logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 4. Конституция сша 1787 года

25 мая 1787 г. в Филадельфии начал работать Конвент. Кон- гресс Конфедерации в своих рекомендациях указал, что Конвент созывается с «единой целью» ревизии Статей Конфедерации. Пе- ред делегатами 12 штатов (Род-Айленд отказался послать своих делегатов) сразу же возник вопрос о том, следует ли им вносить коррективы в Статьи Конфедерации или просто игнорировать их и разработать новую структуру государственной власти.

Филадельфийский Конвент пошел на превышение своих пол- номочий и принял абсолютно новый документ - Конституцию США.

55 делегатов Конвента являли собой, хотя и небольшое, но весьма внушительное собрание. Впоследствии американские юри- сты скажут, что в США невозможно было бы повторно собрать столь представительную коллегию просто за недостатком надле-

1 См. Государственный строй США. М., «Юридическая Литература», 1976 г. 260

жащих умов. Участников Конвента сами американцы уважитель- но именуют «отцами- основателями». Действительно, в Конвент были направлены выдающиеся политические и государственные деятели, ученые, философы, юристы. Назовем несколько имен: Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джеймс Вильсон. Пред- седательствовал Джордж Вашингтон. Среди делегатов выделя- лись 82-летний Бенджамин Франклин и однорукий, на деревянной ноге губернатор Нью-Йорка Р. Моррис.

Обращает на себя внимание социальная однородность деле- гатов. Все они были представителями экономически господ- ствующего класса. При всех разногласиях и весьма острых спорах по конкретным вопросам они были единодушны по главным, ко- нечным целям разрабатываемого документа.

В условиях фактического развала Конфедерации и маячив- шей угрозы гражданской войны перед учредителями Конституции стояла триединая задача: остановить дальнейшее развитие рево- люции, создать более мощный Союз, надежно гарантировать пра- ва собственников.

Заседание Конвента проходило за закрытыми дверями, и де- легаты высказывались откровенно, не опасаясь, что их открове- ния будут доступны народу.

В своей исключительно сложной работе делегаты руково- дствовались опытом колониальной государственности, результа- тами конституционного развития американских штатов, основа- ми идеализируемой ими британской модели государства, полити- ческими учениями Локка, Монтескье. Однако главной детерми- нантой были интересы собственников.

Вряд ли делегатов Конвента можно отнести к революцион- ным демократам. Судя по дошедшим до нас протоколам, делега- ты не скрывали своего отношения к простому народу.

Делегат Шерман неоднократно заявлял, что «народ должен быть как можно меньше допущен к делам управления». В таком же духе высказывался делегат Джерри: «Зло, от которого мы страдаем, происходит от избытка демократии».

Четыре месяца, несмотря на сильную жару, члены Конвента заседали при закрытых дверях и окйах, проводя время в не менее жарких и долгих спорах.

Наконец 17 сентября 1787 г. большинство делегатов приняло компромиссный проект и подписало текст первой писаной Кон- ституции в истории человечества. Она была разработана в то время, когда почти во всем остальном цивилизованном мире гос- подствовал монархический строй. Эта Конституция появилась на свет почти за два года до Великой Французской революции. Кон- ституция существует и поныне. Она превратила Америку из аморфной конфедерации в сильное федеральное (союзное) госу-

261

дарство. Его члены-штаты сохранили за собой многие права, но решение основных, касавшихся всего государства проблем, таких, как внешняя политика, оборона, налогообложение, таможенные сборы и т.д., передали федеральному правительству, сохраняя единую денежную систему и приоритет феодальных законов над законами штатов.

Через десять дней после окончания своей работы Конвент Конфедерации передал штатам для рассмотрения текст Конститу- ции. Развернувшаяся кампания политического маневрирования, уговоров и пропаганды была напряженной и ожесточенной.

Среди основных выдвинутых против Конституции аргумен- тов было то, что в ней нет Билля о правах. Критики высказывали опасение, что возможность переизбрания президента вернет Аме- рику к монархии. Ныне действующая Конституция США вошла в силу 4 марта 1789 г. после того, как было выполнено необходимое для ратификации требование ст. VII Конституции об одобрении ее двумя третями штатов.

В основной текст Конституции США не были включены по- ложения, гарантирующие политические, гражданские, процессу- альные права граждан США. «Отцы - основатели» считали эти права конституционным излишеством. Они объясняли, что для гарантии права личности достаточно британской «закваски», а именно тех норм права Англии, которые несли в себе уголовно- процессуальные гарантии.

Умолчание Конституции США о федерально-гарантируемых правах и свободах вызвало острую критику этого документа со стороны демократически настроенных законодателей штатов. В процессе ратификации Конституции законодательные собрания штатов настоятельно требовали дополнить ее поправками, со- держащими гарантии прав и свобод. Род-Айленд и Северная Ка- ролина вообще отказались ратифицировать Конституцию, ссыла- ясь на отсутствие в ней «билля о правах». Эти требования дикто- вались всем историческим опытом граждан, которые не забыли произвола, чинившегося британской короной в отношении своих политических и религиозных оппонентов.

Под давлением общественного мнения вновь избранному Конгрессу в июне 1789 года были предложены проекты первых десяти поправок к Конституции, составивших Билль о правах. Они были ратифицированы необходимым числом штатов к 15 декабря 1791 г. Билль о правах провозглашал свободу слова, соб- раний, печати, вероисповедания, принцип неприкосновенности личности, вводил суд присяжных, закреплял право каждого аме- риканца иметь оружие. В этом документе мы находим и ряд про- цессуальных гарантий.

262

Вместе с тем, в поправках нет речи о таком важном политиче- ском праве как право на объединение в союзы.

Текст поправок оформлен в виде запрета на принятие Кон- грессом США законов, которые могли бы ограничить соответст- вующие политические права и свободы граждан. Конституция США существует более 200 лет, и за этот период времени к ней было принято 26 поправок, придавших ей гибкость и соответст- вие изменяющимся условиям жизни страны. Последняя поправка была принята в 1971 г. Она снизила возрастной избирательный ценз до 18 лет. В стране развернулось массовое движение в пользу демократизации избирательного права, за ликвидацию наиболее консервативных избирательных цензов. Один из них - право уча- ствовать в выборах только с наступления возраста 21 год - вызы- вал возмущение, особенно у молодежи.