logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Учение Платона о государстве и законах

Наивысшего расцвета идеологии древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.

Платон (V – IV вв. до н.э.) происходил из афинского аристократического рода. Подлинное имя Платона – Аристокл, Платон – прозвище (от «платюс» - широкий, широколобый, «широкоплечий») – серебряный призер двух Олимпийских игр, был всесторонне одаренным в гимнастике, музыке, поэзии. Ученик Сократа, тяжело переживал смерть своего учителя. Учился так же у философа Кратила (последователя Гераклита, который абсолютизируя тезис Гераклита – не только нельзя дважды войти в реку, но даже и один раз. Нельзя назвать никакую вещь по имени: имя – одно и тоже, но вещь меняется, так что имя к ней неприложимо. Выход один – не называть вещи, а только указывать на них пальцем.). Платон в течение 12 лет много путешествовал, знакомился с учениями пифагорейцев, особенно с результатами их математических исследований. Попал в рабство, был выкуплен друзьями. В сорокалетнем возрасте вернулся в Афины и в роще, посвященной аттическому герою Академу, открывает свою школу – Академию, участники школы стали называться академиками. Платоновская академия просуществовала 915 лет. Большое значение придавал математике как пропедевтике философии. Над входом в школу Платона висела надпись: «Не геометр, да не войдет». Умер в 327 г. до н.э. в своего рождения на брачном пиру. Почти все сочинения дошли до нас. Почти все произведения написаны в художественно-диалогической форме. В подавляющем большинстве их главное действующее лицо – Сократ. Философ – идеалист, главное – учение об «идеях», идеальном мире, который предшествует реальному. «Душа – первична, тело – вторично». Основные политико-правовые идеи высказаны им в диалогах «Государство», «Законы», «Политик», «Софист» и др. Реальному миру, как вторичному, противостоит идеальный мир, как благое – злому. Высшей идеей выступает идея блага как источник истины, соразмерности, гармонии и красоты. Бог и идея блага близки. Бог творит идеи, он мера всех вещей.

Этика – учение о нравственности, и политика – учение о государстве у Платона тесно связаны: государство – подобно человеку, а человек – государству, справедливость в человеке и государстве одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. Платон в «Государстве» и «Законах» по сути отождествляет государство и общество. Государство – это совместное поселение людей для взаимопомощи и удовлетворения потребностей, как результат общественного разделения труда. Поэтому в государстве должны быть и землевладельцы, и строители, и ремесленники, и торговцы, и воины. Государство (Respublika) – полит. – «общественное дело» - поэтому государство, законы должны служить интересам всех. Государство – это «макрос антропос» - гигантский человек, существующий по аналогии с индивидуальной человеческой душой.

Разделение труда возможно и выгодно, так как люди от природы предназначены к выполнению какой-либо одной трудовой операции. Идеальному типу общества Платон противопоставил отрицательный тип общественного устройства. В нем главным двигателем поведения людей оказываются материальные заботы и стимулы. «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно – государство богатых, другое – бедных». Но Платон не против неравенства и его критика государства направлена против демократии, которую он ненавидит, а приоритет большинства над меньшинством. Он называет «безумием большинства». Он дает сатирический образ демократа – «разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью». Типичный человек демократического государства нагл, разнуздан, распутен и бесстыден, однако наглость там называется просвещенностью, разнузданность – свободою, распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством. Демократическое государство легко вырождается в тираническое, ибо чрезмерная свобода и для одного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство. Платон осуждает не только демократию, он ненавидит также тиранию, отрицательно относится к олигархии – власти богатых, и к тимократии – власти военных (тирания вырастает из демократии, из представительства). Главной причиной смены форм государства Платон считал порчу человеческих нравов.

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила аристократическая Спарта и сохранившиеся там патриархальные отношения – организация жизни господствующего класса по образцу военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и т.д Идеальное государство по Платону – это прекрасный город. Этим государством руководят лица, действительно способные хорошо управлять государством:

  1. в силу природных задатков и одаренности;

  2. силу долголетней предварительной подготовки.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считал справедливость, когда каждый занят своим делом и занимает свое особое положение. Господство справедливости сплачивает разнородные части государства в гармоничное целое.

Подобно тому, как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей–философов; яростной части, добродетель которой в мужестве – сословие воинов (стражей); низменной, вожделеющей части души – сословии земледельцев и ремесленников. Именно такое государство добродетельно: оно мудро мудростью своих правителей-философов, мужественно мужеством своих стражей, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей частью и справедливо, так как каждый занимаясь своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, служит ему как некой целостности.

Гражданам платонского государства должно быть внушено: все они братья, так как их общая мать – земля, на которой они обитают, но они все же неравны, так как когда боги творили людей, то к одним примешали золота, к другим – серебра, а к третьим – меди и железа. Платоновское государство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью; 2) мужеством; 3) сдерживающей мерой; 4) справедливостью. «Ни для государства, ни для граждан не будет конца несчастьем, пока владыкой государств не станет племя философов». На возражение, что философы странные и никчемные люди, Платон устами Сократа возражает, что иначе не может быть в неправильном устроенном государстве, где все лучшее становится худшим и где прирожденных философов портят софисты и «безумие большинства». Философы выходят из числа стражей. Прирожденный философ – это редкое сочетание способности познанию, памяти, остроумие, проницательность с постоянством нрава. Ради приобретения знаний он отказывался от телесных удовольствий, он благороден, не хвастлив, не робок, справедлив, кроток, великодушен. Им препадают счет, геометрию, диалектику (5 лет) – «играючи», не насильственно. С 35 возраста они 15 лет правят, становятся правителями. Они аристократы духа. Для осуществления на практики своего проекта Платон рассчитывает, что среди потомков царей и властителей встретится философская натура (но не удачно). Стражи получают двоякое воспитание: телесное и духовное, или гимнастическое и мусическое. Страж должен быть гармонично развит, сочетать в себе отвагу с кротостью. В гимнастическом воспитание запрещается опьянение, предписывается диета. Это воспитание должно служить здоровью. Человеку с таким здоровьем нет нужды во враче. Нельзя жить непрерывно лечась – такая жизнь подобна беспрестанно умирающему. Платон отдает приоритет духовным качествам. Судьи и врачи «будут заботиться о гражданах, полноценных как в отношении тела, так и души, а кто не таков, кто полноценен лишь телесно, тем они предоставят право вымирать; что касается людей с порочной душой, и притом неисцелимых, то их они сами умертвят». Духовное воспитание включает знакомства с искусствами и науками. Искусство могущественно, оно глубоко проникает в души и затрагивает их. Искусство должно делать их мужественными, стойкими, не боящимися смерти, не унывающими. Об образе жизни земледельцев и ремесленников мы ничего из «Государства» Платона не узнаем, так как его внимание сосредоточено на жизни первых двух сословий. Известно, что третье сословие может иметь частную собственность, деньги, торговать, однако, достаток их должен быть средним.

Платон – предшественник казарменного социализма. Главный источник социального зла, несправедливости, разрушающих государство - частная собственность. Именно частная собственность разрушает целостность и единство государства, восстанавливает людей друг против друга. Поэтому стражи и философы не имеют никакой частной собственности, им не дозволено пользоваться золотом и серебром – ведь золото и серебро в их душах. Они ничем не владеют кроме своего тела. Они живут сообща и столуются все вместе, раз в год получая продовольствие от граждан, которых они охраняют.

Ради счастья, блага целого упраздняется семья, все женщины общие и дети тоже, «и пусть отец и мать тоже не знает, какой ребенок его, а ребенок – кто его отец». Все отцы и матери. Но половые отношения строго регламентированы. Женщине разрешено иметь детей с 20 до 40, мужчине – с 25 до 55. Дети, рожденные вне этих возрастных рамок, а также физически хилые – уничтожаются.

Для получения наилучшего потомства – лучшие сходятся с лучшими (причем отличившиеся на войне имеют право первого выбора). Потомство лучших мужчин и женщин будет воспитываться, худших – уничтожаться. Платон считает аристократию лучшей формой государства и различает в ней 2 подвида: если среди правителей выделяется кто-то один – это царская власть, если же правят несколько человек – это аристократия. Суждение философов Платон ставит выше законов, так как, не будучи связанными формальными рамками, они найдут справедливое решение. Платон регламентирует все стороны человеческой жизни. Он сторонник единомыслия (платоновского). В «Государстве» сформулирован принцип единства власти и философии. Правят философы или цари становятся философами. Не должно быть философов кроме тех, кто правит. Платон предлагает устранять всех, кто будет претендовать или посягать не только на власть, но и на философию. Строгому надзору подвергается искусство. Платон запрещает всякое искусство, где поэт или исполнитель подражает другому человеку. Изгоняет все драматическое искусство (быть собой). Мифы должны учить добродетели, Бог – причина блага, но не зла. Вычеркнуть все те места, где герои обнаруживают страх перед смертью. Из искусства изгнать изображение лжи, безрассудства, корыстолюбия. В поэзии оставить лишь описание примеров стойкости и выдержки. Война – зло, которое в хорошо устроенном государстве следует избегать.

Не сумев на практике реализовать свой идеал, описанный в «Государстве», Платон в «Законах» идет на компромисс. Если в «Государстве» он полагается, прежде всего, на мудрость правителей-философов, то в «Законах» большая роль отводится установленному законом порядку осуществления власти.

  1. Всем гражданам разрешается жить семьями и иметь в частном владении дом или участок земли. Надел считается собственностью государства, но переходит по наследству.

  2. Деления на сословия (правителей, стражей, производителей) нет. Но все граждане делятся на 4 класса, в зависимости от имущественного состояния. На народное собрание обязаны ходить граждане I и II класса (под страхом наказания), для граждан III и IV класса – это добровольное дело. Кроме граждан есть и не граждане. Это рабы и иностранцы. Они занимаются ремеслами, земледелием, торговлей.

  3. вместо упраздненной частной собственности для правителей вводится уравнивание, устанавливаются пределы обогащения, исключается роскошь, не допускается ростовщичество. Большое значение придается единомыслию.

  4. форма нового государства – смешение принципов монархии и демократии. Во главе его – 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. В выборах участвуют лишь те граждане, кому разрешалось носить оружие. Возраст правителей от 50 до 70 лет.

Они связаны законами и оберегают их. Из числа 37 – выделяется «Ночной совет» в составе 10 самых мудрых правителей. Есть еще выборный совет 360 (по 90 человек каждого класса). Упоминается о народном собрании. Все должностные лица избираются, причем кандидаты проходят предварительную проверку. Сохраняется жестокая регламентация частной жизни, воспитывается чувство единства и коллектива. Суровые карательные меры – смерть и изгнание не только за преступление, нарушение закона, но и за инакомыслие. Очистить государство от неугодных лиц и оставить только хороших. Идеи его утопичны, проекты несбыточны. Но он внес много ценного в политическую мысль: идея общего блага и общего интереса как основа политического объединения, идея частной собственности как причина социальных противоречий и конфликтов, четкое определение форм государства и закономерного их изменения, признание законности важнейшим атрибутом политической организации. Минусы: идеализация кастовости и аристократического правления, оправдание неравенства, пренебрежение правами личности, жестокая регламентация всех сторон жизни.