logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 3. Абсолютная монархия во Франции

Общественный строй. Возникновение абсолютизма во Фран- ции было вызвано глубинными процессами, происходившими в социально-экономической сфере. XVI-XVIII вв. стали периодом становления и утверждения капиталистических отношений в стране. В XVI в. во Франции возникло мануфактурное производ- ство, а дальнейшее развитие товарно-денежных отношений при- вело к складыванию общенационального рынка. Гарантом един- ства страны выступала королевская власть. В рассматриваемый период французская монархия утратила представительные учреж- дения, но сохранила свою сословную природу.

Первым сословием оставалось духовенство, насчитывавшее 130 тысяч человек (из 15 млн. населения всей страны) и державшее 1/5 всего государственного земельного фонда. Внутренне это со- словие не было однородным. Объединяющим моментом выступал лишь духовный сан и стремление сохранить сословные привиле- гии. К началу XVI в. усилилась зависимость духовенства от коро- ля и укрепилась его связь с дворянством. Конкордатом 1516 г. с римским папой французский король добился права назначения на все высшие церковные должности в своем королевстве. Часто та- кие посты предоставлялись дворянам. В свою очередь важные должности в государственном аппарате занимали священники (Ришелье, Мазарини и др.)

140

Господствующее положение во французском обществе зани- мали дворяне, сохранившие практически все свои привилегии. 400 тысяч французских дворян владели (вместе с членами королев- ской семьи) 4/5 всех земель в государстве. В период абсолютизма дворянство консолидировалось. Ряды дворян пополнились вы- ходцами из рядов городской буржуазии. С целью пополнения казны правительство прибегло к весьма выгодной системе прода- жи должностей, предоставляющих наследственный дворянский титул. Постепенно наряду со старым родовитым дворянством - дворянством шпаги - появляется новое чиновное - дворянство мантии. К середине XVIII в. во Франции было уже около 4 тысяч дворян мантии.

Основную массу населения составляло третье сословие, иму- щественная и социальная дифференциация которого в данный период особенно проявилась. В рамках третьего сословия четко обозначился слой богатых и влиятельных горожан, занимавшихся ростовщичеством, торговлей, мануфактурным производством. Из их числа постепенно формировался класс буржуазии. В самом ни- зу социальной лестницы третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, наемные рабочие. Правовое положение француз- ского крестьянства, основную массу которого по-прежнему со- ставляли цензитарии, изменилось мало. Их основной феодальной повинностью оставалась выплата феодалу денежного ценза, раз- мер которого постоянно увеличивался. Третье сословие остава- лось единственным податным сословием в стране. Духовенство и дворянство сохранили свой налоговый иммунитет.

Государственный строй. Основы новой формы правления бы- ли заложены еще в XV в, в правления Карла VII и Людовика XI. Однако развитию абсолютизма помешал религиозный раскол общества. Под влиянием идей Реформации во Франции разверну- лось движение гугенотов (французских кальвинистов), объеди- нявшее в своих рядах прежде всего недовольных усилением коро- левской власти. Лидерами гугенотов стали представители самых знатных дворянских фамилий (Бурбоны, Конде). Противостояние католиков и протестантов вызвало религиозные войны, которые с перерывами тянулись более 30 лет (1562-1593 гг.) и сопровожда- лись страшными жестокостями. Пблитическое примирение в стране было достигнуто с началом правления Генриха /КБурбона - лидера французских протестантов, четыре раза менявшего свои религиозные убеждения. Нантским эдиктом 1598 г. католическая церковь объявлялась официальной религией, а гугенотам предос- тавлялись религиозные и политические права. В качестве гаран- тии их свобод за гугенотами сохранялось право на свои крепости и гарнизоны.

141

В правление Людовика XIII (1610-1643 гг.), когда главную роль в государстве играл кардинал Ришелье, и в правление Людо- вика XIV'(1643-1715 гг.) были проведены реформы, окончательно оформившие государственный строй абсолютной монархии.

Абсолютная монархия играла прогрессивную роль. Королев- ская власть способствовала завершению территориального и по- литического объединения страны, являясь главной объединяющей силой и гарантом сохранения целостности государства. Она обес- печила благоприятные условия для последующего социально- экономического развития страны. Нуждаясь в дополнительных средствах, монархия стимулировала развитие промышленности и торговли, поощряя строительство мануфактур и вводя высокие таможенные пошлины на* иностранные товары. Используя поли- тику меркантилизма и протекционизма в собственных интересах, королевская власть не предоставляла правовых гарантий нарож- дающемуся классу буржуазии, напротив всеми силами сохраняя прежние феодальные порядки и сословные привилегии. Поэтому со второй половины XVII в., когда дальнейшее развитие капита- листических отношений в недрах феодализма стало невозмож- ным, абсолютная монархия утратила свои прогрессивные черты.

В период абсолютизма общее представление о власти короля и о характере его конкретных полномочий изменилось. В 1614 г. по предложению Генеральных штатов было введено новое офи- циальное титулование короля - «король божьей милостью». Французская монархия объявлялась божественной, а власть коро- ля воспринималась как священная. Король являлся наследным главой государства, которому принадлежала вся полнота законо- дательной, исполнительной и судебной власти. Обоснование ис- ключительной законодательной власти короля исходило из прин- ципа: «один король, один закон». В сфере исполнительной власти ему подчинялся весь централизованный государственный аппа- рат. Он имел право учреждения и ликвидации государственных постов, назначения на любую государственную и церковную должность, окончательного решения всех важнейших внутригосу- дарственных и внешнеполитических вопросов. Он устанавливал налоги и выступал высшим распорядителем государственных фи- нансовых средств. Королю подчинялись армия, полиция и суд. Добившись права назначения на высшие церковные посты, коро- левская власть подчинила себе и католическую церковь во Фран- ции.

С укреплением абсолютизма необходимость в сословно- представительных учреждениях отпала. Генеральные штаты прак- тически перестали созываться. В 1614 г. они были созваны для разрешения финансовых проблем королевства. Депутаты от третьего сословия, основываясь на инструкциях избирателей, 142

предложили отказаться от налогового иммунитета первых двух сословий и обложить налогами земли дворян и духовенства. Дан- ное предложение вызвало бурю негодования со стороны первой и второй палат, недовольным остался и королевский двор. Гене- ральные штаты были распущены и не созывались в течение 175 лет (до 1789 г.).

Утверждение абсолютизма внесло некоторые изменения в структуру государственного аппарата.

Центральные органы государственного управления представ- ляли собой совокупность множества учреждений, созданных в разные периоды. В целом государственный аппарат был громозд- ким, переполненным порой ненужными, дублирующими друг друга органами. Из старых должностей по-прежнему сохранял свой статус канцлер, который стал вторым после короля лицом в государственном управлении. Центральную администрацию в пе- риод абсолютизма возглавили генеральный контролер финансов, составлявший государственный бюджет и руководивший эконо- мической политикой Франции, и четыре государственных секре- таря- по иностранным делам, по военным делам, по делам коло- ний и морским, по внутренним вопросам.

Неоднократному реформированию подвергались и королев- ские советы. В 1661 г. Людовик XIV в. создал Государственный совет- высший совещательный орган при короле. В его состав вошли пэры Франции, государственные секретари и другие высо- копоставленные чиновники, а также канцлер, председательство- вавший в совете в отсутствие короля.

Управление на местах по-прежнему отличалось сложностью и запутанностью. В начале XVI в. для проведения политики прави- тельства на местах были созданы должности губернаторов, на- значаемых и смещаемых королем. Несколько позднее для укреп- ления власти короля в провинции с различными временными по- ручениями посылались комиссары, наделенные широкими полно- мочиями в сфере контроля над осуществлением правосудия, а также инспектирования финансов и администрации городов. Со временем им был присвоен титул интендантов.

Назначаемые королем интенданты полиции, юстиции и фи- нансов обязаны были обеспечивать 'общественный порядок, сле- дить за набором рекрутов в армию, бороться с ересью, вести рас- следование от имени короля. Кроме того интенданты имели право вмешаться в любой судебный процесс. Характеризуя деятельность интендантов, маркиз д'Аржансон, занимавший должность кон- тролера финансов, писал: «Знайте, что французское королевство управляется тридцатью интендантами. У нас нет ни парламента, ни штатов, ни губернаторов. От тридцати интендантов, постав-

143

ленных во главе провинции, зависит счастье или несчастье этих провинций».

Судебная система в период абсолютизма практически не из- менилась. Судопроизводство по-прежнему осуществляли коро- левские, сеньориальные и церковные суды. Тенденция усиления королевских судов и снижения роли сеньориальных сохранилась. Согласно Орлеанскому ордонансу 1560 г. и Мулинскому ордо- нансу 1566 г. им стало подсудно большинство уголовных и граж- данских дел. Эдиктом 1788 г. сеньориальные суды были лишены права уголовного судопроизводства. Ограничена была и юрис- дикция церковных судов, которым оставлено право рассматри- вать дела клириков. »

Система королевских судов оставалась крайне сложной и за- путанной. Парижский парламент сохранил свое значение, но в 1673 г. лишился права ремонстрации - отказа в регистрации ко- ролевских актов. Важным нововведением судебной системы Франции стали специализированные суды, рассматривавшие дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Свои суды имели счет- ная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора.