logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)

На одном из притоков Хуанхэ, реке Вэй осели земледельче- ские племена чжоу. Социальная структура и формы правления на ранней стадии государственности аналогичны эпохе раннего Шан-Инь.

Со второй половины II тысячелетия до н.э. племена чжоу на- чинают сотрудничать с государством Шань-Инь. Шан-иньский ван обращался к гуну (вождю племен чжоу) за военной поддерж- кой для отражения набегов северо-западных соседей-кочевников, платя ему за это рабами и нефритом, а начальникам его дружин - лошадьми и земельными наделами.

Вожди племен чжоу стали получать титул си-бо («властитель Запада»), определяющий их подчиненное положение от династии

46

Шан-Инь. В то же время в экономическом плане племена чжоу, перешедшие в земледелии к высокоурожайной культуре риса, вы- ращиваемого на заливных полях, все более и более превосходили своих восточных соседей, по-прежнему возделывавших в основ- ном просо и гаолян. Это нараставшее превосходство материаль- ной культуры неумолимо приходило в противоречие с реально- стями политической соподчиненности.

Стремление избавиться от власти вана привело к тому, что вожди племен чжоу организовали широкую военно-политическую коалицию племен ив 1122 г. до н.э. в битве на равнине Муе раз- били шан-иньское войско и государство Шан-Инь.

История государства Чжоу можно разбить на три периода: Западное Чжоу (XII-VIII вв. до н.э.), Восточное Чжоу (VI1I-V вв. до н.э.) и период «воюющих царств» (403-221 гг. до н.э.).

Победа племен Чжоу под предводительством У-вана над гос- дуарством Шан-Инь привела к становлению в Древнем Китае но- вой династии - Западное Чжоу. Столицей рабовладельческого государства стал город Хао (современный Сиань).

Общественный строй. Рабовладельческая аристократия во главе с царем (ваном) занимала господствующее положение. В ее состав влилась и частично сохранившаяся иньская племенная знать.

Общинное землепользование осуществлялось по системе так называемых «колодезных полей», или цзинтянь. Термин произо- шел от конфигурации самой схемы нарезания общинной земли, рисунок которой напоминает иероглиф со значением «колодец». Философ Мэн-цзы (372-239 гг. до н.э.) так описывал цзинтянь: «... В деревнях, отдаленных от городов, земля делилась на девять одинаковых квадратных наделов. Один из них (средний) обраба- тывался сообща для снабжения общественных чиновников. Ни смерть, ни путешествия не должны были вывести этих крестьян из их поселения. Восемь семей сообща обрабатывали общественное поле. Когда общинные работы бывали окончены, семьи могли взяться за свои личные дела». Совместно обрабатываемое поле, с которого шел урожай вану и чиновникам, называлось гунтянь. Другие восемь полей именовались сытянь. Передел общинной земли проводился 1 раз в 3 года. По свидетельству того же Мэн- цзы, система цзинтянь практиковалась еще в эпоху Инь.

С течением времени аристократия захватывает лучшие земли, происходит нарушение принципа распределения наделов и раз- рушение системы «колодезных полей». Для рытья каналов, со- оружений плотин и дамб, устройства запруд привлекались значи- тельные людские ресурсы. Крестьяне несли военную и гужевую повинность.

47

Труд рабов использовался на строительстве дворцов, царских усыпальниц, оборонительных сооружений. Рабский труд активно применялся в домах знати.

Государственный строй. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы(«сын неба»). Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником.

Центральное управление было более сложным, нежели в шан- иньской эпохе. Существовала четкая иерархическая лестница сре- ди высших чиновников, на ее вершине находился главный упра- витель яя) - глашатай воли вана. Бывало, что должность сяна становилась наследственной. Он наблюдал за состоянием храмов, посвященных предкам вана.

Следом за управителем шли советники - три гуна. Они руко- водили соответственно тремя ведомствами: финансовым, воен- ным и общественных работ. В некоторых источниках их называ- ют по титулам «великий наставник», «великий учитель», «великий покровитель».

Военное ведомство возглавлял советник, носивший звание «великий начальник лошадей и войск царских поместий». Он ру- ководил набором рекрутов в армию, их обучением, обеспечивал снабжение армии.

Финансовое ведомство возглавлял другой советник. Он обес- печивал сбор налогов, которые взимались натурой. Существовала подушная подать - уплата одного мешка зерна с каждого взрос- лого члена семьи. Взрослое население отрабатывало 20 дней в го- ду в пользу вана.

Ведомство общественных (земледельческих) работ возглавлял советник, имевший титул «Начальник множества, охраняющий народ». В трактате «Чжоу-ли» значилось, что ведомство земледе- лия должно «считать население и давать ему поля, проверять его вооружение, обучать его сеять и жать». Кроме того, чиновники ведомства вели земельные кадастры, учет скота, контролировали работы на «дом царя» и землепользование рядовых общинников в целях взимания с них податей. В 594 г. до н.э. был введен налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными семьями с правом наследования.

В дворцовой системе управления функционировали храни- тель сокровищ царя, чиновник по вопросам суда и наказаний ыко}), начальник архива, главный писец и чиновник по ритуа- лам и др. В услужении каждого чиновника находились слуги- рабы. Так, при начальнике управления скотом их насчитывалось 120 человек, а руководителя арсенала - 80. Особое место в двор- цовой системе управления занимали верховный жрец и великий гадатель.

48

Местное управление. Территория западночжоуского Китая делилась на 70 уделов, возглавляемых удельными правителями - чжухоу. Следует отметить, что в 55 уделах власть принадлежала родственникам вана. Под началом чжухоу состоял чиновничий аппарат подобный центральному. Низшей и основной админист- ративно-хозяйственной единицей Китая была соседская община. В общине избирался староста и совет старейшин. Община состоя- ла из восьми дворов. Четыре общины составляли деревню. Четы- ре деревни составляли село. Четыре села составляли волость (округ).

Судебная система не была представлена отдельными органа- ми, осуществляющими правосудие. Судебные полномочия при- надлежали вану, чжухоу, многочисленным чиновникам, по мел- ким уголовным и гражданским делам - сельским старостам.

Регулярные войны приводят к изменению комплектования армии. Соседская община выставляла одного воина, провиант и фураж, боевую или обозную колесницу. Село поставляло одного коня и трех волов. Волость (округ) - четырех коней, двенадцать волов, трех обученных воинов, семьдесят два необученных пехо- тинца. Если война носила длительный характер, то проводились I дополнительные наборы воинов, сборы продовольствия, фуража и поставки скота.

В состав чжоуской армии входили подразделения пехоты, ка- валерии, боевых колесниц, обозы. Император Китая имел люц- зюнь (шесть армий - 75000 человек). Удельные князья с титулом f гун (называвшиеся даго) имели право формировать саньцзюнь (три армии - 37500 человек). Удельные князья с титулами xoyw бо (называвшиеся чжунго) формировали эрцзюнь (две армии - 25000 человек). Удельные князья с титулами цзы и нань (называвшиеся сяого) формировали цзюнь (одну армию - 12500 человек). Армия делилась на более мелкие подразделения: ши~ 2500 человек, люй - 500, цзу- 100, лян- 25, у- 5 человек.

Период Восточного Чжоу характеризуется сильными центро- бежными тенденциями в обособляющихся удельных княжествах, ослаблением центральной власти. Единого государства практиче- ски не существовало. Этот период ознаменован созданием все- возможных княжеских союзов, , которые скреплялись «клятвенными договорами». Страна состояла из множества раз- личных по своим размерам царств, владений, наделов. Государст- во распалось на ряд самостоятельных единиц. Происходят суще- ственные изменения в общественном строе, более четко оформ- ляются социальные группы. Выделяются неоднородные по соста- ву сословия «благородных», «простонародья», «подлых». Сосло- вие благородной знати состояло из трех уровней - высший слой , (ван, чжухоу), средний слой {дафу), низший слой (ши).

«Простонародье» включало в себя слои свободных ремесленников и крестьян. Разорение, долги, потеря земли привели к складыва- нию слоя полузависимых наемных работников и арендаторов- издольщиков. К «подлым» относились рабы, оброчные невольни- ки, крепостные.

В сельских общинах сохранялось местное самоуправление. Жители общины избирали старейшин (фулад), а из их среды вы- бирался староста (личжей).

Существенные изменения происходят в военной организации. Наблюдается тенденция перехода к постоянному войску. Армей- скими подразделениями управляли командиры отрядов и млад- шие военноначальники. Упраздняются подразделения колесниц, ударной силой армии становится кавалерия. Пехота к V в. до н.э. получает железное оружие и доспехи. Отношения между офицер- ским и рядовым составом строятся на основах конфуцианской морали, т.е. как между строгим отцом и детьми. Воинская дисци- плина поддерживается жесткими мерами (телесными наказания- ми, оставлением без пищи, смертной казнью). Огромное внимание уделялось своевременному снабжению войск оружием, лошадьми, продовольствием, фуражом. В качестве самостоятельной части армии выделяется обоз. При ведении наступательных войн при- \ менялись осадные приспособления (лестницы, тараны, стенобит- ные орудия). Успешно развивалась военно-инженерная мысль. Строились города-крепости, дороги, мосты.

Процесс ослабления центральной власти привел к созданию семи «могущественных царств»: Вэй, Хань, Ци, Цинь, Чжао, Чу, f Янь. Эти княжества стали самостоятельными государствами. Центробежные тенденции объясняются экономическим развитием отдельно взятых княжеств, разложением сельской общины, обра- зованием крупного землевладения.

Период с начала V по III вв. до н.э. именуют периодом Чжаньго («воюющие царства»). Междоусобные войны привели к окончательному крушению единого государства.