logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)

В XIII в. Германия вступила в период развитого феодализма, для которого характерна глубокая феодальная раздробленность. Значительный рост экономики, развитие товарно-денежного хо- зяйства привели к завершению децентрализации, усилению эко- номической и политической разобщенности страны.

Для сравнения: в Англии и Франции развитие торговли, про- мышленности привело к объединению интересов в масштабе всей страны и в результате этого - к политической централизации. В Германии этот процесс привел к группировке интересов по про- винциям. Германия окончательно распалась на княжества, граф- ства, баронии и рыцарские владения.

В XIII-XIV вв. в Германии служилась система сословий. В масштабе империи существовали имперские сословия (чины), в княжествах - княжеские (земские) сословия.

К имперским сословиям относились имперские князья, им- перские рыцари и представители имперских городов. В состав княжеских сословий входили дворянство и духовенство отдель- ных княжеств и жители княжеских городов.

Из сословия высшего дворянства - князей выделилась группа крупных духовных и светских феодалов - курфюрстов (князей- избирателей). Свое название они получили ввиду того, что рань-

153

ше оказывали влияние на выбор королей. Среднее дворянство практически исчезло. Одна часть его перешла в разряд высшего дворянства, другая опустилась до положения низшего дворянства - рыцарей.

В этот же период происходит разделение духовенства на высшее (епископы и аббаты) и низшее (сельские и городские свя- щенники).

Германские города в рассматриваемый период делились на имперские, княжеские (земские) и вольные. Имперские подчиня- лись непосредственно императору и обязаны были платить налог в казну, поставлять пополнение в войско, принимать императора и т. п. Княжеские и епископские города подчинялись светским или духовным феодалам. Вольные города были освобождены от упла- ты налогов и формирования войска.

Верхушку городского населения составлял патрициат. В его руках были все городские должности, передаваемые по наследст- ву. Среднюю часть населения городов составляло бюргерство (ремесленники, полноправные мастера и низшее чиновничество). Низы были представлены плебсом (подмастерья, поденщики и

др)

Развитие товарно-денежных отношений вызвало изменения в правовом положении крестьянства. Получила развитие практика освобождения крестьян, а затем предоставления им земли в арен- ду. В некоторых районах барщина была заменена денежной рен- той.

Процесс децентрализации привел к тому, что с XIII в. в Гер- мании стали складываться отдельные центры политической вла- сти и управления. В XIV в. политическая раздробленность была закреплена законодательно. Император Карл IV издал акт под названием «Золотая булла» (1356 г.).

Согласно Булле к избранию императора Священной Римской империи были допущены в качестве выборщиков только семь крупнейших курфюрстов, из коих трое были лицами духовного звания и четверо светскими феодалами. Курфюрсты добились то- го, что каждый император при избрании принимал выработанные ими условия, ограничивающие его власть. С XVI в. эти условия получили название избирательных капитуляций. С XVII в. в со- ставлении таких капитуляций принимали участие не только кур- фюрсты, но и остальные сословия, что было закреплено статьями Вестфальского мира в 1648 г. после Тридцатилетней войны.

Булла установила полную политическую самостоятельность курфюрстов и их равенство с императором. За князьями- избирателями были законодательно закреплены присвоенные ими регалии (королевские привилегии): право на добычу драгоценных металлов, на чеканку монет, на взимание пошлин. Они пользова- 154

лись правом высшей юрисдикции. Булла узаконила ведение част- ных войн между курфюрстами, за исключением войн вассалов против своих сеньоров. Городам было запрещено заключать до- говоры против курфюрстов.

Государственное устройство (XIV-XVI вв.). Следствием усиле- ния княжеской власти стал рост политической раздробленности Германии. Высшее управление империей сосредоточивалось в ру- ках семи курфюрстов: маркграфа Бранденбургского, герцога Сак- сонского, пфальцграфа Рейнского, короля Чешского - и трех ар- хиепископов: Кельнского, Майнцского и Трирского. Булла преду- сматривала создание постоянно действующего органа - коллегии курфюрстов. Один раз в год созывался съезд коллегиидля реше- ния государственных дел. Коллегия получила право смещать им- ператора и вершить суд над ним. Вследствие этого императорская власть в Германии оказалась крайне слабой.

Общегосударственным органом являлся рейхстаг, который созывался императором. Он сложился окончательно в XIV в. и состоял из трех коллегий: 1) коллегии курфюрстов, 2) коллегии графов, князей и свободных господ, 3) коллегии представителей свободных городов.

Рейхстаг в Германии в отличие от других европейских госу- дарств не был представлен мелким дворянством и бюргерством неимперских городов. Кроме того, духовенство не составляло от- дельной коллегии, а заседало в двух первых коллегиях. Таким об- разом, рейхстаг фактически являлся органом представительства отдельных политических единиц (курфюршеств, княжеств, импер- ских городов и т. д.), а не органом сословно-представительного характера.

Полномочия рейхстага не получили законодательного закре- пления. На практике он обладал правом законодательной ини- циативы, утверждал указы императора. Рейхстаг давал также со- гласие на решения императора по военным, финансовым вопро- сам и вопросам международного характера. Рассмотрение вопро- сов производилось отдельно каждой палатой, после чего между ними происходило согласование принятого решения. Император мог принять или отклонить решение рейхстага. В случае несогла- сия императора с принятым решением оно вновь поступало на рассмотрение и обсуждение.

В 1495 г. в Германии был учрежден имперский верховный суд по делам имперских подданных и подданных отдельных княжеств. Суд состоял из 17 членов: председателя, назначаемого императо- ром, 14 членов, назначенных курфюрстами и князьями, и двух членов, назначенных городами. В состав суда входили две колле- гии: по делам имперских подданных и по делам подданных от- дельных княжеств. Имперский суд сыграл немаловажную роль в

155

рецепции (усвоении) римского права, которое с этого времени стало широко применяться в Германии.

Слабость центрального аппарата отразилась и на военной организации. Постоянное войско в империи не сложилось. В слу- чае военной опасности имперская армия формировалась из отря- дов, поставляемых имперскими сословиями. Основой войска яв- лялись отряды наемников. Во всех немецких землях были свои наемные армии. На создание имперской армии князья согласия не давали.

Империя имела свою полицию. Она следила за обществен- ным порядком и за тем, чтобы земские власти устанавливали так- сы на заработную плату, издавала предписания по борьбе с мо- шенничеством, ростовщичеством.

Органы центрального управления находились под контролем влиятельных князей, принимавших решения, выгодные феодалам. Создавая видимость сословной монархии, князья фактически за- крепили в Германии феодальное многовластие.

Власть князей в отдельных землях первоначально не была не- ограниченной. В отдельных княжествах-государствах в XIV в. сложились сословно-представительные монархии. Органами со- словного представительства стали ландтаги (собрания местных чинов). В них были представлены духовенство, дворяне и горожа- не. В некоторых ландтагах были и представители свободного кре- стьянства.

В компетенцию ландтагов входило избрание государя в слу- чае прекращения правящей династии, решение некоторых внеш- неполитических вопросов. Например, в некоторых землях объяв- ление войны было возможно лишь с согласия этого органа. Ланд- таги занимались также некоторыми церковными и полицейскими вопросами: попечением о бедных, наблюдением за качеством че- канки монет и т. д. Согласие ландтагов было обязательно при ре- шении финансовых вопросов и вопросов, связанных с изменением законодательства. В некоторых случаях решения этих органов имели для князей рекомендательное значение. Например, опреде- ленное влияние ландтаги оказывали на формирование княжеских советов и на назначение высших чиновников. Однако здесь по- следнее слово было за князем.

Ландтаг считался верховным судом до тех пор, пока не были созданы особые суды - гофгерихты. После образования таких су- дебных органов во многих землях ландтаги превратились в касса- ционную инстанцию.

Эволюция государственного управления в землях сводилась к постепенному росту княжеской власти. Высшим органом управ- ления в княжестве был княжеский совет. Со временем его полно-

156

мочия возросли. Отдельную организацию имели суд и финансовое ведомство.

На местах единицей управления являлся бург (городское по- селение) с примыкающими к нему мелкими поселениями. Во главе бурга стоял бургграф, назначаемый князем. Позднее бургграф получил наименование амтмана. В руках последнего находилось все местное управление. Впоследствии он стал терять некоторые полномочия, которые передавались специально назначенным должностным лицам.

Таким образом, власть князей в своих землях была несколько ограничена местным сословным представительством.