logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 4. Право Древнего Китая

Древнекитайское право выражало интересы господствующих слоев, что обеспечивало возможность эксплуатации рабов, кре- стьян-общинников и ремесленников. Нормами права закрепля- лись особые льготы и привилегии для рабовладельческой знати. В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа.

I этап (XIV-VI вв. до н.э.). В рассматриваемый период главен- ствующую роль в регулировании общественных отношений игра- ли обычаи (л1!). Правовые нормы еще не выделялись из общего массива религиозно-этических норм. В VI в. до н.э. возникло кон- фуцианство. В нем правовым нормам (фа) отводилась второсте- пенная роль по сравнению с нормами морали (ли). Средством поддержания общественного порядка у конфуцианцев является не закон, а моральные нормы.

II этап (V-I1I вв. до н.э.). Произошло оживление законотвор- ческой деятельности. Усилилась роль права. На политическую арену в противовес конфуцианству, делавшему упор на патриар- хальные традиции и исконные обычаи, выступила школа легистов

55

(фацз$. Они особо подчеркивали важную роль государственных законов. Представители школы фацзя требовали установления закона, обязательного для всех. В III в. до н.э. легизм в его край- ней форме стал официальной идеологией империи Цинь. Учёные- конфуцианцы подвергались гонениям, многие были физически уничтожены. Философские книги сжигались.

Ш этап (III в. до н.э. - III в. н.э.). Произошло слияние легизма и конфуцианства. Появилось новое учение - ортодоксальное ханьское конфуцианство. Оно не отвергало закона и предполага- ло взаимодействие строгости и снисхождения. Произошло слия- ние морально-правовых норм с запретительными нормами, нару- шение которых влекло кару (фа). Нормы конфуцианской морали отныне должны были насаждаться силой, карой закона. Отсюда формула - «там, где недостает «ли», следует применить «фа».

Источники права. К источникам права Древнего Китая следу- ет отнести правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику.

До нашего времени подлинные тексты законов Древнего Ки- тая дошли в неполном объеме. Первые писаные законы и даже сборники законов появились в эпоху Шан-Инь. В X в. до н.э. пра- витель династии Чжоу - My Ван (947-928 гг. до н.э.) составил уго- ловный кодекс, он насчитывал около 3000 статей. Кодекс являлся записью отдельных судебных решений и закреплял прежде всего нормы обычного права.

В царстве Вэй сановник Ли Куй (424-387 гг. до н. э.) составил достаточно полное собрание законов всех царств. Кодификация получила название Фацзин («Книга законов»). В структурном плане «Книга законов» состояла из 6 глав: Законы о ворах, Зако- ны о разбойниках, Законы об аресте, Законы о поимке преступни- ков, Законы разные, Законы об определении наказания. Следует отметить несовершенство кодификационной техники и противо- речивость в систематизации материала. Тем не менее, уголовно- процессуальное уложение Ли Куя явилось основой дальнейших работ по систематизации китайского права. Опыт Ли Куя был воспринят и развит сановником Шан Яном из царства Цинь. Бы- ла сохранена прежняя система распределения правового материа- ла.

К III в. до н.э. в отдельных царствах появляются сборники за- конов, закреплявших рабовладельческие отношения. При объеди- нении страны под властью Цинь правовые различия территорий были ликвидированы.

Вещное право. В рабовладельческом Китае длительное время собственником земли являлась община. С течением времени кон- центрация управленческих функций в руках вана и аристократии привела к появлению «азиатского способа производства», осно-

56

ванного на государственной собственности на землю. Общины и должностные лица объявлялись владельцами и пользователями земель, но не получили возможности ими распоряжаться. Ван мог в любой момент изъять землю у одного пользователя и передать ее другому.

В эпоху распада единого Китая (VII-V вв. до н.э.) на отдель- ные царства право верховной собственности на землю фактически переходит из рук чжоуского вана в руки различных правителей, которые приобрели возможность наделять землей своих прибли- женных. Подданные получили лишь право «кормления» со своих земельных владений. Без санкции правителя такие владения нель- зя было отчуждать.

В период Чжоу происходил процесс превращения владений в частную земельную собственность, о чем свидетельствуют разно- образные операции с землей (аренда, залог, купля-продажа, мена).

В царстве Цинь частнособственническое землевладение уста- навливается к IV в. до н.э. С возрастанием роли военачальников и гражданских чиновников, купцов и торговцев начинается процесс концентрации земель в их руках. Сосредоточение земель происхо- дило за счет императорских пожалований, скупки и захвата об- щинных земель, исполнения залоговых договоров.

Обязательственное право. Наиболее ранней формой договор- ных отношений был договор мены. Данная сделка являлась дву- сторонней. Она возникала по поводу эквивалентного обмена ве- щей. Что касается договоров купли-продажи, то их заключение государство поставило под свой контроль. В IV—III вв. до н. э. особый чиновник регистрировал данную категорию сделок. На- пример, договор купли-продажи рабов оформлялся посредством письменного документа - даньшу («красный документ»). Даньшу регистрировался государственным чиновником и хранился у хо- зяина раба.

Контракт оформлялся в письменной и устной форме при на- личии свидетелей. При заключении контракта о купле-продажи земли необходимо было присутствие представителей общины. Их имена вносились в купчую. При заключении сделки уплачивалась государственная пошлина. Договор заключался по поводу вещей, не изъятых из оборота, как движимых, так и недвижимых.

В эпоху позднего Чжоу широкое распространение получает договор займа. Непосредственно с договором займа развиваются залоговые, ростовщические, кабальные отношения. Договор зай- ма оформлялся долговой распиской, объектом договора могли быть деньги, зерно, иные потребляемые и не потребляемые вещи. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача пись- менных обязательств. Невозможность уплатить кредитору поро- ждала у должника обязанность закладывать или продавать зе-

57

мельный участок, продавать в рабство членов своей семьи, а час- то и самого себя. В Китае протекало формирование слоя рантье, живущих на проценты от кредитных операций. Ростовщиками часто становились купцы, торговцы, а также крупные государст- венные чиновники. Они обогащались за счет взимания процентов по займу от 5 до 20% в год.

В период правления династии Цинь нужда заставляла глав семей отдавать в залог своих подраставших сыновей. «Заложники» использовались на любых работах. В течение 3 лет их можно было выкупить. По истечении этого срока заложник обращался в раба. Кредитор имел право усыновить долгового раба или женить на своей дочери. После заключения брака «заложник» назывался чжуйсюй, т.е. «заложенный зять».

Договор найма в Китае был представлен двумя видами: найм земли (аренда) и найм рабочей силы (личный найм).

Во времена Цинь собственник в качестве арендной платы по- лучал 50% урожая. Кроме этого, арендатор платил государствен- ные налоги, выполнял разнообразные повинности (военную, строительную, гужевую).

Разорение крестьян-общинников и ремесленников приводило к необходимости продажи своей рабочей силы третьим лицам на определенный срок за вознаграждение. Труд наемных работников применялся в сельском хозяйстве, торговле, ремесле, на строи- тельстве и ремонте различных сооружений. Вознаграждение за труд выдавалось в денежной или натуральной форме (зерно, ово- щи, материя).

Брачно-семейное право. В эпоху Шан-Инь сохранялись эле- менты матриархата, допускались браки между родственниками, совершались богатые и торжественные жертвоприношения в честь предков-мужчин и предков-женщин. В государстве Чжоу утвер- ждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами. Способом заключения брака являлся религиозный обряд с соблюдением ритуала сватовства. Условием вступления в брачные отношения признавались согласие между родителями жениха и невесты, достижение брачного возраста (мужчиной 16-30 лет, женщиной 14-20 лет), отсутствие принад- лежности к одному роду. Препятствием к заключению брака были ношение траура по мужу или родственникам, совершение престу- пления, разное сословное состояние. Развод инициировался му- жем или членами патриархальной семьи. Основания для развода считались достаточными, если муж утверждал, что жена непочти- тельна к старшим родственникам мужа, распутна, бесплодна, тя- жело больна, болтлива, завистлива, тайно и корыстно распоряжа- ется семейным имуществом.

58

В богатых домах широкое распространение получило много- женство и гаремы с наложницами-рабынями. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина же- нился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Главной женой становилась старшая сестра. Остальные женщины объяв- лялись младшими женами или наложницами. Главная жена зани- мала привилегированное положение, распоряжалась женской по- ловиной дома, ее должны были почитать и слушаться все млад- шие жены и наложницы мужа. В то же время среди простолюди- нов очень часто мужчины и женщины оказывались без семьи.

После заключения брака женщина теряла связь со своей прежней семьей. Власть мужа над ней и ее детьми была безгра- нична. Жена не имела собственности, не могла совершать сделки, выступать в суде. Приданым и всем семейным имуществом управ- лял муж. Жена должна была пребывать до конца своей жизни в затворничестве, находясь в особой половине дома. Она считалась большой грешницей, если покидала дом мужа. В одном трактате говорилось, что «если женщина не умерла в своей комнате, то табличку ее духа не следует помещать рядом с табличкой ее му- жа». Глава семьи нес ответственность за проступки членов своей семьи. Он имел право наказывать подвластных. Допускалось на- несение побоев вплоть до смерти младшим сыновьям, невесткам, внукам. Как правило, отец не наказывался в уголовном порядке за эти «воспитательные» меры. Домовладыка имел право отдавать членов семьи в долговую кабалу, за исключением старшего сына.

Наследственное право. На наиболее ранних стадиях развития китайского общества наследником семейного достояния являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь наследственные пра- воотношения изменяются. Постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены. При отсутствии сыновей к наследованию призывались дру- гие родственники мужа. Этот порядок был официально признан в период Чжоу. Кроме того, при отсутствии сыновей и родственни- ков к наследованию призывалась вдова умершего. У чжоуских аристократов дети законных жен наследовали власть отца, а дети наложниц не имели такого права. *

Преступления и наказания. На становление и развитие уго- ловного права оказала влияние идеология конфуцианской и леги- стской школ. Понятие преступления связывалось с проявлением преступной воли человека, его низости. Мера виновности и тя- жесть наказания определялась характером духовного состояния виновного. Выделялись следующие виды преступлений: преду- мышленные и преднамеренные; преступления, совершенные с умыслом и без умысла; преступления, совершенные по ошибке. Формировалась концепция о стадиях преступления: покушение

v 59

или оконченное преступление. Китайские правоведы различали организатора преступления и его соучастников. В уголовном пра- ве смягчающие и отягчающие вину обстоятельства определялись конфуцианским учением, требовавшим оказывать почтение пре- старелым, проявлять сострадание к детям, беременным женщинам и т.д.

Преступления. В период династии Шан-Инь классифициро- валось 10 видов преступлений: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебреже- ние к указаниям императора, сопротивление откровенным и ис- кренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными.

В период правления династии Цинь устанавливается четкая классификация преступлений. К государственным преступлениям относились заговор против вана, мятеж, неподчинение импера- торским приказам, высказывания против правителя, хранение за- прещенной конфуцианской литературы.

Древнекитайское право знало преступления против личности: убийство, нанесение ранений, клевета. Убийство раба, прелюбо- действующей жены и ее любовника, подвластных членов семьи в «воспитательных» целях не наказывались. Если рабовладелец убивал чужого раба, то возникала лишь обязанность возместить материальный ущерб.

Серьезное внимание уделялось преступлениям против собст- венности. К данной группе преступлений относили кражу (имущества из храма, различных документов, деревьев в саду), грабеж, убой чужого скота и т.п.

Особое место занимали преступления против нравственности и семейных устоев: непочтительное отношение к отцу или стар- шему в семье, нарушение сроков ношения траура, прелюбодеяние со стороны жены, расторжение брака без законных оснований и т.д.

В самостоятельную группу можно выделить воинские престу- пления. К ним относились дезертирство, переход на сторону вра- га, трусость, неисполнение приказа начальника, непочтение к на- чальнику, неявка к установленному сроку на место сбора, езда галопом в расположении войск, шум в строю, неповиновение ко- манде, ходьба не в такт барабанной дроби и т.д.

Наказания. Санкции государства за противоправное деяние, проступок отличались суровостью. Наказания имели своей целью причинить физические мучения виновному. По мере обострения классовой борьбы увеличивалось число наказаний и усиливалась их репрессивность. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем слабее уголовное наказа-

60

ние. В конечном итоге уголовная политика стала сводиться к каре виновных, устрашению поданных и отчасти к пополнению казны.

Согласно исторической традиции сложилась система наказа- ний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, ка- страция и смертная казнь. В древнейший период получила рас- пространение практика замены калечащих наказаний на симво- лические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. В период правления императора У-вана вводится клейме- ние за 10 видов преступлений. В X в. до н. э. государственная власть стала прибегать к замене смертной казни и членовреди- тельных наказаний денежными штрафами. В эпоху Цинь для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности. Освобождались от телесных наказаний дети в возрасте до 8 лет и старики старше 70 лет. Во времена династии Цинь чиновники, об- ладающие рангом, имели право на смягчение наказания, а по дос- тижении 56 лет освобождались от него совсем.

Процесс. В Древнем Китае суд не был еще отделен от админи- страции. Предварительное расследование и судебное разбиратель- ство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение.

В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительно- состязательный характер. В дальнейшем в связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс находит все более широкое применение. Государство активно вмешивается в розыск и наказание преступников, чаще по собственной инициативе воз- буждает преследование.

Следует выделять стадии процесса: подача потерпевшим за- явления или жалобы, расследование обстоятельств дела чиновни- ком - линьши, судебное разбирательство и вынесение решения (приговора). В качестве доказательств использовались личное признание, свидетельские показания, вещественные доказательст- ва, доказательства, полученные под пыткой, клятва.

61

Хронологическая таблица

До н.э. 1200 1000 800 600 500 400 300 200 150 100 50 0 50 100 150 200 300 400 500 н.э.

Греция

1200 \ Рождение полиса \ 800 \ «Иллиада» и «Одиссея» \ 594 \ Реформы архонта Солона \ 560527 \ Тирания Писистрата в Афинах 509 \ Реформы Клисфена

462 \ Реформы Эфиальта 443429 \ Реформы стратега Перикла

404 \ Олигархический переворот, тирания «тридцати». Упадок Афин j 336 f Включение Афин в империю Александра Македонского 1 II в. \ Превращение Афин в провинцию Римской империи /

Древний Рим

753 \ Основание Рима \ VI в. S Реформа Сербия Туллия \ 509 \ Ликвидация царской власти и начало республики в Риме \ IV в. \ Учреждение должности претора \ 338 \ Законы Лициния и Секстия \ 134 124 Ц Реформы братьев Гракхов \ 107 \ Военная реформа Гая Мария \ 8379 \ Диктатура Суллы \ 60 ф Первый триумвират (Цезарь, Помпеи, Красе) 1 43 ф Второй триумвират (Антоний, Лепид, Октавиан) 1 Установление принципата. Начало Римской империи ф 27 1

Эдикт Каракаллы \ 212 1 Реформы Диоклетиана. Доминат ф 284305 1 Перенесение столицы Римской империи в Константинополь \ 330 1 Распад Римской империи на Западную и Восточную \ 395 1 Падение Западной Римской империи \ 476 1