§ 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
Общественный строй. Раздел Франкского государства не внес существенных изменений в социально-экономическое развитие вновь образованных государств, включая Францию. Процесс складывания основных классов феодального общества - феодалов и зависимых крестьян - завершился в основном в X-XI вв. К этому времени бенифицарии добились превращения пожизненного вла- дения - бенефиция- в наследственную феодальную собственность - феод.
Отношения между представителями класса феодалов во Франции, как и в ряде других стран Западной Европы, основыва- лись на системе вассалитета. Номинально верховным собственни- ком всей земли в королевстве считался король. Крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. В свою оче- редь они могли жаловать земли более мелким феодалам и т. д. При этом нижестоящие феодалы признавали только власть своего непосредственного сеньора, от которого они получали земельное владение, и только ему были обязаны служить.
129
5 Зак. 1%
Данное правило было выражено формулой: «вассал моего вассала не мой вассал». Получалась многоступенчатая иерархиче- ская феодальная лестница. На ее вершине находился король - верховный сеньор феодалов, сюзерен, глава феодальной иерар- хии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы - герцоги, графы, архиепископы и епископы монастырей, держав- шие земли непосредственно от короля. Формально они подчиня- лись королю, а фактически являлись почти независимыми. Они имели право вести войну, чеканить монету, осуществлять юрис- дикцию в своих владениях. Многие герцоги и графы считали себя равными королю (пэрами) и порой даже не признавали по отно- шению к нему вассальных обязанностей. Рангом ниже были баро-
130
ны - крупные землевладельцы, державшие земли от герцогов и графов и являвшиеся их вассалами. В своих владениях они также пользовались большой политической властью. В самом низу фео- дальной лестницы находились рыцари (шевалье), которые васса- лов не имели и выступали как сеньоры лишь по отношению к сво- им крестьянам.
Взаимоотношения между сеньором и вассалом строились на основе договора. Вассальный договор заключался публично, по- средством торжественного обряда, суть которого заключалась во введении вассала во владение (инвеститура) и произнесении им клятвы верности своему сеньору (оммаж). Обязательства прини- мали на себя обе стороны. Кроме передачи феода сюзерен обязы- вался защищать вассала и его имущество. Обязанности вассала по отношению к сюзерену заключались в военной службе (обычно 40 дней в году) и денежной помощи в строго определенных случаях (выкуп сеньора из плена, подарки при посвящении его сына в ры- цари и выдаче замуж дочери).
Первоначально вассальный договор заключался на срок жиз- ни сторон. Однако постепенно сложилось правило передачи обя- занностей, связанных с ним, по наследству. При вступлении в на- следство новый вассал был обязан уплатить сеньору особый налог -рельеф. Земельное владение, в течение нескольких поколений переходившее по наследству потомкам вассала, превращалось в потомственное родовое поместье. Неисполнение обязанностей по договору могло повлечь за собой его расторжение. Споры между сеньорами и вассалами разрешались в суде сеньора. Но юридиче- ский механизм разрешения феодального спора был малоэффек- тивным. Крупные феодалы, располагавшие военной силой, часто не подчинялись решению суда, что порождало многочисленные феодальные распри и войны.
В IX-XI вв. происходит окончательное оформление и класса феодально-зависимых крестьян. В обстановке непрекращающихся феодальных междоусобиц и периодических иностранных вторже- ний во Франции возникло много замков. В специальной литера- туре данный процесс получил название инкастелламенто (буквально - «озамкование»). Владельцы замков постепенно со- средоточили в своих руках судебно-административную власть над окрестным сельским населением. Большинство крестьян превра- тилось в сервов, находившихся в личной наследственной зависи- мости от своего господина. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили сеньору подушную подать (шеваж), ежегодный оброк (талью), выполняли барщину (обычно три дня в неделю), были ограничены в гражданских и хозяйствен-
131
5*
ных правах. Без согласия феодала они не могли жениться, свобод- но распоряжаться своим земельным держанием.
Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы - лично свободные держатели земли, принадлежавшей феодалу. Их повинности были только поземельными. Вилланы платили сеньо- ру подушную подать, а также ежегодный оброк, размер которого устанавливался обычаями и был ниже сервского.
Кроме того все крестьянское население было связано банали- тетами, в силу которых сеньор, обладая правом собственности на какую-либо вещь общественного значения, мог принудить своих крестьян к исключительному пользованию ею за плату им же ус- тановленную. Объектами такого права обычно являлись мельни- ца, пекарня, винодельня, общественные весы и др. Позднее под баналитетами стали пониматься денежные поборы за право осу- ществлять соответствующие хозяйственные операции у себя дома.
В XI-XII вв. в связи с быстрым развитием городов появляется и увеличивается новая прослойка феодального общества - город- ское население, постепенно приобретающее особый правовой ста- тус. Первоначально положение горожан мало отличалось от ос- новной массы феодально-зависимых крестьян, но с XII в. во Франции распространяется движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров. При поддержке королевской власти в ходе вооруженной борьбы или выкупа ряду городов уже в XIII в. удалось добиться предоставления им специальных хартий вольно- стей.
Государственный строй. В IX-XII в. французское королевство состояло из множества феодальных владений, которые считались его частью, а фактически представляли собой независимые поли- тические образования. В условиях политической децентрализа- ции, приведшей к глубокой территориальной раздробленности, королевская власть утратила свое значение. Номинально король продолжал оставаться главой государства. Но реально его власть распространялась лишь на ограниченную территорию - королев- ский домен. Такую форму феодального государства, построенную на принципе сюзеренитета-вассалитета, принято называть сеньо- риальной монархией.
В условиях политической и экономической децентрализации отдельные феодалы более эффективно осуществляли государст- венную власть. Однако с развитием товарно-денежных отношений политическая децентрализация постепенно уступала место усиле- нию центральной власти короля,
В период феодальной раздробленности номинальный глава государства - король - избирался крупными землевладельцами - вассалами короля и иерархами церкви с соблюдением династиче-
132
ского принципа. С воцарением династии Капетингов выборность короля сохранилась, но преемника теперь выбирали при жизни короля. К XII в. постепенно закрепился принцип передачи пре- стола по наследству, основанный на праве первородства.
Функции королевской власти в период раздробленности бы- ли существенно ограничены. Формально король считался верхов- ным главнокомандующим, имел право законодательства и выс- шего суда. На короля возлагались обязанности, сформулирован- ные еще в коронационной присяге Карла Лысого и принятые его преемниками. Король был обязан защищать церковь, поддержи- вать мир в королевстве, хранить верность народу, уважать право- судие. Однако реальной власти для их осуществления он не имел. Большинство королевских полномочий существовали лишь в тео- рии, а на практике в лучшем случае распространялись только на королевский домен. С XII в. положение короля начинает менять- : ся. Восстанавливается практика издания королем с согласия крупных феодалов законодательных актов. С XIII в. признается, что королевский акт, изданный с соблюдением всех требований, которому присягнули королевские вассалы, обязателен и для от- . сутствующих на присяге землевладельцев. Расширяется сфера су- дебной юрисдикции короля, признается, что все жители в коро- левстве являются его подданными и обязаны ему повиноваться.
В условиях раздробленности органы центрального управле- ния не были четко структурно оформлены. В них дворцово- вотчинная система сочеталась с управлением, основанным на вас- сальных отношениях. Дворцовая система была представлена ми- нистериалами. К числу главных министириалов, игравших основ- ную роль в королевской администрации, относились: сенешал (глава королевского двора, командующий армией, начальник ме- стных администраторов), коннетабль (глава королевской конни- цы) и его помощник маршал, казначей и камергер (управляющие государственными архивами и королевской казной); канцлер (руководитель королевской канцелярии).
Управление, основанное на вассальных отношениях, осуще- ствлялось в форме собрания крупнейших светских и духовных землевладельцев страны. Съезд феодалов назывался Королевской куриейнли Великим советом п являлся по существу единственным общегосударственным органом в королевстве. Великий совет со- зывался по инициативе короля и работал под его председательст- вом.
Местное управление в период раздробленности характеризо- валось тем, что власть короля распространялась только на коро- левский домен, а в крупных феодальных владениях существовали свои системы местного управления.
133
С конца XII в. возникают более крупные административно- территориальные единицы - бальяжи. Во главе их стояли чинов- ники, назначаемые королем, - бальи. Жалования бальи не полу- чали, пользуясь частью доходов короля. Присоединяя к королев- скому домену крупные сеньории, короли, не ломая местную ад- министративно-территориальную структуру, назначали туда из местных феодалов специального чиновника - сенвшала, с функ- циями аналогичными бальи.
В XIII в. обозначившиеся процессы централизации и усиле- ния королевской власти были закреплены реформами Людовика IX Святого (1226-1270 гг.). Важнейшей попыткой изменить феодаль- но-сеньориальные порядки стала судебная реформа. В 1258 г. Лю- довик IX запретил вести в своем домене частные войны и разре- шать споры посредством поединка. Решение тяжб с помощью по- единка спорящих сторон широко применялось в сеньориальных судах. Запрет на их проведение оказал благотворное влияние на судопроизводство во Франции. Королевские судьи, знакомые с римским правом, изменили производство суда: они вели следст- вие, допрашивали свидетелей, записывали весь ход судебного де- ла. Лицу недовольному приговором разрешалось апеллировать к королю. На остальной территории допускалась апелляция на ре- шение сеньориального суда в королевский и вводились так назы- ваемые 40 дней короля. В течение этого времени феодалы не мог- ли начинать военные действия, чтобы любая из спорящих сторон могла перенести дело в королевский суд.
Существенную роль в укреплении королевской власти сыгра- ла и финансовая реформа Людовика IX. В качестве главной рас- четной единицы в королевстве была введена полновесная золотая и серебряная королевская монета. Под страхом телесного наказа- ния запрещалось переливать деньги, вышедшие из королевской монетной мастерской. В королевском домене принималась только эта монета, в сеньориях ее должны были принимать наряду с дру- гими. Все нарушения закона о монете рассматривались только королем. В силу данных преимуществ, а также высокого качества монеты, вскоре она стала самой авторитетной, постепенно вытес- нив местные деньги из обращения.
В период правления Людовика Святого была проведена и ад- министративная реформа, изменившая центральное управление. Из королевской курии были выделены специализированные цен- тральные ведомства - малый королевский совет, счетная палата и судебное ведомство. Малый совет представлял собой постоянно действующий совещательный орган при короле, решавший раз- личные вопросы внутренней и внешней политики, счетная палата ведала финансовыми вопросами в королевстве. В 1260 г. был соз-
134
дан специальный судебный орган - парламент, который собирал- ся на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом ко- ролевства. В составе парламента образовался совет специалистов для подготовки законов и судебных решений, который состоял из знатоков права - легистов, сыгравших огромную роль в рецепции римского права во Франции.
Реформы Людовика IX способствовали территориальному объединению страны и заложили основы превращения сеньори- альной монархии в сословно-представительную.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй