитают за знатнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела». Никакой труд не является позорным. Благодаря всеобщему участию в труде, рабочий день в Городе Солнца сокращен до 4-х часов, остальное время солярии проводят в приятных занятиях науками», «развитии умственных и телесных способностей, и все это делается радостно». Высвобождение свободного времени достигается благодаря применению технических новшеств и изобретений. Научное и политическое руководство обществом целиком преданы в руки особой группы ученых-жрецов. Во главе идеального государства стоит верховный правитель, он же первосвященник, именующийся «Солнце» или «Метафизик» и обозначенный Кампанеллой с помощью солнечного символа. При нем имеются три соправителя (Мощь, Мудрость и Любовь) ведающими вопросами войны и мира, военным искусством и ремеслами, свободными искусствами, контролем за деторождением и т.д. Этих правителей избирают, а по существу, назначают – всех остальных должностных лиц избирают, причем избрание их утверждается малым советом. Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основывается на совершенстве их познаний во всех необходимых науках. Политическая власть в Городе солнца соединена со священнослужением: первосвященником является Метафизик, священниками – высшие должностные лица. Они ведают богослужениями и исповедуют граждан.
При храме существует особая коллегия из 12 жрецов, которые кроме пения псалмов изучают звезды, определяют как они воздействуют на людей, определяют часы для оплодотворения, для посева, жатвы, сбора винограда и т.д. Сохраняя в идеальном государстве религию, Кампанелла исходит из представления о важнейшем значении духовного единства в жизни общества. Существенным пунктом программы Кампанеллы было всемирное единение. Утопия всемирной монархии порождена у него стремлением прекратить братоубийственные войны между народами, голод, эпидемии. Это своего рода союз государств и народов. Во главе его должен быть первосвященник. В Риме должен быть учрежден сенат, в который войдут либо главы всех государств, либо их представители. Воспрещаются всякие войны, все споры решаются мирным путем.
Кампанелла верил в возможность рационально, научно, путем строгой регламентации перестроить общественную жизнь. В его мечте о справедливом и разумном общественном устройстве явственно проступают казарменно-монастырские черты. Солярии не только работают отрядами, но и спят и обедают совместно, вся их частная жизнь согласуется с предписаниями правителей и велениями звезд. Кампанелла печется о религиозном единстве и определяет смертную казнь за преступления против господствующего религиозного культа. Огромное влияние коммунистического идеала Кампанеллы на всю последующую историю политических и правовых учений.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.