logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 3. Федеративная Республика Германия

Потсдамская конференции. После капитуляции фашистского государства союзники по четырехстороннему соглашению от 5 июня 1945 г. приняли декларацию о поражении Германии и об организации нового порядка управления. Страна была разделена на четыре оккупационные зоны, которые находились под админи- стративным контролем Великобритании, США, СССР и Фран- ции. Берлин подлежал совместному управлению. В каждой зоне устанавливалось правление губернаторов. Для решения общих вопросов был создан Союзный контрольный Совет (СКС), состо- явший из главнокомандующих войсками четырех оккупационных зон. Решения в нем должны были приниматься только единоглас- но. Подготовкой вопросов, выносимых на рассмотрение СКС, должен был заниматься Совет министров иностранных дел. Но самые важные принципы послевоенного устройства Германии были определены на Потсдамской конференции (июль-август 1945 г.) государств-союзников СССР, США и Великобритании. Таки- ми принципами явились демилитаризация (полное упразднение вооруженных сил, военных учреждений и организаций), декарте- лизация (ликвидация концентрации капитала в виде картелей, трестов и др.), денацификация (уничтожение фашистской партии и ее учреждений) и демократизация Германии. Все эти принципы необходимо было претворить в жизнь путем активной работы СКС. Но западные державы сорвали в своих зонах выполнение согласованных решений, основанных на данных принципах. Они саботировали роспуск немецких военных и полувоенных форми- рований. В экономике Западной Германии продолжали действо- вать монополии. В начале 1948 г. была прекращена денацифика- ция, множество бывших активных фашистов осталось на своих постах в различных сферах деятельности.

В нарушение Потсдамской конференции США и Великобри- тания произвели в 1946 г. экономическое объединение своих зон, создав «Бизонию», к которой в 1948 г. присоединилась француз- ская зона. Была образована «Тризония». Еще в «Бизоний» начи- нают создаваться объединенные органы власти и управления. В мае 1947 г. возник Экономический совет, принимавший решения по финансово-экономическим вопросам, оформляется Совет зе- мель как вторая правительственная палата, а также Верховный суд. Функции центральной администрации выполнял Админист-

414

ративный совет, отвечавший перед Экономическим советом и Со- ветом земель.

В рамках «Плана Маршалла»1 западные зоны Германии по- лучили существенную финансовую помощь. Западные державы провели в своих зонах денежную реформу, в результате чего были ликвидированы единая германская валюта и единое денежное об- ращение. Администрация советской зоны не была предупреждена о проводимой реформе. В Восточную Германию хлынул поток старых купюр, что подорвало потребительский рынок. СССР ввел жесткую блокаду зональных границ, а также западных секторов Берлина. В ответ на действия Советского Союза американская администрация создала «воздушный мост» с Западным Берлином. Военно-политический раскол Германии на Федеративную Рес- публику Германии (ФРГ) и Германскую Демократическую Рес- публику (ГДР) стал реальностью.

Образование ФРГ. Оккупационный статут. Берлинский кри- зис заставил руководство западных держав и СССР ускорить кон- солидацию политических сил в своих зонах и перейти к созданию сепаратных государственных структур. В связи с этим в апреле 1949 г. был принят Оккупационный статут, сохранивший за гу- бернаторами США, Великобритании и Франции право контроли- ровать соблюдение Основного закона ФРГ, внешние сношения и международные соглашения Германии и т. п. Оккупационные власти сохраняли за собой право взять на себя всю полноту вла- сти на территории Западной Германии в случае, «если они сочтут это необходимым». Позднее статут был пересмотрен в пользу ФРГ.

Конституция ФРГ. Основной закон Федеративной Республи- ки Германии (Боннская конституция) был принят 8 мая 1949 г. Парламентским советом и утвержден губернаторами США, Вели- кобритании и Франции. После одобрения его всеми землями (кроме Баварии) он 23 мая 1949 г. вступил в силу.

Западногерманское государство провозглашалось парламен- тарной республикой, основанной на принципах строгого разделе- ния властей и федерализма (ст. 146), «демократическим» (вся го- сударственная власть исходит от народа), «социальным и право- вым государством» (интересы общества, права человека, закреп- ленные в праве, являются основными по сравнению с задачами

1 Широкомасштабная программа, названная по имени ее автора - государст- венного секретаря США, была направлена на оказание странам-союзницам по антигитлеровской коалиции финансовой и экономической помощи для вос- становления их экономики, разрушенной во время войны и на стабилизацию сложной социальной обстановки в Европе.

415

собственно государственными). Поэтому первый раздел Консти- туции посвящен правам человека.

Федерализм по Основному закону подразумевал, что отдель- ные земли (10 земель, самостоятельных в своем бюджете и незави- симых друг от друга) могли пользоваться ограниченным сувере- нитетом, иметь свои конституции, свои представительные и пра- вительственные органы, но федеральное право имело перевес над правом земель. Субъектом международных отношений могла вы- ступать только ФРГ.

Законодательная власть в стране принадлежит парламенту который состоит из двух палат. Нижняя палата - бундестаг изби- рается народом на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования (с 18 лет) на* четыре года. Голосование в нижнюю палату происходило по мажоритарной и пропорциональной сис- темам. Партия, набравшая менее 5% голосов, не получает манда- тов. Бундестаг обладает законодательными полномочиями, ут- верждает бюджет, а также назначает ответственного перед ним главу правительства - канцлера. Выражение недоверия канцлеру влечет уход в отставку всего правительства. Полномочия бундес- тага сдерживаются верхней палатой - бундесратом, которая со- стоит из членов земельных правительств. Бундесрат дает свое со- гласие на принятие законов, принимает участие в утверждении бюджета. Но в случае разногласия между палатами решающее значение имеет голос бундестага.

Главой государства является президент республики, выби- раемый на пять лет особым Федеральным собранием. Федераль- ное собрание состоит из депутатов бундестага и равного числа членов, избираемых народными представителями земель. Полно- мочия президента ФРГ по сравнению с предусмотренными Вей- марской конституцией значительно ограничены. Он может пред- ставлять страну в международных отношениях, назначать и увольнять федеральных судей и служащих, вносить предложения о замещении федерального канцлера. Президент по Конституции не является верховным главнокомандующим. Эти функции в мирное время осуществляет министр обороны, в военное время - канцлер. Конституция предусматривает возможность отстранения от должности президента в случае обвинения его в умышленном на- рушении Основного закона.

Главной политической фигурой, таким образом, является не президент, а канцлер. Выбирается он в бундестаге по предложе- нию президента обычно из лидеров победившей на выборах пар- тии. Канцлер определяет всю внешнюю и внутреннюю политику государства и несет за нее ответственность только перед бундеста- гом. По своему усмотрению канцлер формирует кабинет минист-

416

ров и представляет министров на увольнение, что является обяза- тельным для исполнения президентом.

Важным новым институтом власти для Германии явился Фе- деральный Конституционный суд. Его члены выбираются поров- ну бундестагом и бундесратом. По отношению ко всем органам власти он является единственным и независимым судебным орга- ном. В его функции входит рассмотрение споров между федераци- ей и землями, проверка конституционности действий органов го- сударственной власти или законодательных постановлений в от- ношении прав граждан и др.

Конституция закрепляет свободу личности, равенство всех перед законом, свободу вероисповедания, совести, религиозных и политических убеждений, свободу печати, собраний и т. п. Но вместе с тем уже в самой Конституции Федеральному конститу- ционному суду предоставляется право ограничивать права и сво- боды, если он посчитает, что лицо использует эти права «для борьбы против основ свободного демократического порядка». Такое положение конституции сводит на нет демократические права и свободы, поскольку, как показала практика, члены Феде- рального конституционного суда не могут отказаться от своих политических пристрастий.

Первые выборы, прошедшие в августе 1949 г., принесли по- беду с небольшим перевесом блоку партий Христианско- демократического союза (ХДС) и Христианско-социальному сою- зу (ХСС). Не сильно отстала от них в количестве поданных за нее голосов Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Но решила судьбу выборов партия, декларировавшая либерально- республиканские позиции,- образованная в 1948 г. Свободная демократическая партия (СвДП). Примкнув к союзу ХДС и ХСС, она сделала его правящим блоком на протяжении почти 20 лет. В 1968 г. СвДП вступила в блок с СДПГ. Этот недолгий союз принес важные государственно-правовые изменения. ФРГ при- знала нерушимость послевоенных границ, закрепив это в специ- альных договорах. Международные соглашения с другими госу- дарствами позволили взаимно признать существование двух гер- манских государств. В 1982 г. к власти снова пришел Христиан- ско-демократический союз, возглавляемый канцлером Г. Колем, который и сыграл огромную роль в определении будущего Гер- мании.