logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Общественный строй

История Древнего Египта подразделяется на Раннее, Древ- нее, Среднее, Новое и Позднее царства. И все эти царства состоя- ли из двух основных классов: рабовладельцев и рабов. Основны- ми кормильцами этого рабовладельческого общества были кре- стьяне-общинники и ремесленники. Рабовладельческая знать складывалась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, вы- ступавших вместе с тем и в роли крупных чиновников.

Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам. Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом, врагами, приро- дой. Так, если Нил не разливался и весенние воды не заливали до- лины, то народу грозил голод. Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной тайной. Небесные тела с их загадочным движе- нием, плодородная земля с плодами урожая, благословенный Нил казались египтянину творением могущественных божеств.

Мир мертвецов у него был населен бесконечным числом де- монов и богов, то в человеческом образе, то в образе конкретного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды, совер- шаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой тайне от всех, во мраке «святая святых».

Жрецы были непременными советниками фараонов, ими го- товились законопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обращались в храмы за разрешением гражданских споров, где жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились крупными землевладельцами.

Жрецы постепенно превратились в особую замкнутую касту, располагавшую огромными богатствами и исключительным влиянием на государственный аппар&т.

Жречество Нового царства ни чем не отличалось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов долгое время была та- кой же как и у вельмож. Жрецы, как и прочие представители зна- ти, увлекались охотой, а иной верховный жрец мог с удовольстви- ем вспоминать, как ходил в поход вместе с фараоном.

Масштабы хозяйства главного государственного божества Амона в Фивах можно представить себе исходя из количества лю-

13

дей - «голов», переданных фараоном Рамсесом III (или по друго- му счету - IV) в его поминальный храм. Их было 62 626 человек.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество земель- ных наделов, находившихся во владении отдельных жрецов. Жре- цы бывали владельцами внушительного количества рабов.

Значение храмов в государстве было огромным. Храмы от- правляли правосудие, ими было занято ведущее место в денежном обращении. Известно, что все операции осуществлялись посред- ством серебра, которое обращалось в качестве денег.

Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной реформой. Она была направлена на ослабление жреческой потом- ственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона сопровож- дались крутыми мерами.

Из Фив столица была перенесена во вновь основанный город на полпути между Мемфисом и Фивами. Это место теперь извест- но под названием городища Эль-Амарны.

Бог солнца Амон и храмы в Фивах впали при дворе в неми- лость. Главным божеством был объявлен бог солнечного диска Атон.

Жрецы нового бога хвалились своей принадлежностью к но- вым людям. Все это, естественно, наносило ощутимый удар по старой знати, жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щедрой государственной поддержки и вытеснялись еди- ным государственным культом, а то и вовсе прекращались. По- добная религиозная реформа была направлена на подрыв безмер- ной власти жрецов и укреплению светской власти.

Особую категорию населения составляли чиновники, полу- чавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслуживались подневольными людьми и рабами. Положение знатного человека определялось в Египте не только его происхождением и богатст- вом, но и его должностью. Служилое чиновничество - управители царских имений, телохранители царя, надсмотрщики - обзаводят- ся собственными имениями, покупают и получают в дар десятки рабов.

Представители власти носят титул «стоящий над людьми». Такие чиновники кроме того имели и придворные титулы: «царский знакомый», «друг», «единственный друг». Получить по- следний было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было связано получение гробницы.

В Египте содержалась огромная армия так как нужны новые завоевания и постоянный приток рабов. Будущего пехотного ко- мандира воспитывали с колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войска составляли египтяне-общинники, сирийцы и ливийцы.

14

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные войны и разорение общинников создали в стране огромный рабо- владельческий рынок. Люди среднего достатка владели десятками рабов, которые были предметами всевозможных сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.).

Огромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд при- менялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов, соору- жении дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного чело- века. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве.

В отношении «свободного» крестьянина государство не огра- ничивалось сбором налогов и принуждением к работам. Во время периодически проводившихся смотров крестьяне могли быть рек- рутированы в армию, переведены в царское хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провинность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствующего и обремененного земледельческого класса, можно было встретить и египетских рабочих. Этот класс был не вполне лишен образова- ния и должен был уметь наносить иероглифы на гробницы, опре- делять сопротивление балки или каменной плиты и т.д. Дошед- шие до нас источники повествуют о взбунтовавшихся рабочих из- за неполучения жалования, удерживаемого чиновниками.