logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 4. Германская Демократическая Республика

7 октября 1949 г. в советской оккупационной зоне было про- возглашено образование Германской Демократической Респуб- лики. Это произошло на сессии Немецкого народного совета, ко-

14 Зак. 196

417

торый объявил себя высшим органом государственной власти. В тот же день вступила в действие Конституция ГДР. С 1945 г. наи- большим влиянием в восточногерманских землях стали пользо- ваться СДПГ и Коммунистическая партия Германии (КПГ). Они составили серьезный противовес ХДС и ХСС. КПГ стала влиять на многие сферы жизни. Так, по инициативе коммунистов в 1945- 46 гг. была проведена аграрная реформа, реформа системы обра- зования. Весной 1946 г. объединенный съезд КПГ и СДПГ поста- новил создать Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Советской военной администрацией Германии (СВАГ). СЕПГ выступила инициатором перераспределения собственности на социалистических началах. Были проведены экономическая, аграрная и финансово-экономическая реформы.

Согласно Конституции ГДР 1949 г. верховным органом госу- дарственной власти была Народная палата. Депутатские места на основании закона 1958 г. распределялись между существующими партиями неравномерно (117 мест имела СЕПГ и по 52 - осталь- ные). За Народной палатой закреплялось право издавать законы, вотировать бюджет и контролировать деятельность правительст- ва. В этот период была сформирована и Палата земель, которая просуществовала до 1958 г. Парламент с этого времени стал од- нопалатным. Это было связано с тем, что еще в 1952 г. пять суще- ствовавших земель были упразднены и возникло новое террито- риальное деление на области и округа.

Главой государства являлся президент. Но в 1960 г. эта долж- ность была упразднена и полномочия президента стал выполнять Государственный совет, избираемый Народной палатой на четы- ре года. Народная палата формировала Совет министров - пра- вительство ГДР.

В 1968 г. на референдуме была утверждена новая Конститу- ция страны. В ее основу была положена концепция «демократии победившего социализма». Система органов власти и управления по сравнению с Конституцией 1949 г. практически не претерпела изменений, за исключением того, что были увеличены числен- ность депутатов Народной палаты (с 400 до 500 человек) и срок их полномочий (с четырех лет до пяти). Несколько расширены были права местных органов власти.

Более детализированным стал раздел о правах граждан. Но- вая Конституция закрепляла централизованное руководство и плановое управление социалистическим хозяйством.

В 1989 г. ГДР охватил глубокий социально-экономический и политический кризис, который в значительной мере был связан с международным курсом М.С. Горбачева и мощной пропагандист- ской кампанией стран НАТО. Поток беженцев, устремившихся в ФРГ в 1989 г. через открытую границу с Чехословакией, обострил 418

ситуацию. Правительство ГДР стало терять контроль над проис- ходящим. В сложившейся ситуации актуальной оказалась про- грамма канцлера ФРГ Гельмута Коля, с которой он выступил в бундестаге. Все десять пунктов программы были направлены на государственно-политическое объединение Германии. Осуществ- ление программы оговаривалось рядом условий для ГДР. Окон- чательное решение вопроса об объединении Германии требовало и международного урегулирования. Эта проблема стала предме- том переговоров по формуле «2+4» (ФРГ, ГДР и державы- победительницы: США, СССР, Великобритания, Франция), про- ходивших в 1990 г. Подписанный участниками переговоров Дого- вор об окончательном урегулировании в отношении Германии восстановил полный государственный суверенитет Германии. Но это было только начало объединения. Создание новой единой Германии опиралось на ряд специальных договоров, направлен- ных на регулирование различных сфер деятельности. Первым наиболее серьезным шагом в этом направлении явился Договор об экономической, валютной и социальной унии от 18 мая 1990 г. Согласно этому договору марки ГДР были заменены на дойч- марки. Второй шаг был сделан в августе 1990 г., когда был заклю- чен договор о создании «единой избирательной территории». 23 февраля 1990 г. Народная палата ГДР приняла решение о присое- динении к ФРГ и 31 августа по поводу этого события был подпи- сан двухсторонний договор. Согласно договору в состав ФРГ во- шли пять вновь воссозданных восточногерманских земель. В еди- ном государстве конституционные устои стал регулировать Ос- новной закон ФРГ 1949 г. Но в текст ст. 23 позднее было включе- но положение, предусматривавшее вступление Основного закона в силу и «в остальных частях Германии... по их присоединении». Общегерманские выборы, проходившие в декабре 1990 г,, принес- ли победу единому Христианско-демократическому союзу. Этот союз вплоть до конца XX в. сохранял в Германии статус правя- щей партии. Однако на последних выборах в бундестаг ХДС по- терпела поражение, а пост канцлера занял лидер СДПГ.

Обретение полного суверенитета позволило существенно из- менить военную политику ФРГ. В результате длительной дискус- сии Федеральный конституционный суд принял решение о воз- можности применения бундесвера за пределами страны и стран НАТО для предотвращения кризисов и конфликтов, которые мо- гут нанести ущерб целостности и стабильности Германии.

Новая роль Германии в современном мире не только создает для нее преимущества, но и ставит ее перед международными проблемами. В третье тысячелетие Германия вступает как одно из ведущих государств мирового сообщества, несущих значительную долю ответственности за будущее человечества.

419

14*