logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права

Существенные изменения в формах и содержании права но- вейшего времени, в основных источниках и системе тесным обра-

' Цит. по книге Л.Дюги Общие преобразования гражданского права со време- ни кодекса Наполеона, Москва, 1919 год, с. 11. 446

зом связаны и, в конечном счете, обусловлены теми глобальными изменениями, которые произошли в XX веке, особенно в его вто- рой половине.

Это связано с вступлением развитых государств в постинду- стриальную фазу развития, с ускоряющейся научно-технической революцией, усложнением экономических процессов, обострени- ем социальных противоречий.

Важнейшее предназначение права, правовой системы, зако- нодательства в современных условиях состоит не столько в охране существующей политической и экономической системы, государ- ственного и общественного строя, а главным образом, в сохране- нии общедемократических устоев и традиций, адаптации к новым потребностям человечества.

Сегодня на первый план выходят общесоциальные, общере- гулятивные функции права. Действующее право, законодательст- во призвано быть «высшим арбитром» в разрешении многочис- ленных проблем, стоящих на повестке дня.

Здесь и отношения, связанные с новыми формами обществен- ного производства и собственности, отношения, связанные с не- обходимостью охраны окружающей среды, борьбы с болезнями и преступностью и т.д.

Право является средством и инструментом сильной социаль- ной политики, особенно в сфере отношений собственности и ре- гулирования рыночной экономики.

Процесс развитие права в одних странах характеризуется оп- ределенной преемственностью, в других государствах - крупными реформами в сфере законодательства.

В Новейшее время в ведущих государствах происходит отход от некоторых основополагающих правовых принципов и черт, свойственных законодательству XVII-XX веков, которые казались естественными и незыблемыми. Это относится, например, к прин- ципу «абсолютной» частной собственности, принципу равенства сторон в договоре, стабильности условий договора и т.д. Важные изменения в XX столетии претерпели источники и системы права, а также основные, важнейшие институты и отрасли права.

В источниках права происходит рамена кодифицированного материала. На смену ранее действующим приходят новые кодек- сы. Так, во Франции принимается новый Уголовно - процессуальный кодекс 1958 г. вместо УПК 1807 г. и Уголовный кодекс 1994 г. вместо УК 1810 г., в Перу вместо Гражданского ко- декса 1936 г. вводится ГК 1984 г., в Мексике вместо ГК 1884г вво- дится ГК 1932 г. и др.

Проводятся крупные работы по кодификации и консолида- ции законодательства. Во Франции с 1951 по 1956 гг. в действие вводятся 19 кодексов: трудовой, аграрный, избирательный, пен-

447

сионный и т.д. В связи с этим в Англии принимается «Акт о про- цедуре консолидации законодательства» 1949 г. В США в 1926 г. принят Федеральный Свод Законов. В странах с англосаксонской системой права в нашем столетии принимаются своды норматив- ных правовых актов, которые периодически переиздаются.

Рост и значение актов исполнительных органов государст- венной власти становится общей тенденцией новейшего времени. Это Проявляется в общем падении роли представительных учреж- дений, в издании большого количества декретов, приказов, рег- ламентов министерств, ведомств в связи с делегированным зако- нодательством.

Особенно наглядно рост и значение актов исполнительных органов власти и управления проявилась в фашистских государ- ствах (Германии, Италии и др.), где при авторитарном режиме правительства открыто узурпировали законные полномочия пар- ламентов.

В ряду других источников права возрастает роль и значение судебной практики и прецедентного права в целом.

В ряде стран (США, Англии) роль прецедентов падает, с дру- гой стороны, определенное влияние приобретают конституцион- ные доктрины (Верховный Суд США), которые ведут к измене- нию отдельных отраслей права, становятся одним из важнейших источников государственного права.

Создание конституционных судов (Италия, ФРГ) способству- ет усилению роли судебной практики.

Однако считается, что в США, например, прецедент, по- прежнему остается основным источником права и что он все еще предпочтительнее «застывших законодательных кодексов».

В период резкого обострения экономико-политической об- становки, социальных проблем зарубежные государства идут на принятие чрезвычайного законодательства, которое имеет поло- жительные и отрицательные моменты.

Именно такой исключительный характер имели мероприятия зарубежных государств по стабилизации экономики после окон- чания первой мировой войны, антикризисные программы в нача- ле 30-х годов, законодательство США периода «Нового курса» («Акт о восстановлении национальной промышленности» 1933 г., «Акт о регулировании сельского хозяйства» 1933 г. и др.).

В Англии в мае 1940 г. правительство провело через англий- ский парламент закон «О чрезвычайных полномочиях», согласно которому оно получало право устанавливать контроль над лю- бым имуществом, брать в свое распоряжение любые промышлен- ные предприятия и руководить их работой. Этот закон предос- тавлял правительству возможность установить контроль над эко- номической жизнью страны.

448

Серия чрезвычайных законов была принята в Англии в 1973- 1979 годах. Это было связано прежде всего с обострением внутри- политической обстановки в стране, и главным образом в Север- ной Ирландии (закон о Северной Ирландии от 25 июня 1973 года и др.). В эту группу входят законы о предупреждении терроризма 1974, 1975, 1979 годов.

40-50 годы отмечены усилением антирабочего, антипрофсо- юзного законодательства в США. К чрезвычайному законода- тельству можно отнести и законодательство фашистских режимов Германии, Италии. Широко практиковала чрезвычайное законо- дательство ФРГ в 50-60-х годах.

Система права тоже претерпела существенные изменения в период новейшего времени и характеризуется следующими осо- бенностями внутреннего строения права: появляются новые, на- ряду с традиционными, отрасли права - авторское, банковское, страховое, экологическое; проявляется тесная связь и переплете- ние гражданско-правовых и административных методов правово- го регулирования. Отсюда происходит стирание граней между гражданским и административным правом, сближаются между собой частное и публичное право; появляются новые комплекс- ные отрасли права: хозяйственное право в Германии и Австрии; экономическое право во Франции и Бельгии; военное право, де- ловое право и право торгового оборота в США; прослеживается единообразие права различных правовых систем в различных странах, что связано с процессами мировой интеграции и обу- словлено процессами образования «единой Европы», созданием экономико-политических и военных альянсов; усиливается воз- действие международно-правовых норм на внутреннее законода- тельство. Реализация норм международного права становится од- ним из инструментов унификации законодательства.

Основные изменения в гражданском и смежном с ним праве

В странах «общего права» к сфере частного права относят не вещные, обязательственные и исключительные права, а такие час- ти, как, например, «право компаний», «право собственности», «договорное право», «право на возмещение вреда», «авторское право», «патентное право». Они считаются самостоятельными частями и поэтому внутренняя система частного права здесь не совпадает с континентальной системой права.

В ряде западноевропейских стран, таких как Германия, Франция, Испания и др., частное право традиционно разделяется на две основные ветви: гражданское и торговое. При этом торго- вое право охватывает регламентацию предпринимательского оборота, т. е. одну из специальных сфер гражданского права, и

449 15 Зак. 196

поэтому оно, следовательно, не является самостоятельной право- вой отраслью по отношению к гражданскому праву. Об этом сви- детельствует и такой факт, как отсутствие в торговом праве Об- щей части, что и вызывает неизбежную необходимость распро- странения на его сферу действия общих положений гражданского права.

Поэтому принято считать, что нормы торгового права явля- ются специальными по отношению к гражданско-правовым. Сле- довательно, при отсутствии специальных правил к отношениям, регулируемым торговым правом, применяются нормы граждан- ского права. Это обстоятельство отразилось здесь в принятии

двух различных кодексов - гражданского и торгового, соотноше- ние кото рых обычно рассматривается как соотношение общего и специального законов.

Историческим основанием для выделения торгового права в этих государствах послужила необходимость объединения раз- личных торговых обычаев и правил сословного характера в осо- бое «купеческое право». Кроме того, во Франции торговое право, обобщенное в Торговом кодексе 1807 г., послужило еще и средст- вом признания и утверждения интересов «третьего сословия», са- мостоятельной роли купечества, а в Германии Общегерманский торговый кодекс 1861 г. послужил способом национального спло- чения и преодоления государственной раздробленности.

Не во всех западноевропейских странах идея самостоятельно- го торгового права получила признание. Основоположником в этом отношении стала Швейцария, которая в 1911г. приняла единое законода тельство, в равной мере распространявшееся на гражданские и тор говые отношения. В 1942 г. Италия, являющая- ся родоначальницей самостоятельного торгового права, также пошла по этому пути. По пути единого частного права развивает- ся и современное законодательство, которое ни в одной из стран, обновлявших гражданское законодательство уже в начале 90-х гг., не пошло на обособление торгового права. К таким странам можно отнести Нидерланды, канадскую провинцию Квебек, аме- риканский штат Луизиана. Более того, отмечается общая тенден- ция к «коммерсализации» гражданского права, т. е. к его разви- тию под влиянием более гибких норм о торговом обороте и тем самым к его максимальному приспособлению к потребностям предпринимательской деятельности.

Субъекты гражданского права. Важные изменения произошли в юридическом статусе физических лиц. Правоспособность пере- стает зависеть от каких-либо качеств личности - национальности, пола и др. В большинстве стран снижается возраст достижения полной дееспособности с 21 года до 18 лет.

450

Во французском Гражданском кодексе 1804 г. отсутствовало понятие юридического лица, а в праве Новейшего времени на- блюдается утрата позиций физических лиц, в центре гражданско- го права становятся юридические лица. В 1978 г. во французский Гражданский кодекс было введено понятие юридического лица, но оно было связано с товариществами и ассоциациями граждан- ского права. Они близки по юридическому статусу хозяйственным и нехозяйственным союзам, разработанным и закрепленным в за- конодательстве Германии. Эти союзы относятся к категории ча- стных юридических лиц. Но в Германии существует и другая кате- гория юридических лиц - публичные юридические лица. В США наблюдается несколько другое деление юридических лиц, важны- ми из которых являются корпорации.

Важнейшей формой предпринимательства становятся раз- личного рода акционерные общества с различными и смешанны- ми формами собственности. Акционерные общества в XX веке стали ведущими формами предпринимательства. Возникла необ- ходимость правового регулирования их деятельности.

Так, во Франции законы об акционерных обществах приняты в 1930, 1940, 1966, 1985 гг., в Англии-в 1929, 1948, 1985 гг., в Гер- мании - закон 1965 г., в „США - закон о предпринимательских корпорациях штата Нью-Йорк 1963 г. и штата Делавэр 1967 г.

Законодательство об акционерных обществах предусматривает создание новых форм объединения капитала. На основе анализа законодательства большинства стран можно выделить общие при- знаки акционерных обществ. Это обособленное имущество, объем которого составляет максимальную сумму ответственности по обя- зательствам; возможность совершать сделки от своего имени; ус- тавной капитал формируется за счет продажи акций. Сами же ак- ции являются ценными бумагами и одновременно являются объек- том права собственности. Курс акций и их публикация осуществля- ется на фондовых биржах.

Антитрестовское законодательство. Дальнейший рост акцио- нерных обществ приводит к установлению их господствующего положения на рынке товаров и услуг, что позволяет самым могу- щественным из компаний диктовать свои правила игры. В таких условиях мелкие и средние предприниматели не всегда выдержи- вают конкурентную борьбу. Как следствие возникает широкое антимонополистическое движение.

В целях поддержания нормальных рыночных отношений и эффекта конкуренции зарубежные государства были вынуждены принять специальное законодательство, устанавливающее госу- дарственный контроль над монопольными объединениями. В ис- торию такое законодательство вошло под названием «антитрестовского законодательства».

15«

451

Тресты - основная форма компаний в США в конце XIX ве- ка. Первые шаги в направлении ограничения их деятельности бы- ли предприняты в конце XIX века (закон Шермана в США 1890 г.). Однако широкое распространение антитрестовское законода- тельство получило после второй мировой войны. Так, законы о монополии и ограниченной торговой практике приняты в Англии в 1948, 1956, 1965, 1976 гг., во Франции - ордонансы 1945 и 1986 гг., в Японии - 1947 и 1953 гг. Более подробно антитрестовское законодательство освещено при рассмотрении отдельных госу- дарств Новейшего времени.

Вещное право. Глубокие изменения связаны с основным ин- ститутом гражданского права - правом собственности.

Широкое распространение получают в период Новейшего времени относительно новые формы собственности. После второй мировой войны отмечается особенно активное вторжение госу- дарства в сферу права частной собственности. Все большее разви- тие получает государственная собственность, имеющая различное происхождение (политика национализации). Принимается специ- альное законодательство. После второй мировой войны в Англии и Франции доля государства составляет примерно 20% от сово- купной промышленной продукции. Во Франции в 30-е годы на- ционализируются авиалинии, железные дороги, часть нефтепере- рабатывающей промышленности. В Англии после второй миро- вой войны национализируется часть убыточных предприятий.

Большое распространение в 50-60 годы получают смешанные формы собственности (Франция, страны Латинской Америки), где акционерами являлись государство и частный сектор. После вто- рой мировой войны рост государственной собственности идет за счет государственных вложений в малорентабельные предпри- ятия.

Государственное вмешательство в право частных собствен- ников проявилось в контроле или ограничении «абсолютного» и «неприкосновенного» права частной собственности. Введены но- вые сервитуты. Так, законодательство XIX в. отняло у землевла- дельцев право на недра, а в XX столетии лишило права на поль- зование водной энергией, права на воздушное пространство над участком. Наиболее ярким примером здесь служит французское законодательство. В 1810 г., например, был издан закон, на осно- вании которого земные недра могли разрабатываться не иначе как по специальному разрешению правительства - концессии. А с 1919-1938 гг. такое же разрешение требовалось получить на поль- зование водной энергией. В 1924 и 1935 гг. было закреплено право на беспрепятственный и безвозмездный пролет воздушных судов над любым земельным участком. Аналогично разрешался данный вопрос и в законодательстве Германии 1922 г. Собственник земли

452

должен был терпеть и другие ограничения, например, проникно- вение на его землю дыма и испарений с предприятий, располо- женных на соседних землях, но в установленных экологических пределах. Эти пределы уже контролировались государством. В этом отношении характерно законодательство о чистоте воздуха 1970 г. в США с дополнениями 1990 г.

Был упрощен порядок изъятия земельной собственности для нужд железнодорожного и промышленного строительства, осо- бенно военного. Для отчуждения такой земельной собственности в Англии и США законодательной властью издавались специаль- ные акты для конкретного случая отдельно. Собственники земли не должны препятствовать прокладке газопроводов, линий элек- тропередачи и др. Но следует отметить, что эти мероприятия но- сят возмездный характер и не подрывают устои частной собст- венности.

Данные изъятия для нужд государства коснулись не только недвижимости, но и движимого имущества. В основном это про- исходило в годы первой и второй мировых войн.

Договорное право. Произошел существенный отход от ряда классических принципов: равенства сторон в договоре, стабиль- ных условий и т.д. Изменения в договорном праве выразились в следующем.

Во-первых, наблюдается неравенство сторон в договоре. Применяются «связывающие» договоры, в которые включаются различные условия, ограничение свободы одного из участников. Эта тенденция стала проявляться, когда крупные компании полу- чили от государства право составлять договоры присоединения, что позволило им включать в договор всевозможные, в большин- стве своем односторонние выгоды. Это ставило контрагента в по- ложение определенной зависимости от них. Государство стреми- лось урегулировать этот процесс с помощью законодательства. Так, например, в Англии был принят закон 1977 г. «О несправед- ливых условиях договора», в США - закон Магнуссона-Мосса 1975 г., во Франции - законы № 78-23 от 10 января 1978 г. и № 83- 660 от 27 июля 1983 г. Все эти законы предусматривали различные меры, предоставляющие возможность к уравниванию сторон в правоотношениях, но все же пока общая тенденция включения в договоры невыгодных условий продолжает существовать.

Во-вторых, существует ограничение свободы сторон в дого- воре. Это проявляется в основном, когда заключаются сделки, связанные с реализацией государственных заказов. Одна из сто- рон в таких договорах - правительственный орган.

В-третьих, происходит отход от принципа безусловной силы договора. Допускаются ссылки на чрезвычайные хозяйственные затруднения, чрезвычайную обстановку. Во Франции Государст-

453

венный совет и суды использовали с этой целью средневековую доктрину «о непредвиденных обстоятельствах».

Существует тенденция к унификации норм договорного пра- ва различных стран. Договорное право испытывает все большее воздействие международного права, в частности форм междуна- родного экономического права.

Весьма своеобразно складываются договорные отношения в США. Источником правовых норм, применяемых для разрешения договорных споров, является сам договор, а не общие правовые нормы. Юристы предусматривают в договоре все, что касается споров по конкретным вопросам, происшедших в прошлом или могущих возникнуть в будущем. Поэтому договоры характеризу- ются детализацией и многословием, состоят из стандартных усло- вий, подчас заимствованных из других соглашений.

В Великобритании в регулировании договоров по-прежнему преимущественную роль играют нормы прецедентного права, но относительно некоторых видов договоров изданы соответствую- щие законодательные акты. При заключении договоров серьезное внимание уделяется установлению и соблюдению стандартных условий договора, чтобы избежать произвольного включения в них различных оговорок в интересах одной стороны.

Семейное право. Общая тенденция может быть охарактеризо- вана как улучшение положения женщины в семье, обществе, на производстве. Французское законодательство 1907 г. разрешило женщине распоряжаться своим заработком, правом на профес- сиональную деятельность, а в 1965 г. было введено положение о том, что женщины имеют право заниматься профессиональной деятельностью независимо от воли мужа. В США в 1963 г. введена равная оплата мужского и женского труда.

Наблюдается облегчение условий развода в Англии с 1923 г. В Германии расторжение брака должно происходить только в су- дебном порядке и при условии раздельного проживания супругов в течение трех лет. Такое же условие для развода было закреплено в Италии в законе 1987 г., который предусматривал достаточным трехлетнее раздельное проживания как основание для развода. До этого срок составлял 5-7 лет.

Существенные изменения в семейном праве произошли после второй мировой войны. Связано это прежде всего с ростом обще- демократического движения женщин за свои права.

Семейное право было обновлено и систематизировано в Анг- лии 1964-69 гг., в ФРГ в 1976 г. В США в 1970 г. был принят закон о браке и разводе. В большинстве зарубежных стран юридически значимым признается только гражданский брак, однако семейное законодательство допускает одновременно гражданскую и рели- гиозную форму его заключения. Законодательство большинства

454

развитых стран в настоящее время закрепило равноправие жены и мужа при выборе местожительства, фамилии, профессии и рабо- ты. Признаны равные права жены и мужа на развод.

В последнее время расширились права незаконнорожденных и усыновленных детей. Правовой статус усыновленных и ряд дру- гих связанных с этим институтом вопросов регулируется во Франции, например, Законом об усыновлении 1981 г. и другими актами. В Германии права внебрачных детей законодательно за- креплены в Конституции 1949 г., а усыновленных - в Законе об усыновлении 1976 г. Закон о реформе семейного права 1987 г., принятый в Великобритании, также уточнил обязанности родите- лей незаконнорожденных детей.

Право наследования. Право Новейшего времени предусмат- ривает наследование по закону и по завещанию. При наследова- нии по закону в США все имущество распределяется следующим образом: 1/3 движимого и недвижимого имущества наследует пе- реживший супруг, остальное делится поровну между детьми. Но следует помнить, что в США и Англии - полная свобода завеща- тельных распоряжений.

В Германии при наследовании по закону особенно оговари- ваются права пережившего супруга, который относится к наслед- никам первой очереди. При наследовании по завещанию обеспе- чиваются права детей и родителей наследодателя, и пережившего супруга. Они могут быть лишены наследства только по обосно- ванным мотивам. Само же завещание в Германии может состав- ляться в различных формах - нотариальная, письменная и устная в присутствии трех свидетелей.

Во Франции статьи Гражданского кодекса дополняются еще двумя ордонансами 1958 г. и законом 1972 г., а также рядом дру- гих актов. При этом в законодательстве наблюдается общая тен- денция к ограничению круга законных наследников близкими родственниками и пережившим супругом. При наследовании по завещанию в законе оговариваются обязательные доли для всех детей наследодателя, включая и внебрачных.

Законодательство в области социально-трудовых отношений. Общесоциальная функция современного права нашла свое реаль- ное воплощение в регулировании и Закреплении разнообразных социально-трудовых отношений.

В новейшей истории в законодательном порядке были закре- плены право на объединение в профсоюзы, право на заключение коллективного договора, право на забастовку, права по линии охраны труда, социальному страхованию и др.

Во многих странах эти права были конституционно и законо- дательно закреплены еще до второй мировой войны. Так, в Гер- мании в 1919 г. Веймарская Конституция провозгласила право

455

рабочих на объединение в профсоюзы. Право на забастовку и объединение в профсоюзы было закреплено Конституцией Мек- сики 1917 г. (аналогично во Франции). Трудящимся США в ре- зультате длительной борьбы удалось добиться определенных прав в рассматриваемой области. В 1932 г. по закону Норриса-Ля Гар- дия и в основном по закону Вагнера 1935 г. в федеральном зако- нодательстве были закреплены основные права в области соци- ально-трудовых отношений. В самом названии закона 1935 г. сформулирована его основная цель - «Закон об устранении при- чин трудовых конфликтов». Наиболее важные положения сфор- мулировали в ст. 7 и ст. 8, где конкретизируется право на органи- зацию, на коллективный договор и стачку.

Во многом схожие соцй*ально-трудовые права были закреп- лены в английском законодательстве. Это прежде всего законы «О страховании от безработицы» 1930 г., «Об условиях трудового найма» 1959 г., «О договоре трудового найма» 1963 г., «О дис- криминации по признаку пола» 1975 г. и др.

Вместе с тем, в законодательстве Новейшего времени наблю- дается и другая тенденция - существенное ограничение основных прав и свобод в социально-трудовой сфере, а нередко и прямое издание антипрофсоюзных нормативно-правовых актов. Как пра- вило, указанное законодательство принималось в условиях обо- стрения социально-экономической обстановки, борьбы между трудом и капиталом.

Так, после всеобщей стачки 1926 г. британский парламент принял закон «О трудовых (промышленных) конфликтах и про- фессиональных союзах» 1927 г. (отменен в 1946 г.), объявивший всеобщие стачки незаконными. В 1966 г. лейбористское прави- тельство Англии утвердило закон «О ценах и доходах», основное содержание которого заключается в установлении правительст- венного контроля над экономической борьбой трудящихся, в лик- видации свободы коллективных договоров, в резком ограничении права на забастовку. В 1970 г. парламент принял статут «Об инду- стриальных отношениях», которым определяется, что профсоюз- ные деятели, в судебном порядке признанные виновными в орга- низации «несправедливых забастовок», наказываются штрафом или могут быть осуждены и лишены свободы.

Ограничение жизненно важных прав трудящихся произошло в конце 40-50-х годов в Японии, ФРГ и др. странах. Однако осо- бенно отчетливо антирабочая направленность законодательства проявилась в США. Наблюдаются две основные черты: постоян- ное государственное вмешательство в трудовые отношения; от- кровенно антирабочий характер принимаемых законов. Важней- ший законодательный акт в этой сфере - Закон Тафта-Хартли 1947 г., или закон «О регулировании трудовых отношений». Закон

456

существенно ограничил право рабочих на неполитическую забас- товку, ввел ограничения для представителей трудящихся при за- ключении коллективных договоров. Целый ряд забастовок под- лежал судебному запрету: забастовка, чьи последствия могут не- гативно отразиться на промышленности в целом или на важной ее отрасли, забастовка, создающая угрозу для общественного здоро- вья или безопасности, и т.д. Президент США согласно закону че- рез Генерального прокурора мог запретить проведение крупных забастовок. Указанным правом президенты США действительно пользовались: Г. Трумэн - 10 раз, Д. Эйзенхауэр и Дж. Кеннеди - по 7 раз, Л. Джонсон - 5 раз.

О наступлении на права профсоюзов свидетельствует и закон Лэндрама-Гриффина от 14 сентября 1959 г. Согласно закону аме- риканская администрация регулирует порядок проведения выбо- ров в профсоюзные органы, определяет размер членских взносов. Профсоюзы обязаны отчитываться перед государственными ор- ганами о своих финансах, регистрировать уставы, представлять сведения о должностных лицах.

Одной из особенностей законодательства о труде последнего времени является усиление прямого административного и судеб- ного вмешательства в трудовые конфликты между трудящимися и предпринимателями.

Законодательство об охране окружающей среды. Во второй половине XX в. значительное развитие получила новая отрасль права, связанная с защитой окружающей среды. Так, в США под активным воздействием общественности и при сопротивлении крупных корпораций был принят ряд законов в этой сфере. Наи- более важными из них являются законы о национальной политике по вопросам окружающей среды 1969 г. и об улучшении качества окружающей среды 1970 г. На их основе были приняты частные акты, постоянно претерпевающие изменения: о контроле над за- грязнением вод, о чистоте воздуха, о контроле над вредными шу- мами, о ликвидации твердых отходов и т.п. Очень важный закон был принят в 1982 г. - «О политике в области ликвидации отходов ядерного производства». Для исполнения данных законов и для уголовного преследования корпораций и иных нарушителей уста- новленных правил было создано специальное Агентство по охра- не окружающей среды.

Такая же тенденция наблюдается и в других зарубежных странах. Так, в Великобритании в 1951 г. впервые была введена система выдачи разрешения на сброс отходов во внутренние воды, в 1956 г. на ряде территорий страны запрещена эксплуатация пред- приятий, если они дают вредные выбросы в атмосферу. В 1974 г. принимается наиболее важный закон «О контроле над загрязнени- ем окружающей среды». Важное значение в этом плане имеет и за-

457

кон «О защите диких животных и растений» 1981 г. с поправками 1985 г. Для защиты окружающей среды в 1970 г. было создано Ми- нистерство окружающей среды, в 1972 г.- Королевская комиссия по борьбе с загрязнением окружающей среды. Важную роль в этом направлении играют местные органы власти Великобритании и многочисленные общественные объединения граждан.

Во Франции в 1970 г. принята государственная программа по охране окружающей среды, направленная прежде всего на защиту лесов, флоры и фауны. В ее основе лежит экологическая налоговая политика, основанная на принципе «загрязнитель платит». Такая же политика, основанная на этом же принципе, получила широкое развитие в Германии. Среди природоохранных законов Германии преобладают акты, направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду: закон «О мерах по обеспечению устранения отработанных масел» 1968 г., закон «Об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками к дизельному топливу» 1971 г., закон «О предупредительной защите населения от вредных излучений» 1986 г. и другие законы, направ- ленные на защиту ландшафтов, флоры и фауны.

Изменения в уголовном праве и процессе

Ведущие государства современного мира столкнулись с рез- ким ростом уголовной преступности, с широким распространени- ем организованной преступности (гангстеризм, мафия и т.д.), с ростом рецидивов.

Проблемой номер один для некоторых развитых стран мира, особенно США, стала борьба с наркоманией и применением ог- нестрельного оружия, в Италии - противодействие мафиозным структурам, настоящая «война» с наркосиндикатами в странах Латинской Америки и др.

Эти обстоятельства потребовали от зарубежных стран при- влечения значительных материальных ресурсов, научно- технического потенциала, крупных подразделений правоохрани- тельных органов и вооруженных сил.

Все большее внимание уделяется разработке новой и всеобъ- емлющей государственной уголовной политики, разработке более эффективных методов борьбы с преступностью. Необходимость совершенствования правоохранительного механизма потребовала существенных изменений в самом уголовном и уголовно- процессуальном законодательстве, в уголовной политике в целом.

Наблюдается борьба двух направлений - жесткие меры и гу- манистическая идея.

В современном уголовном законодательстве предусмотрено широкое использование условного и условно-досрочного осво- бождения. Более широкое распространение получает «реадапта-

458

ция» (перевоспитание) преступников. С этой целью широко ис- пользуются исправительные тюрьмы, создаются специальные ис- правительные учреждения для несовершеннолетних, запрещены жестокие наказания. В большинстве ведущих стран мира отмене- на смертная казнь как высшая мера наказания (ФРГ 1949 г., Анг- лия 1965 г., Франция 1981 г.).

Происходят существенные изменения в структуре и содержа- нии уголовных кодексов и законов. Так, английский закон об уго- ловном праве 1977 г. внес изменения в существующие уголовные и уголовно-процессуальные нормы, порядок отправления правосу- дия. Закон по-новому определил преступный сговор, порядок возбуждения уголовного преследования и другие вопросы.

Уголовное право США в основном восприняло английскую систему классификации преступных деяний: государственная из- мена, уголовные преступления и наказуемые проступки.

Реформа уголовного права, осуществленная в ФРГ в 1975 г., закрепила отказ от традиционной трехзвенной классификации преступных деяний и закрепила деление их на «преступления» и «проступки».

Широкое распространение в уголовном и уголовно-процес- суальном законодательстве получили дополнительные к основному наказания и превентивное тюремное заключение. Такие виды нака- зания применяются к лицам, которые уже многократно отбывали наказания с лишением свободы. Это прямо предусмотрено англий- ским законодательством об уголовном правосудии 1948 г., Уголов- ным кодексом Швейцарии 1937 г., французским уголовным зако- нодательством.

В последние десятилетия все в большей степени допускается уголовное преследование не только лиц, допустивших противо- правное уголовное деяние, но и лиц, представляющих опасность для существующих властей и общества в целом. В законодатель- стве появляются такие понятия, как понятие опасного или пред- деликтного состояния, и к этим лицам (бродяги, наркоманы и др.)

могут быть применены репрессивные санкции - «меры безопасно- сти», «меры социальной защиты». В США закон «О контроле над организованной преступностью» 1970 г. связывает меры наказа- ния не столько с характером деяния, сколько со «степенью опас- ности» осужденного. Репрессивный характер института «опасного состояния» получал всестороннее проявление при диктаторских режимах (Италия, Германия). Так, УК Италии 1931 г. содержал большой перечень «мер безопасности», например, помещение в сельскохозяйственные колонии или рабочий дом, отдача под над- зор, запрещение проживать в определенных местностях и т. д.

Одной из тенденций развития уголовного права является же- сткость наказаний при неопределенности формулировок многих

459

правовых норм. В качестве примера можно привести французский закон 1960 г., принятый в обстановке резкого обострения соци- альных противоречий. Так, по 16 составам преступления в качест- ве единой меры наказания признавалась смертная казнь, по дру- гим - пожизненное заключение или тюремное заключение на срок от 10 до 20 лет.

В уголовном законодательстве появляются нормы, посвящен- ные политической преступности. В наиболее ярком виде указанная тенденция проявилась в условиях авторитарного и фашистского режимов. Законы о политических преступлениях становились дей- ственным инструментом в борьбе с политической оппозицией, с широкими демократическими кругами. Указанное законодательст- во носило ярко выраженный репрессивный характер. Так, в фаши- стской Италии закон 1926 г. «О защите государства» предусмотрел применение смертной казни за совершение государственных пре- ступлений: за покушения на короля, на главу правительства, за вооруженное выступление против государственной власти и т.д. Итальянский УК 1931 г. определял политические преступления как «всякое преступление, нарушающее политический интерес государ- ства или политическое право гражданина». Следовательно, поли- тическим преступлением могло считаться практически любое дей- ствие, неугодное власти. Ярко выраженный репрессивный характер носило законодательство нацистской Германии о политических преступлениях. В этой связи вспомним закон «О защите права и государства» от 18 февраля 1933 г., закон «О защите народа от из- мены и мятежных происков» от 28 февраля 1933 г. и т. д. Только за первые 3 года пребывания нацистов у власти на основе репрессив- ного законодательства было арестовано около 1 миллиона человек.

Уголовное законодательство о политических преступлениях действовало и широко применялось в странах с буржуазно- демократическим режимом. Особенно наглядно это проявлялось в условиях резкого обострения политической, социальной обста- новки. В качестве примера сошлемся на английские законы 1929- 33 гг., Закон «О мятеже» 1934 г. законодательство 1974-78 гг. Ана- логичное законодательства было принято в 50-60 гг. во многих странах Латинской Америки. В США это закон Смита (1940 г.), закон Маккарена-Вуда (1950 г.) «О внутренней безопасности». Органы коммунистической партии обязаны регистрироваться в министерстве юстиции, за отказ - уголовное наказание, а членам коммунистических организаций запрещается под угрозой тюрем- ного заключения занимать должности на государственной службе, получать заграничные паспорта.

В целом в период после второй мировой войны судебная сис- тема опиралась на суды присяжных, судопроизводство основа- лось на равенстве сторон, состязательности и гласности. Усилился

460

контроль со стороны суда за деятельностью политических и су- дебных органов. Вместе с тем, в первые десятилетия XX века уси- лия исполнительных органов многих стран (например, во Фран- ции, Италии, Германии) были направлены на ликвидацию суда присяжных, пересмотр и даже отход от принципа презумпции не- виновности, усиления предварительного следствия за счет судеб- ного и т.д. Во второй половине XX столетия наметилась явная тенденция расширения полицейской власти и полицейского ус- мотрения. Данная тенденция связана не только с ростом общеуго- ловной преступности, но и с обострением социальной напряжен- ности. В сложных ситуациях полиция не останавливается перед открытым произволом, применением незаконных приемов и ме- тодов. Свободе полицейского усмотрения прямо содействуют не- которые законные акты. Так, в США закон 1951 г, дал право ФБР проводить аресты без соответствующего ордера. В 40-50 гг. аме- риканские суды признали возможным использовать в качестве доказательств данные, полученные с помощью незаконных обы- сков, телефонного подслушивания. В 1954 г. Закон О принужде- нии к даче свидетельских показаний лишил свидетелей права от- казываться от дачи показаний, которые могут быть использованы и против них самих, при рассмотрении дел «о подрыве нацио- нальной безопасности», тем самым фактически нарушив V по- правку к Конституции 1787 г. Расширению полицейского усмот- рения способствовало законодательство о «чрезвычайном поло- жении» в Англии в 70-е годы, чрезвычайное законодательство в ФРГ в 50-70-е годы.

Либеральные начала в уголовном процессе в последние деся- тилетия стабилизируются. Наиболее распространенными форма- ми процесса в настоящее время остаются состязательная и сме- шанная.

Состязательный процесс основывается на процессуальном равенстве сторон, проводится в форме состязания между обвини- телем и обвиняемым. Бремя доказывания вины лежит на обвини- теле, а судья или суд присяжных выступают лишь арбитром в данном деле. Данная форма процесса присуща странам англосак- сонской правовой системы, нб с учетом национально- государственных особенностей каждой страны.

Смешанный процесс предусматривает досудебное и судебное следствие. При досудебном следствии довольно ограниченными являются средства защиты обвиняемого, а вот уже судебному следствию становятся присущи принципы гласности и состяза- тельности. Эта форма процесса наиболее распространена в стра- нах континентальной системы права - Франции, Германии, Ита- лии и других зарубежных странах.

461

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ АВТОРАМИ УЧЕБНИКА

Учебная литература и источники

  1. История государства и права зарубежных стран. Т.1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Галанзы П.Н. - М.: «Юридическая литература», 1963. <•

  2. История государства и права зарубежных стран. Т.2. Учебник для вузов / Под ред. проф. Галанзы П.Н. и проф. Жидкова О.А. - М.: «Юридическая литература», 1969.

  3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: НОРМА, 1996.

  4. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов / Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. - М.: НОРМА, 1998.

  5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. - М.: Остожье, 1998.

  6. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. / Под. ред. проф. К.И. Батыра. - М.: Былина, 1999.

  7. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права - М.: Юрист, 1995.

  8. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран -Л.: изд. Ленинградского ун-та, 1977.

  9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Т 1, 2. /Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М.: Юрист, 1996.

Общеобразовательная литература

История государства и права стран Древнего мира

Источники

  1. Артхашастра. М.—Л. 1959.

  2. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства/ Перевод и комментарии И.М.Дьяконова// ВДИ. 1952. № 3.

  3. Законы Ману. М. 1960.

  4. Письменные памятники Востока: Ежегодник. 1970. М. 1974.

462

14. Хрестоматия по истории Древнего Востока/ Под ред. В.В.Струве. М. 1963.

Другая литература

  1. Богословский Е.С. Государственное регулирование социаль- ной структуры Древнего Египта// Народы Азии и Африки (НАА). 1981. №1.

  2. Бонгард-Левин Г.М. Паришад в системе государственного управления империи Маурьев// Древний мир: Сб. статей. М. 1962.

  3. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. М. 1973.

  4. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Т. Индия в древности. М. 1985.

  5. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства (формирование основ социальной структуры и политической администрации). М. 1983.

20. Васильев Л.С. Курс лекций по Древнему Востоку. М. 1985. 21,Висагин А.А., Самозванцев A.M. Артхашастра: проблема со- циальной структуры и права. М. 1984.

  1. Георгиевский СМ. Принципы жизни Китая. СПб. 1888.

  2. Государство и социальная структура на Древнем Востоке: Сб. статей. М.1989.

  3. Дамдамаев М.А. Храм и государство в поздней Вавилонии // ВДИ. 1966. №4.

  4. Дамдамаев М.А. Рабство в Вавилонии. М. 1982.

  5. Древний и средневековый Восток: Сб. статей. М. 1987.

  6. Древний Египет: Сб. статей. М. I960.

  7. Древние цивилизации: Сб. статей. М. 1989.

  8. Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М. 1959.

  9. Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. УДН. 1963.

  10. История и культура Китая: Сб. статей. М. 1974.

  11. Китай: история, культура и историография: Сб. статей. М. 1977.

  12. Клочков И.С. Древняя культура Вавилона (человек, судьба, время). М. 1983.

  13. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современ- ность. М. 1982.

  14. Крашенинникова Н.А. Право древневосточных цивилизаций: «Право Древней Индии». М. 1992.

  15. Крашенинникова Н.А. История права Востока. М. 1994.

  16. Кычанов В.И. Основы средневекового китайского права VII- XII вв. М. 1986.

  17. Лурье И.М. Храмовый суд в Древнем Египте во время Нового царства// Вестник Древней Истории (ВДИ). 1955. № 1.

463

39. Лурье И.М. Очерки Древнеегипетского права XVI—X вв. до н.э.// Памятники и исследования. Л. 1960.

40. Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. М. 1980. 41,Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей

цивилизации.М. 1990.

  1. Переломов Л.С. Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае (221 — 202 гг. до н.э.). М. 1962.

  2. Постовская Н.М. Начальная стадия развития государственно- го аппарата в Древнем Египте// ВДИ. 1947. № 1.

  3. Самозванцев A.M. Правовые тексты Дхармашастр. М. 1991.

История государства и права Античного мира

Источники

  1. Аристотель. Афинская политая. М.—Л. 1936.

  2. Гай. Институции. Варшава. 1892.

  3. Хрестоматия по истории Древней Греции. М. 1964.

  4. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М. 1962.

Другая литература

  1. Античная Греция: Проблемы развития полиса. М. 1983.

  2. Бартошек М. Римское право (понятия, термины, определения). М. 1989.

  3. Бергер А.К. Политическая модель древнегреческой демокра- тии. М. 1966.

  4. Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима (лекция). М.1969.

  5. Галанза П.Н. Государство и право Древнего Рима. М.: Изд-во МГУ. 1963.

  6. Город и государство в античном мире: проблемы историче- ского развития. М. 1987.

  7. Громаков Б.С. История рабовладельческого государства и права (Афины и Спарта). М. 1986.

  8. Иеринг О. Дух римского права на разных ступенях его разви- тая. СПб. 1875.

  9. Игнатенко А.В. Армия в государственном механизме рабо- владельческого Рима эпохи республики. Свердловск. 1976.

  10. Игнатенко А.В. Древний Рим: От военной демократии к воен- ной диктатуре. Свердловск. 1988.

  11. История Древнего Рима. М. 1972.

  12. Иоффе О.С., Мусин ВА. Основы римского гражданского пра- ва.М.1972.

  13. Кечекьян СТ. Государство и право Древней Греции. М. 1963.

464

  1. Колобова К.М. К вопросу о возникновении Афинского госу- дарства//ВДИ. 1968. №4.

  2. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме (VI-IVbb. до н.э.). М. 1994.

  3. Лурье С.Я. Эксплуатация афинских союзников// ВДИ. 1947. №2.

  4. Маяк И. Рим первых царей. М. 1983.

  5. Нечай Ф.М. Образование римского государства. Минск. 1972.

  6. Савельев В.А. История римского частного права. М. 1986.

  7. Современные исследования римского права: Реф. сб./ АН СССР. М. ИНИОН. 1987.

  8. Социальная структура и социальная психология в античном мире.М.1993.

История государства и права Средних веков Источники

  1. Великая хартия вольностей 1215г.// Документы по истории зарубежных стран/ Под ред. Н.А.Крашенипниковой. М.: Из: МГУ. 1987.

  2. Каролина. Алма-Ата. 1967.

  3. Коран/ Перевод и комм. И.Ю.Крачковского М. 1963.

  4. Немецкий город XIV—XV вв.: Сборник материалов. М. 1936.

  5. Памятники истории Англии XI—XIII вв./ Под ред. Д.М.Петрушевского. М. 1936.

  6. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. М. 1984.

  7. Саксонское зерцало. М. 1985.

  8. Хрестоматия по истории средних веков/ Под ред. С.Д.Сказкина. М. 1961-1963.

  9. Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы/ Под ред. В.М.Корецкого. М. 1961.

  10. Хрестоматия по истории Халифата/ под ред. Надирадзе Л.И. М. 1968.

Другая литература

  1. Батыр К.И. История феодального государства Франции. М. 1975.

  2. Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннем сред- невековье. М. 1966.

  3. Берман Дж. Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

  4. Бортник Н.Л. Средневековые города-государства Западной Европы//ВИ. 1975. №12.

465

  1. Ваничек В. История государства и права Чехословакии. М. 1981.

  1. Воробьев М.В. Ислам и семья. М. 1980.

  1. Воробьев М.В. Японский кодекс «Тайхо ёро рё» (VIII в.). М. 1990.

  2. Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М. 1963.

  3. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том. 1. Древние германцы. Викинги. М.-Спб., 1999.

  4. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М. 1960.

  1. Еремеев Д.Е. Ислам, образ жизни и мышления. М. 1990.

  2. Ислам: религия, общество, государство. М. 1984.

  3. Климович Л.И. Ислам. М. 1965.

  4. Конрад Н.И. Япония: народ и государство. Пг. 1923.

  1. Корнеев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М. 1983.

  2. Корсунскнй А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М. 1963.

  3. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западно- Римской империи и возникновение германских королевств. М. 1984.

  4. Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М. 1986.

  1. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992.

99. Лифшиц Е.Э. Право и суд в Византии (IV—VIII вв.). М. 1976. ЮО.Литварин Г.Г. Византийское общество и государство в X—XI

вв. М.1977. Ю1.Лозинский С.Г. История папства. М. 1961. Ю2.Люблинская А.Д. Французский абсолютизм в первой трети

XVII в. М.-Л. 1965. ЮЗ.Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М. 1974. Ю4.Петрушевский Д.М. Очерки по истории английского государ- ства и общества в средние века. М.—Л. 1930. 105.Проблемы истории абсолютизма: Ученые записки

Всесоюзного заочного юридического института (ВЮЗИ)/ Под

ред. К.Н.Батыра. М. 1983. Юб.Прокопьев В.И. Армия и государство в истории Германии X-

XX вв. Л.1982. Ю7.Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия. Л.: Изд-во ЛГУ. 1977. Ю8.Садагдар М.И. Основы мусульманского права. М. 1968. 109,Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории

средневекового города. М. I960. 1 Ю.Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М. 1986.

466

Ш.Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции (XII—XV

вв.). М. 1984. 112.Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных штатов по

Франции. М. 1976. ИЗ.Эйдус Х.М. История Японии с древнейших времен до наших

дней. М.1965.

Государства и право Нового времени Источники

114.Германский вексельный устав// Германия: законы и постанов- ления. СПб. 1879.

115.Германское торговое уложение// Германия: законы и поста- новления. СПб. 1889.

116.Гражданский кодекс Франции. М. 1941.

117.Гражданское уложение Германской империи. СПб. 1898.

118.Дмитриевский Н.П. Законодательство Английской революции 1640—1666 гг. М. 1946.

П9.Документы по истории Великой французской революции. Т. 1-2. М. 1990-1992.

120.Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.—Л. 1935.

121.Конституционные и законодательные акты буржуазных госу- дарств XVIII-XIX вв. М. 1957.

122.Конституции буржуазных государств. М. 1986.

123.Конституции государств американского континента: Часть I- II. М. 1959.

124.Революционное правительство во Франции в эпоху Конвента (1792-1794): Сб. документов. М. 1927.

125.Синхайская революция//Сб. документов. М. I960.

126.Тайпинское восстание//Сб. документов. М. I960.

127.Французский уголовный кодекс 1810 г. М. 1947.

128.Современные конституции. Т. 2. СПб. 1905-1907.

129.США: Конституция и законодательные акты. М. 1994.

Другая литература

Ш.Арчер П. Английская судебная система. М. 1959. 131.Бабанцев Н.Т., Прокопьев В.П. Германская империя 1871—

1919гг. Красноярск. 1984. 132.Белявская И.А. Буржуазный реформизм в США (1900—1914).

М. 1968. Ш.Бертелеми Ж. Государственный строй Франции. М. 1936. 134.Бернгефт Ф., Коллар И. Гражданское право Германии. СПб.

1910. 135,Богдановская И.Ю. Закон в английском праве. М. 1987.

467

136.Борисюк В.И. и др. Политические институты США: история и

современность. М. 1998. Ш.Бромхэд П. Эволюция британской конституции. М. 1978. 138.Галлан Дж. Политическая система Великобритании. М. 1955. 139.Гарейс К. Германское торговое право: Краткий учебник. 1893. 140.Виленкин Г. Государственный и экономический строй совре- менной Японии. СПб. 1908. 141.Давид Репе. Основные правовые системы современности. М.

1967. 142.Дженкс Э. Английское право. М. 1947. 143Дюж Л. Общие преобразования гражданского права со времен

Кодекса Наполеона. М. 1919. 144Дюприе Л. Государство и роль министров в Англии. СПб.

1906. 145.Дюприе Л. Государство и роль канцлера в Германии. СПб.

1906. 146Дюприе Л. Государство и роль министров во Франции. СПб.

1906. 147.Жидков О.А. История государства и права стран Латинской

Америки. М. УДН. 1967. 148.Жидков О.А. История буржуазного права. М. 1971. 149.Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. М.

1985. 150.Ильберт К. Парламент, его история, организация и практика.

СПб. 1906. 151.Исаев М. Французский уголовный кодекс 1791 г.// Советское

государство и право. 1941. № 4. 152.История буржуазного конституционализма. Т. 1—2. М. 1983,

1987. 153.Каск Л.И. Сунь Ятсен и временная Конституция Китайской

республики 1912 т.II Ученые записки ЛГУ. № 255. Серия

«Право». Вып. 10.1958. 154.Кении К. Основы уголовного права (Великобритания). М.

1949. 155.Квигли Г. Правительство и политическая жизнь Японии. 1934. 156.Крашенинникова Н.А. Великая французская буржуазная ре- волюция и ее первые конституционные акты//Вестник МГУ.

Серия «Право». 1989. № 4. 157.Кузнец Ю.И. Принятие фабричного акта 1874 г. в Англии//

ВИ. 1976. №12. 158.Ливанцев К.Е., Бельсон Я.М. История государства и права

США. М. 1983. 159.Ливанцев Е.К. История буржуазного государства и права. Л.

1986.

468

160.Лисневский Э.В. История государства и права Великобрита- нии (1870—1917). Ростов-на-Дону. 1975.

161.Лоу С. Государственный строй Англии. М. 1910.

162.Нарышкина Р.А. Источники гражданского и торгового права буржуазных стран. М. 1965.

163.Нарышкина Р.А. Доверительная собственность в гражданском праве Англии и США. М. 1965.

164.Нерсесов Н.О. Торговое право (конспективный курс лекций по торговому и вексельному праву). М. 1896.

165.Норман М. Возникновение современного государства и Япо- нии. М. 1934.

166.Менгер А. Гражданское право и неимущие классы населения. СПб. 1889.

167.Мижуев П.Г. Парламентаризм и представительная форма правления в главных странах современной Европы. СПб. 1906.

168.Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико- правовой комментарий. М. 1985.

169.Моргачев В.Н. формы и методы территориального управле- ния в США и Канаде. М. 1987.

170.Петряев К.Д., Матвеев С.А. Законы о социальном страхова- нии и германском рейхстаге в 1881—1884 гг.// Ежегодник Гер- манской империи. 1971. М. 1973.

171.Попкова А.В. Закон о социальном страховании 1911 г. в Анг- лии// Вестник ЛГУ. Серия истории. 1972. № 14.

172.Пудель М.А. Конституционный контроль в капиталистиче- ских государствах. М. 1968.

173.0лар А. Политическая история Французской революции: Происхождение и развитие демократии и республики. М.—Л. 1936. Прело М. Конституционное право Франции. М. 1957.

174.Рождение французской буржуазной политико-правовой сис- темы/ Отв. ред. А.И.Королев. Л. 1990.

175.Савельев В.А. Английский кабинет министров в XVIII — на- чале XIX вв.// Труды ВЮЗИ. Т. 47.1977.

176.Савельев В.Н. Германское гражданское уложение. М. 1983.

177.Современный буржуазный федерализм. М. 1976.

178.Токвиль А. Демократия в Америке. М. 1992.

179.Уоркер С. Английская судебная система. М. 1980.

180.Ушаков В.А. Америка при Вашингтоне. М. 1983.

Ш.Черниловский З.М. От Маршалла до Уоррена (очерки исто- рии Верховного Суда США.). М. 1982.

182.Шершеневич Г. Новейшая кодификация гражданского права в Германии. Казань. 1889.

183.Энсон В. Английский парламент, его конституционные зако- ны и обычаи. СПб. 1908.

469

184.Энсон В. Английская корона, ее конституционные законы и обычаи. СПб. 1914.

Государство и право Новейшего времени

185.Ансель М. Очерки сравнительного права. М. 1981.

186.Бланк А.С. Старый и новый фашизм. М. 1987.

187.Брехт А. О государственном устройстве Веймарской респуб- лики и вопросы ее политической системы// Проблемы форми- рования и развития политической системы буржуазных об- ществ. Свердловск. 1984.

188.Гантман В.И. Государственный строй Италии. М. 1961.

189.Городецкий И.Е. Великобритания: выборы, партии. М. 1985. История фашизма в Западной Европе. М. 1978.

190.Государство и управление в США. М. 1985.

191.Гражданское и торговое право капиталистических стран. М. 1980.

192.Гришаев П.И., Чибиряев С.А. В условиях репрессии и террора (Чили: законодательствует фашизм). М., 1978 г.

193.Гуценко К.Ф. Уголовно-процессуальное право основных ка- питалистических государств. М. 1969.

194.Давид Р. Основные правовые системы современности. М. 1988.

195.Единообразный торговый кодекс США. М. 1969.

196.Жидков О.А. Верховный суд США: право и политика. М. 1985.

197.Иванян Э.А. Белый дом: президенты и политика. М. 1976.

198.Каленский А.Г. Социальное законодательство Англии. М. 1969.

199.Карлен Д, Американские суды: система и персонал. М. 1972.

200.«Китай « новое и новейшее время. М. 1981.

201.Кнапп В. Крупные системы права в современном мире: Срав- нительное правоведение. М. 1980.

202.Ласк Г. Гражданское право США (право торгового оборота). М.1963.

203.Латышев В.А. Конституционный вопрос в послевоенной Япо- нии. М. 1959.

204.Лопухов Б.Р. История фашистского режима в Италии. М. 1977.

205.Мальков В.А. «Новый курс» в США. М. 1980.

206.Мишин А.А. Современный капитализм: политические отно- шения и институты власти. М. 1984.

207.Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М. 1984.

470

208.Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М. 1972.

209.Очерки новейшей истории Японии. М. 1957.

210.Очерки кодификации и новеллизации современного граждан- ского права// Сб. трудов ВЮЗИ. М. 1983.

211.Перегудов СП. Конституционная реформа в Великобритании // Эволюция политических институтов на Западе. М. 1999.

212.Политические системы, государство и право в буржуазных и развивающихся странах (тенденции и проблемы). М. 1988.

213.Правовые системы стран мира. Энциклопедический справоч- ник / Отв. ред. д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. 2-е изд., изм. и доп. -М.: НОРМА. 2001.

214.Принципы функционирования двухпартийной системы США. М.1985.

215.Романов А.К. Правовая система Англии: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000.

216.Фашизм и антидемократические режимы в Европе. М. 1981.

217.Чибиряев С.А. Молодежь в условиях буржуазного государст- ва. М., 1972.

218.Чибиряев С.А. Закон Маккарэна и борьба за его отмену. М., 1972.

219.Хазова О.А. Брак и развод в буржуазном семейном праве. М. 1988.

471

книги издательства «Былинл»

(тел/факс 261^8-68)