logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 1. Образование Римской республики

Эмблемой Рима является волчица, кормящая своим молоком двух младенцев. В одном из римских музеев находится бронзовое изображение этой волчицы, которой уже исполнилось две с поло- виной тысячи лет. В те далекие времена скульптура стояла на

84

площади древнего Рима и напоминала каждому римлянину о ле- генде, связанной с основанием Рима - центра будущей великой державы, выросшей в Нации на левом берегу Тибра, в его нижнем течение.1

На основании данных современной исторической науки с полной убежденностью можно говорить о возникновении и раз- витии города-государства Рим. Первые поселения появились на Палатинском холме около тысячелетия до н.э. Позднее заселены Капитолийский, Авентийский и др. холмы. Территория Лациум представляла собой обширную низину, окаймленную четырьмя холмами. Это было удобное и безопасное место. Удобное потому, что река и близость моря помогали развитию торговли и связы- вали город со странами Востока и Грецией. Долина весьма пло- дородна.

Древнейшее население Рима жило в условиях первобытнооб- щинных отношений, организованное в 300 родов. Каждые Юро- дов составляли курию, 10 курий (100 родов) составляли племя- трибу. Каким образом возникла такая стройная система, сказать трудно, т.к. источники молчат. Некоторые ученые считают, что одна из триб являлась объединением латинских родов, другая- сабинских, а третья - этрусских. Таким образом, триста родов, объединенные в конечном счете в три трибы, составляли римский народ (populus). Значит, к римскому народу мог принадлежать лишь тот, кто был членом рода, а через свой род - членом курии и трибы. К ним могли принадлежать только коренные жители Ри- ма. Таких стали называть патрициями. Только они были полно- правными гражданами Рима.

Как член рода патриций являлся совладельцем общей земель- ной собственности, получал право на наследование родового имущества, участвовал в общих религиозных празднествах, полу-

1 Легенда о создании Рима гласит: внуками 14 царя Нумйтора, отстраненного от власти его братом Амулием, были Ромул и Рем. Стремясь избавиться от законных наследников на царство Амулий приказал близнецов бросить в Тибр. Раб положил детей в корзину и понес к реке. Он поставил корзину на берег, надеясь, что вода поднимется (она продолжала прибывать) и унесет корзину. Однако этого не случилось. Близнецы выпали из корзины и начали кричать. На крик прибежала волчица, у которой пропали волчата. Она ласково облизала младенцев и напоила их своим молоком. Затем близнецов нашел пастух Фаустул и воспитал их. Мальчики выросли и отвоевали свое право на царский престол. Однако между братьями произошла ссора. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить. Разгневанный Ромул убил своего брата.

Римские ученые уверяли, что они смогли точно вычислить и определить дату основания Рима. Это событие, по их словам, произошло 21 апреля 754 г. до н.э.

85

чал от рода защиту и помощь. Через курию римский гражданин участвовал в управлении делами всей общины, ибо высшая власть принадлежала куриатным собраниям (комициям). В этих собрани- ях римский народ собирался по своим куриям и каждая курия имела один голос.

Совет старейшин - сенат предварительно обсуждал вопросы, вносимые на куриатные комиции. Членов сената было 300 (по ко- личеству родов). Народ выбирал своего вождя - рекса. Он был военачальником, верховным жрецом, верховным судьей. Эта должность выборная.

Общественный строй Рима VI века до н.э. напоминал грече- ский - строй военной демократии: народное собрание, участника- ми которого были вооруженные воины; совет старейшин и вождь.

Между тем население Рима росло. Переселялись и жили в Ри- ме чужестранцы, жители окрестностей и более далеких областей. Все они становились постоянными жителями Рима. Они, естест- венно, не были включены в структуру римского народа, но они и рабами не были. Это были свободные люди. Однако им доступ в народное собрание был закрыт, они не занимают общественные должности, другими словами, они лишены политических прав. И таких людей называли плебеями. Они занимались земледелием, ремеслами, торговлей. Многие из них богатели. В момент опасно- сти плебеи защищали отечество. Однако патриции вели себя вы- сокомерно по отношению к плебеям. Они не вступали с ними в браки, не допускали их к должностям.

Среди плебеев росло недовольство своим положением, недо- вольство господством патрицианских родов. Чем больше стано- вилось плебеев тем решительнее они начинали добиваться прав для себя. Отзвуки этой борьбы, завершившейся победой плебеев, разрушившей древний родовой строй, наблюдаются в знаменитой реформе, которая приписывается рексу Сёрвию Тулию.

Реформа Сервия Тулия и связанные с ней перемены заняли по- видимому целую эпоху (VI - III века до н.э.). Эта реформа была первым этапом борьбы плебеев с патрициями. Она удовлетворила одно из основных требований плебеев: они были включены в со- став римского народа и получили право участвовать в народном собрании наряду с патрициями. Старые патрицианские курии оказались оттесненными на задний план. Как это произошло?

Патриции и плебеи (мужское население) были разделены по имущественному принципу на пять разрядов. К первому разряду были отнесены те патриции и плебеи, у которых размер имущест- ва

составлял не менее 100 тысяч ассов (асе- медная монета); ко вто- рому разряду были отнесены те, чье имущество оценивалось в 75 тыс. ассов; к третьему - в 50 тыс. ассов; к четвертому - в 25 тыс. ассов; к пятому - в 11 тыс. ассов. 86

Самые богатые граждане составляли первый разряд. Бедней- шее население как из патрициев, так и из плебеев осталось вне разрядов. Это были люди, у которых кроме потомства ничего не было. Потомство по латыни - proles. Поэтому они стали назы- ваться пролетариями.

Римские военное ополчение тоже стало строиться в зависи- мости от нового деления на разряды. Первый разряд выставлял 18 центурий (сотен) всадников и 80 центурий пехотинцев; второй, третий и четвертый разряды - по 20 центурий пехотинцев и по- следний разряд- 30 центурий пехотинцев. Пролетарии формиро- вали всего одну центурию. Было еще четыре сотни музыкантов. И всего было 193 центурии (сотни) вооруженных воинов. Народное собрание теперь проходило не по родовым патрицианским кури- ям, а по центуриям. И каждая центурия имела один голос. Обра- тите внимание на такое обстоятельство: из 193 центурий у первого разряда было 98. При голосовании того или иного вопроса по центуриям решение первого разряда было определяющим (у него больше половины голосов), естественно, при единогласии всех центурий. Если большинства голосов не набирается в первом раз- ряде, обращаются к центуриям второго разряда и т.д.

Рим, разделенный внутри на патрициев и плебеев, раздирае- мый противоречиями, не имеющий внутренней сплоченности, мог легко стать жертвой воинственных соседей. И вот реформа укре- пила римское войско, что впоследствии положительно сказалось для Рима.

Итак, реформа Сервия Тулия выполнила триединую задачу: 1) разрушила родоплеменной строй патрициев; 2) включила пле- беев в состав римского народа; 3) совершенствовала и укрепила структуру военного ополчения.

Наряду со всем этим нововведением территория Рима была разбита на 4 округа- трибы. И патриции, и плебеи были припи- саны к определенным территориальным округам. Старые роды и курии потеряли свое прежнее значение и стали замкнутыми кор- порациями.

В 509 году до н.э. римляне свергли последнего рекса Таркви- ния Гордого и с того времени Рим становится республикой, исто- рия которой продолжается около 5Q0 лет.

Реформа Сервия Тулия не смогла решить всех проблем. Она не уравняла плебеев с патрициями. Особенно остро это неравен- ство ощущалось в вопросе о земле. Все завоеванные Римом земли превращались в общую собственность и делились между 300 ро- дами. Плебеи к дележу завоеванной земли не допускались, хотя вносили не меньший, а порой и больший, вклад в ее завоевание. А численность плебейского населения росла. На своих земельных клочках они не могли прокормиться и вынуждены залезать в дол- ги. В Риме существовало долговое рабство в самой жестокой

87

форме. Кредитор не уплатившего должника мог продать в рабст- во или убить. Нетрудно понять, какая неразрывная связь сущест- вовала между нуждой в земле и долговой кабалой.

Требования плебеев наделять и их завоеванной землей встре- тили упорное сопротивление патрициев. Чтобы добиться своего полного равноправия с патрициями, плебеям понадобилась еще длительная и упорная борьба, растянувшаяся более чем на два столетия.

Среди плебеев было много богатых и влиятельных людей. Они желали стать такими же крупными землевладельцами и иметь такие же политические права, как и патриции. Что касается массы обедневших плебеев, то они терпели жесточайшие страдания. Все чаще и чаще оно прорывалось в открытых возмущениях. Дело дошло до ухода плебеев из города на Священную гору. Уход пле- беев из Рима в условиях наступления вражеских племен взволно- вало римский сенат и патрициев. Был заключен «священный до- говор» между патрициями и плебеями. По условиям договора не- состоятельным должникам прощались долги, а попавшим в дол- говое рабство возвращалась свобода. Но самым главным услови- ем этого договора было решение о создании новой республикан- ской должности - народных трибунов. Наконец, в 287 г. до н.э. было решено, что постановления плебейских собраний, сущест- вующих самостоятельно от центуриатных собраний, имеют обя- зательное значение для всего государства и не нуждаются в ут- верждении сената. Землю плебеи стали получать наравне с патри- циями. Различия между плебеями и патрициями с юридической точки зрения стерлись.