§ 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
Мощным дестабилизирующим фактором для послевоенной жизни Германии стало подписание 28 июня 1919 г. мирного Вер- сальского договора. Германия лишилась своих колоний в Африке и на Тихом океане, потеряла Эльзас и Лотарингию и часть других территорий. В качестве компенсации победителям перешла боль- шая часть немецкого морского и железнодорожного транспорта. Версальский договор запрещал производство и использование новейших видов вооружений, обязывал сократить армию - рейхс- вер и ликвидировать систему всеобщей воинской повинности. Германии предстояло выплатить огромную сумму репараций - 132 млрд. золотых марок. Для страны такой договор означал ка- тастрофу.
20-е годы характеризуются возрастанием мощи монополи- стической буржуазии, дальнейшим обострением классовой борь- бы и усилением реакционности буржуазного государства. Моно- полисты, опасаясь новой рабочей революции, активно поддержи- вали Национал-социалистическую рабочую партию Германии - фашистскую партию, которая была создана в 1919 г. К концу 20-х - началу 30-х гг. она выдвинулась на первое место среди буржуаз- ных партий и получала огромную поддержку от монополий. В это время мировой экономический кризис 1929-1933 гг. распростра- нился и на Германию. Разорение подавляющей части мелкой и средней буржуазии, обнищание народных масс привело к паде- нию влияния буржуазных партий. В этих условиях еще больше возрастают влияние и авторитет национал-социалистической ра-
403
бочей партии. Используя антикапиталистические настроения в стране и апеллируя к национальным чувствам немцев, многие из которых были недовольны условиями Версальского мирного до- говора, фашистская партия приняла в 1920 г. демагогическую программу из 25 пунктов. Эта программа имела целью привлечь на свою сторону рабочих, крестьян, мелкую буржуазию. Фашисты обещали огосударствить тресты и ликвидировать безработицу, провести аграрную реформу, ликвидировать зависимость мелких собственников от банкиров, муниципализировать крупные уни- версальные магазины и передать их в аренду мелкой буржуазии. Фашисты обещали покончить с условиями Версальского мирного договора и восстановить былую силу и мощь Германии.
Кроме того, такие лозунги национал-социалистов, как лик- видация парламентаризма, демократического политического ре- жима, проведение ревизии военных границ Германии, которые были провозглашены в условиях обострившегося экономического кризиса и революционизирования народных масс, привлекли фи- нансовый и промышленный капитал. Монополисты увидели в фашистской партии ту силу, которая способна спасти капитали- стический строй, поддержать экономическое и политическое гос- подство монополистических групп. Поэтому промышленный и финансовый капитал оказывал существенную финансовую по- мощь национал-социалистам.
Господствующие классы в 20-е гг. в условиях обострения классовой борьбы неоднократно обращались к чрезвычайному законодательству. Так, в сентябре 1923 г. президент ввел на тер- ритории Германии осадное положение. Приостанавливалось дей- ствие тех статей Конституции, которые декларировали права и свободы. Была введена смертная казнь за так называемые антиго- сударственные преступления, вводились чрезвычайные суды с уп- рощенным судопроизводством.
Аналогичная ситуация наблюдалась в марте 1930 и 1931 гг., когда были приняты чрезвычайные законы.
Все это расчищало дорогу фашизму.
Опыт истории показывает, что фашизм - явление многовари- антное. Возникнув в начале 20-х гг. в Италии (существовал с 1922 г. до конца II мировой войны), в дальнейшем он утвердился в Португалии (с 1926 до 1974 г.), а затем в Германии и Испании (режим Франко, с 1939 до 1975 г.). Фашистские методы управле- ния широко использовались в межвоенный период реакционными антинародными режимами в некоторых странах Латинской Аме- рики. Но наиболее завершенную форму фашизм обрел в Герма- нии.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. повлек в Гер- мании резкий промышленный спад, рост безработицы. Уровень 404
производства германской промышленной продукции снизился наполовину, армия безработных достигала 9 млн. человек. Пра- вительство приняло ряд законов, направленных на снижение за- работной платы, пенсий и пособий, возросли цены на продукты, выросли налоги.
Все это привело к обострению классовой борьбы и переходу народных масс на сторону Коммунистической партии Германии. Выборы в рейхстаг 6 ноября 1932 г. показали, что влияние Ком- мунистической партии среди народа возросло. Перерастание боев рабочего класса за свои экономические интересы в политические схватки, усиление влияния КПГ среди народных масс вызвало у буржуазии опасения, как бы экономический кризис не привел к формированию революционной ситуации, социальному потрясе- нию, а затем и свержению империалистического государства. Вот почему монополисты сразу же после выборов 6 ноября 1932 г. об- ратились к главе государства с петицией, в которой содержалась просьба передать руководство правительством «фюреру круп- нейшей национальной группы», то есть Гитлеру. Под петицией стояли подписи всех влиятельных фигур из числа промышленни- ков, банковских кругов и мира торгового капитала. Через 10 недель после этого президент Гинденбург назначил Гитлера главой правительства - рейхсканцлером.
Фашистский режим устраивал монополистическую буржуа- зию и тем, что его политика - политика захвата, стремления к ми- ровому господству создавала условия для возрождения мощи им- периалистического государства и наступления нового этапа борь- бы за экономический и политический передел мира.
Таким образом, главная причина прихода к власти фашизма заключалась в том, что в тех условиях фашистская диктатура представлялась магнатам монополистического капитала ради- кальным средством спасения капиталистического строя и даль- нейшего обогащения. Это подтвердил на предварительном след- ствии Нюрнбергского процесса один из крупнейших германских банкиров барон Курт фон Шредер.
Одной их причин установления фашизма явилось то, что приход к власти Гитлера не вызвал социального протеста среди мелкой буржуазии, бюргерства, мелкого крестьянства. Они пове- рили демагогическим заверениям нацистов, изложенным в про- грамме национал-социалистической партии.
Существенной причиной установления фашизма явилось то обстоятельство, что в рядах рабочего класса Германии не было единства. Отсутствие единства явилось результатом раскольниче- ской политики, выгодной буржуазии, которую проводила социал- демократическая партия. Коммунистическая партия, образован- ная в 1918 г., была еще слаба и не могла в одиночку остановить
405
наступление фашизма. Коммунисты неоднократно предлагали социал-демократам создать единый фронт борьбы с фашизмом. Однако последние отвергали предложения коммунистов.
30 января 1933 г. с назначением Гитлера главой правительст- ва к власти пришла фашистская партия, в Германии была уста- новлена фашистская диктатура.
Фашизм - это кровавая и террористическая диктатура наи- более реакционных шовинистических кругов монополистической буржуазии, военный инструмент внешней экспансии путем пря- мой агрессии.
Георгий Димитров в докладе на VII Конгрессе Коммунисти- ческого Интернационала в 1935 г. отмечал, что приход к власти фашистов - это не обыкнЪвенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы классового господства буржуазии - буржуазной демократии дру- гой ее формой - открытой террористической диктатурой.
Упразднение демократических институтов Веймарской кон- ституции. После захвата власти гитлеровское правительство при- ступило к осуществлению внутреннего архиреакционного курса, который включал ликвидацию буржуазно-демократических прав и свобод, беспощадный террор против коммунистической партии, профсоюзов и других организаций. Для осуществления своего курса фашисты использовали все средства, включая и законода- тельство.
На основе чрезвычайного декрета от 4 февраля 1933 г. «О за- щите немецкого народа» власти получили право запрещать лю- бые собрания и митинги, а также закрывать газеты. Полиция по- лучила указания применять оружие против нарушителей порядка.
28 февраля фашисты устроили провокационный поджог рейхстага. Обвинив КПГ в поджоге и подготовке «коммунистического восстания», они создали видимость «законных оснований» для применения очередных чрезвычайных декретов. Через несколько часов после поджога рейхстага был опубликован чрезвычайный декрет президента «О защите народа и государства», отменивший все статьи Веймарской конституции о свободе личности, слова, собраний, союзов, печати, неприкос- новенности жилища, охране тайны корреспонденции и телефон- ных разговоров. Власти получили неограниченные права в произ- водстве обысков, арестов и конфискации имущества. Основными наказаниями, предусмотренными этим декретом, были смертная казнь и бессрочная каторга. В преамбуле декрета указывалось, что он направлен против коммунистической деятельности.
С 1 марта власти запретили всю коммунистическую прессу, все проводимые КПГ собрания и демонстрации. Фактически
406
Коммунистическая партия была вынуждена перейти на нелегаль- ное положение, хотя гитлеровцы не решились запретить участие ее представителей в выборах в рейхстаг.
Учитывая, что в рейхстаге, избранном в ноябре 1932 г., на- цисты не имели большинства и, следовательно, не могли провести ликвидацию буржуазно-демократического государственного ап- парата законным путем, Гитлер добился роспуска рейхстага. Вы- боры в новый рейхстаг были назначены на 5 марта 1933 г.
Незадолго до выборов в рейхстаг были проведены массовые аресты коммунистов. Только в ночь на 28 февраля было арестова- но более 10 тыс. коммунистов. 3 марта был брошен в тюрьму вождь КПГ Эрнст Тельман.
5 марта состоялись выборы в рейхстаг. Так как нацисты не получили в рейхстаге абсолютного большинства, Гитлер решился на новую преступную акцию - лишил коммунистов в рейхстаге депутатской неприкосновенности и арестовал их.
Механизм фашистской диктатуры. С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, которую предполагалось провести в два этапа. На первом этапе ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором - превратить в «общность боевую».
Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от «чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что и достига- лось путем устранения политических партий, общественных орга- низаций, кроме нацистских.
С января 1933 г. началась реализация расовых проектов фа- шистов. Это заключалось в создании для евреев таких условий, которые вынудили бы их покинуть Германию. По этому поводу было издано специальное циркулярное письмо Гитлера. Способы были различны - инспирировались антиеврейские эксцессы; осу- ществлялись избиения и погромы (9-10 ноября 1938 г. произошли наиболее массовые еврейские погромы); евреям запрещалось за- нимать государственные должности, связанные с обслуживанием арийцев; в 1935 г. были изданы антиеврейские законы, практиче- ски лишавшие евреев германского гражданства; уголовным пре- ступлением считались интимные отношения между евреями и арийцами; с началом войны был развязан прямой геноцид.
Смена гитлеровских «этапов» нашла непосредственное отра- жение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. Добившись большинства голосов в рейхстаге, нацис- ты протащили через него 24 марта 1933 г. закон «Об устранении бедственного положения народа и государства». Этот закон явил- ся основанием для ликвидации политической системы Веймар-
407
ской республики. Согласно ему правительство получило право издавать законы без согласия рейхстага. Это решение фактически ликвидировало сам рейхстаг. Германский фашизм отказался от традиционного разделения законодательной и исполнительной власти. Закон от 24 марта 1933 г. предоставил правительству пра- во издавать законы за подписью рейхсканцлера. Принятый 30 ян- варя 1937 г. закой «О новой структуре рейха» предоставил Гитле- ру как «фюреру» (вождю) фашистской партии и главе имперского правительства полномочия по «созданию нового конституцион- ного права». То есть в распоряжение Гитлера был передан зако- нодательный механизм государства.
После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. должность президента была упразднена, а вся власть сконцентри- ровалась в руках Гитлера - фюрера и пожизненного рейхсканцле- ра. Он являлся также верховным главнокомандующим и верхов- ным судьей. Это означало не только смешение конституционных полномочий трех постов (главы государства, главы правительства и верховного судьи), из которых один - фюрер - вообще не был законодательно очерчен, но и получение Гитлером прерогатив, выходящих за рамки прежнего германского государственного права. Таким образом, в Германии была установлена тоталитар- ная диктатура в виде так называемого государства фюрера.
26 мая 1933 г. был издан закон о конфискации всего имущест- ва, принадлежащего КПГ. 23 июня Социал-демократическая пар- тия была объявлена организацией, «враждебной государству и народу», и деятельность ее была запрещена.
Вслед за этим объявили о роспуске всех буржуазных полити- ческих партий Германии, интересам которых отвечала гитлеров- ская политика. 14 июля 1933 г. был опубликован закон, запретив- ший образование политических партий.
Господствующее положение в государственном механизме стала играть фашистская партия. Фактически она стала частью государственного аппарата и осуществляла общее руководство государственным механизмом. Подтверждением этого являются положения Закона «Об обеспечении единства партии и государст- ва» от 1 декабря 1933 г., объявившего фашистскую партию субъ- ектом публичного права, «носительницей немецкой государст- венной жизни». По распоряжению Гитлера в 1937 г. было введено положение, согласно которому всякое назначение на государст- венную должность, произведенное без согласия соответствующих партийных органов, считалось недействительным. Рейхстаг фор- мировал лично Гитлер.
Органы фашистской партии стали выполнять государствен- ные функции в центре и на местах, принцип фюрерства был рас- пространен на весь государственный аппарат. Так, заместитель 408
Гитлера по руководству партией входил в состав правительства. Руководители партии в территориальных округах являлись им- перскими наместниками в соответствующих административно- территориальных единицах.
В мае 1933 г. были распущены все профсоюзы.
Управление государством осуществлял разветвленный чи- новничий аппарат. С 1933 по 1939 гг. численность бюрократиче- ского аппарата возросла в два раза. Чиновничий аппарат состоял из лиц арийского происхождения. В соответствии с законом от 7 апреля 1933 г. лицам неарийского происхождения запрещалось служить в госсекторе. Чиновники были поставлены под контроль фашистской партии. Закон от 26 января 1937 г. предписывал чи- новникам оказывать «верность и послушание» фюреру и лицам, им назначенным.
В 1933-1934 гг. формируется процесс централизации государ- ственного управления на основе пересмотра взаимоотношений имперских и провинциальных органов, внедрения унитарной формы государственного устройства, ликвидации традиционных элементов федерализма.
Были ликвидированы органы местного самоуправления, ме- стная автономия земель. Земли превращались в административно- территориальные единицы. Согласно закону от 7 апреля 1933 г. «О слиянии областей с империей» управление на местах поруча- лось наместникам (штатгальтерам) - чиновникам, которых на- значало правительство. Одновременно с этим Закон «О ликвида- ции рейхсрата» от 14 февраля 1934 г. ликвидировал рейхсрат как орган представительства земель. Германия стала строго унитар- ным бюрократически централизованным государством.
Спецификой фашистского режима была особая форма орга- низации государственного управления, характеризовавшаяся стремлением к абсолютному контролю над всеми сферами обще- ственной и личной жизни граждан, массовым террором и насили- ем над противниками этого режима.
Система органов государственной власти и управления вклю- чала в себя: механизм руководства экономикой; аппарат террора; аппарат организационного воздействия на население; аппарат пропагандистской обработки широких народных масс; воору- женные силы.
С первого дня прихода к власти фашисты начали готовиться к войне. Для этого был создан всеобъемлющий и разветвленный механизм руководства экономикой. В 1933 г. создается Генераль- ный совет германского хозяйства, определяющий всю экономиче- скую политику государства, и Совет государственной обороны, занимающийся разработкой мероприятий, связанных со строи- тельством вооруженных сил и подготовкой страны к войне. В
409
1934 г. в соответствии с законом «О новой структуре хозяйства» было организовано шесть имперских хозяйственных групп (промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства). Одновременно создавалась и регио- нальная структура управления. В 1936 г. в связи с усиленной под- готовкой к войне в Германии был провозглашен «четырехлетний план развития экономики» и создан «штаб по осуществлению че- тырехлетнего плана». В 1939 г. на базе Совета государственной обороныбыл создан новый орган руководства экономикой - Со- вет министров по обороне империи. В 1942 г. был создан Совет вооружений для руководства всей экономикой Германии.
За шесть лет (предвоенное годы) затраты Германии на воен- ные цели составили огромную сумму - свыше 92 млрд. марок; эта цифра не учитывает частные инвестиции немецких и иностранных монополий в военную экономику. Большая часть средств (54,5 млрд.) были затрачены на строительство новых предприятий.
1933-1936 гг. было построено 300 военных заводов, в том чис- ле 55-60 авиационных; 45 автомобильных и танковых; 70 химиче- ских; 15 судостроительных. Накануне второй мировой войны производство оружия и техники возросло в 12,5 раза.
Аппарат террора Германии включал «Охранные отряды» (СС), «Штурмовые отряды» (СА), полицию, тюрьмы и концен- трационные лагеря.
Штурмовые отряды (СА) возникли в 1921 г. из небольшой организации для охраны митингов и собраний партии. Вскоре они превратились в своеобразные партийные вооруженные силы, которые использовались национал-социалистами, с одной сторо- ны, для фашистского переворота; с другой - для осуществления террора, направленного против политических противников. С
1933 г. штурмовые отряды осуществляли довоенную подготовку кадров и переподготовку резерва. В 1928 г. в них состояло 30-60 тыс., в 1933 г.-500 тыс., в 1935 г. - 3 543 099 человек.
Охранные отряды (СС) возникли в 1923 г. из преданных Гит- леру членов штурмовых отрядов (в 1923 г. эта группа вместе с на- циональной партией была распущена за участие в попытке госу- дарственного переворота). Собственно СС возникли в 1925 г.; в
1934 г. они уничтожили лидеров СА («ночь длинных ножей»), вы- делились из этой организации и были возведены в ранг самостоя- тельной организации. Возглавил охранные отряды рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. В задачи СС входили охрана Гитлера, его сборищ, собраний, кровавые погромы демократических органи- заций, поджог рейхстага. СС превратились в своеобразную внут- реннюю партийную полицию, которая должна была бороться против подрывной деятельности в самой партии, то есть против
410
оппозиционных партийных групп. Для осуществления этой функ- ции шеф гестапо - Гиммлер создал собственную контрразведку - службу безопасности (СД). Служба безопасности - общее назва- ние различных органов, занимавшихся обеспечением безопасно- сти на подвластных территориях, насчитывала в 1937 г. 210 тыс., в 1939 г. - 260 тыс. человек.
Основу организации СС составили Общее Главное управле- ние, Главное управление имперской безопасности, Главное управление по расовым и поселенческим вопросам, Главное управление полиции порядка, Главное административное и хо- зяйственное управление, Главное управление по делам фольк- сдойче.
Общему Главному управлению подчинялись 4 группы эсэсов- ских соединений: Общие отряды (нацистская элита, откуда черпа- лись офицерские кадры для полиции и карательных органов); ка- раульные отряды (отряды «Мертвая голова»), созданные для ох- раны концлагерей и расправы над их узниками, которые выпол- няли также карательные функции на территории других госу- дарств; части специального назначения (переименованные в вой- ска ССъ 1939 г.). В годы II мировой войны войска СС являлись ядром вооруженных сил. В 1939 г. они насчитывали четыре полка (18 тыс. человек), а в 1944 г. - 38 дивизий (около 100 тыс. человек); отряды для поручения (личное войско Гитлера, его преторианская гвардия).
Главное Управление имперской безопасности (РСХА) было создано как единственная разведывательная служба национал- социалистической партии. Это управление, подведомственное Гиммлеру, превратилось в систему тотального шпионажа как внутри страны, так и за рубежом.
Главным исполнительным и карательным органом РСХА яв- лялось гестапо (тайная полиция). Общая численность служащих гестапо в 1943-1945 гг. составила 40-45 тыс. человек. 75% сотруд- ников являлись членами СС. РСХА имело собственные формиро- вания - отряды СД.
В мае 1941 г. были созданы оперативные группы и команды СД (зондеркоманды). Их задача состояла в очищении армейских тылов: уничтожении пленных комиссаров, политических деяте- лей, партизан,евреев.
Полицейские силы состояли из полиции порядка (охранная полиция, жандармерия, муниципальная полиция, административ- ная полиция) и полиции безопасности (тайная полиция и уголов- ная полиция были объединены в 1936 г.).
Были созданы концлагеря, куда гитлеровцы без суда и след- ствия, без указания срока заключения бросали своих противни-
411
ков. Всю страну опутала сеть «лагерей смерти», главным назначе- нием которых было физическое уничтожение людей (к началу войны через концлагеря прошли около 1 млн. человек, за 12 лет фашизма - около 12 млн. человек). Всего фашисты создали 23 концлагеря и 2 тыс. их филиалов.
Орудием террора в период фашистской диктатуры являлись судебные органы. В дополнение к общим судам фашисты создали чрезвычайные судебные органы. Так, с 1933 г. в каждом судебном округе, где функционировал земский суд, создавался чрезвычай- ный суд для рассмотрения дел о политических преступлениях. В 1934 г. в силу закона от 24 апреля фашисты создали так назы- ваемый народный суд. Состав суда назначался Гитлером, ему бы- ли подсудны дела о политических преступлениях. Приговоры это- го суда как высшего судебного органа обжалованию не подлежа- ли. Характерно то, что судьи.при рассмотрении дел не были свя- заны законом и выносили приговор по собственному усмотрению. Закон от 16 сентября 1939 г. разрешил чрезвычайным судам рас- сматривать уголовные дела вторично, если решение обычного суда признавалось нацистами неудовлетворительным.
Национал-социалистическая партия (НСДАП) была построе- на по принципу крайнего централизма и представляла собой эф- фективный инструмент воздействия на массы. В 1928 г. ее числен- ность составляла 100 тыс. человек; в 1933 г. - 1 435 530 человек.
В состав НСДАП входило несколько подразделений. СС; СА; Студенческий союз; Моторизованный союз; Женская национал- социалистическая организация.
Организациями, примыкающими к НСДАП, были Немецкий трудовой фронт (более 20 млн. человек), включавший в обяза- тельном порядке всех рабочих и служащих Германии; Имперский союз немецких чиновников; Национально-социалистический союз немецких врачей; Союз юристов национал-социалистов; Союз учителей.
Под опекой этих организаций, в свою очередь, находились другие союзы: гитлеровская молодежь (дети 10-14 лет, подростки 14-18 лет); союз девочек (10-14 лет); союз немецких девушек (14-21 года).
Аппарат по пропагандистской обработке народных масс воз- главлял Иозеф Геббельс. В ведении Министерства общественного просвещения и пропагандыбыла имперская палата культуры. На ней замыкались пресса, радио, книжные издательства, музыка, изобразительное искусство. Основной задачей данного аппарата являлось формирование общественного мнения и идеологии.
Вооруженные Силы фашистской Германии. Сразу же после прихода к власти фашистов правящие круги Германии ускорили создание мощных вооруженных сил. 412
Первое крупное увеличение германской армии было осущест- влено осенью 1934 г. Численность ее возросла втрое и составила 240 тыс. человек. Тем самым была создана необходимая база для комплектования вермахта на основе всеобщей воинской повинно- сти.
16 марта 1933 г. в соответствии с Законом «О создании Гер- манских Вооруженных Сил» в Германии была введена всеобщая воинская повинность. Этот закон предусматривал, что германская армия мирного времени будет состоять из 12 корпусов или 36 ди- визий. Гитлеровцы, конечно, не помышляли ограничить числен- ность вермахта 36 дивизиями. Уже к осени 1936 г. немецкая армия насчитывала 42 дивизии. В 1938 г. она стала самой многочислен- ной в Западной Европе. К моменту нападения Германии на Со- ветский Союз численность вооруженных сил Германии была до- ведена до 8,5 млн. человек. Число дивизий к тому времени возрос- ла до 214.
К моменту нападения на СССР Германия уже осуществляла контроль над обширной территорией Центральной и Восточной Европы, большей частью Западной Европы. Против Советского Союза Германия со своими сателлитами выставила пятимиллион- ную армию, 3,5 тыс. танков и 4,9 тыс. самолетов.
Несмотря на мощный механизм, созданный фашистской Гер- манией для подчинения народов мира и господства над ними, развязанная гитлеровцами война закончилась их полным разгро- мом. Решающая роль в разгроме фашистской Германии принад- лежала Советскому Союзу.
После нападения Гитлера на Польшу Англия и Франция формально объявили войну Германии. Мировая общественность и Советский Союз были уверены, что находясь в состоянии вой- ны, французы и англичане восемь с лишним месяцев сидя за лини- ей Мажино, серьезно готовятся к отражению фашистской агрес- сии против самих себя, но оказалось они ожидали, что после раз- грома Польши, Гитлер непременно бросит свою армию на СССР.
10 мая 1940 г. немцы ударили по этим странным воякам и все у них рухнуло за несколько недель.
Союзники (США, Англия, Франция) обещали открыть вто- рой фронт против Германии в 1942 г. Не открыли. Сулили от- крыть в 1943 году и опять не открыли. И открыли только в июне 1944 г., когда СССР ценой великих жертв уже изгнал фашистов со своей земли.
Акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии перед СССР и его союзниками состоялся как важнейшее историческое событие 8 мая 1945 г. не на французской земле, (г. Реймс), как пы- таются дело представить недобросовестные политики, а там, где вторая мировая война родилась - в Берлине. Руководил церемо-
413
нией подписания не заокеанский генерал Эйзенхауэр, не только что появившийся генерал Монтгомери, не сопротивленец- эмигрант де Голь, а русский маршал Жуков.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй