logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии

Общественный строй. Раздел Франкского государства не внес существенных изменений в социально-экономическое развитие вновь образованных государств, включая Францию. Процесс складывания основных классов феодального общества - феодалов и зависимых крестьян - завершился в основном в X-XI вв. К этому времени бенифицарии добились превращения пожизненного вла- дения - бенефиция- в наследственную феодальную собственность - феод.

Отношения между представителями класса феодалов во Франции, как и в ряде других стран Западной Европы, основыва- лись на системе вассалитета. Номинально верховным собственни- ком всей земли в королевстве считался король. Крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. В свою оче- редь они могли жаловать земли более мелким феодалам и т. д. При этом нижестоящие феодалы признавали только власть своего непосредственного сеньора, от которого они получали земельное владение, и только ему были обязаны служить.

129

5 Зак. 1%

Данное правило было выражено формулой: «вассал моего вассала не мой вассал». Получалась многоступенчатая иерархиче- ская феодальная лестница. На ее вершине находился король - верховный сеньор феодалов, сюзерен, глава феодальной иерар- хии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы - герцоги, графы, архиепископы и епископы монастырей, держав- шие земли непосредственно от короля. Формально они подчиня- лись королю, а фактически являлись почти независимыми. Они имели право вести войну, чеканить монету, осуществлять юрис- дикцию в своих владениях. Многие герцоги и графы считали себя равными королю (пэрами) и порой даже не признавали по отно- шению к нему вассальных обязанностей. Рангом ниже были баро-

130

ны - крупные землевладельцы, державшие земли от герцогов и графов и являвшиеся их вассалами. В своих владениях они также пользовались большой политической властью. В самом низу фео- дальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые васса- лов не имели и выступали как сеньоры лишь по отношению к сво- им крестьянам.

Взаимоотношения между сеньором и вассалом строились на основе договора. Вассальный договор заключался публично, по- средством торжественного обряда, суть которого заключалась во введении вассала во владение (инвеститура) и произнесении им клятвы верности своему сеньору (оммаж). Обязательства прини- мали на себя обе стороны. Кроме передачи феода сюзерен обязы- вался защищать вассала и его имущество. Обязанности вассала по отношению к сюзерену заключались в военной службе (обычно 40 дней в году) и денежной помощи в строго определенных случаях (выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении его сына в ры- цари и выдаче замуж дочери).

Первоначально вассальный договор заключался на срок жиз- ни сторон. Однако постепенно сложилось правило передачи обя- занностей, связанных с ним, по наследству. При вступлении в на- следство новый вассал был обязан уплатить сеньору особый налог -рельеф. Земельное владение, в течение нескольких поколений переходившее по наследству потомкам вассала, превращалось в потомственное родовое поместье. Неисполнение обязанностей по договору могло повлечь за собой его расторжение. Споры между сеньорами и вассалами разрешались в суде сеньора. Но юридиче- ский механизм разрешения феодального спора был малоэффек- тивным. Крупные феодалы, располагавшие военной силой, часто не подчинялись решению суда, что порождало многочисленные феодальные распри и войны.

В IX-XI вв. происходит окончательное оформление и класса феодально-зависимых крестьян. В обстановке непрекращающихся феодальных междоусобиц и периодических иностранных вторже- ний во Франции возникло много замков. В специальной литера- туре данный процесс получил название инкастелламенто (буквально - «озамкование»). Владельцы замков постепенно со- средоточили в своих руках судебно-административную власть над окрестным сельским населением. Большинство крестьян превра- тилось в сервов, находившихся в личной наследственной зависи- мости от своего господина. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили сеньору подушную подать (шеваж), ежегодный оброк (талью), выполняли барщину (обычно три дня в неделю), были ограничены в гражданских и хозяйствен-

131

5*

ных правах. Без согласия феодала они не могли жениться, свобод- но распоряжаться своим земельным держанием.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы - лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу. Их повинности были только поземельными. Вилланы платили сеньо- ру подушную подать, а также ежегодный оброк, размер которого устанавливался обычаями и был ниже сервского.

Кроме того все крестьянское население было связано банали- тетами, в силу которых сеньор, обладая правом собственности на какую-либо вещь общественного значения, мог принудить своих крестьян к исключительному пользованию ею за плату им же ус- тановленную. Объектами такого права обычно являлись мельни- ца, пекарня, винодельня, общественные весы и др. Позднее под баналитетами стали пониматься денежные поборы за право осу- ществлять соответствующие хозяйственные операции у себя дома.

В XI-XII вв. в связи с быстрым развитием городов появляется и увеличивается новая прослойка феодального общества - город- ское население, постепенно приобретающее особый правовой ста- тус. Первоначально положение горожан мало отличалось от ос- новной массы феодально-зависимых крестьян, но с XII в. во Франции распространяется движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров. При поддержке королевской власти в ходе вооруженной борьбы или выкупа ряду городов уже в XIII в. удалось добиться предоставления им специальных хартий вольно- стей.

Государственный строй. В IX-XII в. французское королевство состояло из множества феодальных владений, которые считались его частью, а фактически представляли собой независимые поли- тические образования. В условиях политической децентрализа- ции, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое значение. Номинально король продолжал оставаться главой государства. Но реально его власть распространялась лишь на ограниченную территорию - королев- ский домен. Такую форму феодального государства, построенную на принципе сюзеренитета-вассалитета, принято называть сеньо- риальной монархией.

В условиях политической и экономической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государст- венную власть. Однако с развитием товарно-денежных отношений политическая децентрализация постепенно уступала место усиле- нию центральной власти короля,

В период феодальной раздробленности номинальный глава государства - король - избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и иерархами церкви с соблюдением династиче-

132

ского принципа. С воцарением династии Капетингов выборность короля сохранилась, но преемника теперь выбирали при жизни короля. К XII в. постепенно закрепился принцип передачи пре- стола по наследству, основанный на праве первородства.

Функции королевской власти в период раздробленности бы- ли существенно ограничены. Формально король считался верхов- ным главнокомандующим, имел право законодательства и выс- шего суда. На короля возлагались обязанности, сформулирован- ные еще в коронационной присяге Карла Лысого и принятые его преемниками. Король был обязан защищать церковь, поддержи- вать мир в королевстве, хранить верность народу, уважать право- судие. Однако реальной власти для их осуществления он не имел. Большинство королевских полномочий существовали лишь в тео- рии, а на практике в лучшем случае распространялись только на королевский домен. С XII в. положение короля начинает менять- : ся. Восстанавливается практика издания королем с согласия крупных феодалов законодательных актов. С XIII в. признается, что королевский акт, изданный с соблюдением всех требований, которому присягнули королевские вассалы, обязателен и для от- . сутствующих на присяге землевладельцев. Расширяется сфера су- дебной юрисдикции короля, признается, что все жители в коро- левстве являются его подданными и обязаны ему повиноваться.

В условиях раздробленности органы центрального управле- ния не были четко структурно оформлены. В них дворцово- вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вас- сальных отношениях. Дворцовая система была представлена ми- нистериалами. К числу главных министириалов, игравших основ- ную роль в королевской администрации, относились: сенешал (глава королевского двора, командующий армией, начальник ме- стных администраторов), коннетабль (глава королевской конни- цы) и его помощник маршал, казначей и камергер (управляющие государственными архивами и королевской казной); канцлер (руководитель королевской канцелярии).

Управление, основанное на вассальных отношениях, осуще- ствлялось в форме собрания крупнейших светских и духовных землевладельцев страны. Съезд феодалов назывался Королевской куриейнли Великим советом п являлся по существу единственным общегосударственным органом в королевстве. Великий совет со- зывался по инициативе короля и работал под его председательст- вом.

Местное управление в период раздробленности характеризо- валось тем, что власть короля распространялась только на коро- левский домен, а в крупных феодальных владениях существовали свои системы местного управления.

133

С конца XII в. возникают более крупные административно- территориальные единицы - бальяжи. Во главе их стояли чинов- ники, назначаемые королем, - бальи. Жалования бальи не полу- чали, пользуясь частью доходов короля. Присоединяя к королев- скому домену крупные сеньории, короли, не ломая местную ад- министративно-территориальную структуру, назначали туда из местных феодалов специального чиновника - сенвшала, с функ- циями аналогичными бальи.

В XIII в. обозначившиеся процессы централизации и усиле- ния королевской власти были закреплены реформами Людовика IX Святого (1226-1270 гг.). Важнейшей попыткой изменить феодаль- но-сеньориальные порядки стала судебная реформа. В 1258 г. Лю- довик IX запретил вести в своем домене частные войны и разре- шать споры посредством поединка. Решение тяжб с помощью по- единка спорящих сторон широко применялось в сеньориальных судах. Запрет на их проведение оказал благотворное влияние на судопроизводство во Франции. Королевские судьи, знакомые с римским правом, изменили производство суда: они вели следст- вие, допрашивали свидетелей, записывали весь ход судебного де- ла. Лицу недовольному приговором разрешалось апеллировать к королю. На остальной территории допускалась апелляция на ре- шение сеньориального суда в королевский и вводились так назы- ваемые 40 дней короля. В течение этого времени феодалы не мог- ли начинать военные действия, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести дело в королевский суд.

Существенную роль в укреплении королевской власти сыгра- ла и финансовая реформа Людовика IX. В качестве главной рас- четной единицы в королевстве была введена полновесная золотая и серебряная королевская монета. Под страхом телесного наказа- ния запрещалось переливать деньги, вышедшие из королевской монетной мастерской. В королевском домене принималась только эта монета, в сеньориях ее должны были принимать наряду с дру- гими. Все нарушения закона о монете рассматривались только королем. В силу данных преимуществ, а также высокого качества монеты, вскоре она стала самой авторитетной, постепенно вытес- нив местные деньги из обращения.

В период правления Людовика Святого была проведена и ад- министративная реформа, изменившая центральное управление. Из королевской курии были выделены специализированные цен- тральные ведомства - малый королевский совет, счетная палата и судебное ведомство. Малый совет представлял собой постоянно действующий совещательный орган при короле, решавший раз- личные вопросы внутренней и внешней политики, счетная палата ведала финансовыми вопросами в королевстве. В 1260 г. был соз-

134

дан специальный судебный орган - парламент, который собирал- ся на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом ко- ролевства. В составе парламента образовался совет специалистов для подготовки законов и судебных решений, который состоял из знатоков права - легистов, сыгравших огромную роль в рецепции римского права во Франции.

Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и заложили основы превращения сеньори- альной монархии в сословно-представительную.