§ 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
Поражение революции 1848-1849 гг. не могло остановить бурного капиталистического развития Германии, которое настоя- тельно требовало объединения страны.
Инициативу в объединительном процессе захватила Пруссия. Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышленная революция превратила ее в самое экономически развитое германское госу-
312
!
дарство. С приходом к власти нового короля- Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься внутригерманскими пробле- мами. Ее главной заботой было ослабление Австрии и объедине- ние всех германских государств вокруг Пруссии. В 1862 г. Виль- гельм I назначил главой правительства Отто фон Бисмарка, кото- рый уже в первой своей речи на новом посту определил модель и методы будущего объединения: «не речами и постановлениями, а железом и кровью».
Бисмарк энергично взялся за осуществление поставленной цели, начав с усиления армии. Увеличение расходов на ее содер- жание, введение всеобщей воинской повинности и обязательного школьного обучения; создание нового органа управления воен- ным ведомством - генерального штаба способствовали превра- щению прусской армии в одну из сильнейших в Европе.
Прелюдией к поражению Австрии стала война Пруссии и Ав- стрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с пре- имущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн. По- водом к войне явилась новая датская Конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига. Война продолжалась всего 4 месяца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от этих провинций Управление Гольштейном было передано Австрии, а Шлезвигом - Пруссии.
В 1866 г., обвинив Австрию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Гольштейн. Началась австро-прусская война, которая быстро привела к пол- ному разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно ре- шила вопрос о гегемонии Пруссии в объединительном процессе.
В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северогерманского Союза, возглавляемого Пруссией. В него во- шли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята Конституция северогерманского союза, юридически закрепившая в нем ведущее положение Прус- сии.
Однако Бисмарк считал, что завершить объединение Герма- нии возможно только разгромив Францию, которая видела в объ- единении Германии прямую угрозу своему влиянию на европей- ском континенте и стремилась подтолкнуть Австрию и южногер- манские государства к борьбе против Пруссии. Война с Франци- ей, по его мнению, должна была вызвать в германских государст- вах общенациональное движение за ускорение полного объедине- ния Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогерманского союза в более централизованное государство под главенством Пруссии.
Расчеты Бисмарка оказались точными. Спровоцировав Францию на объявление войны и выставив ее агрессором, Бис-
313
марк добился желаемых результатов. Германские государства объединились вокруг Пруссии, а военные победы привели к тому, что монархи всех германских государств обратились к прусскому королю с просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871 г. Германия, в состав которой вошли и южногерманские го- сударства (Бавария, Вюртемберг, Гессен-Дармштадт и Баден), была провозглашена империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвер- дил новую Конституцию.
Конституция Германской империи 1871 г. По форме государ- ственного устройства Германия становилась федерацией. Она со- стояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 вели- ких герцогств, 4 герцогств, % княжеств, 3 вольных городов) и им- перской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной от Франции.
По форме правления Германия стала конституционной мо- нархией. Германским штъръхо^ом-кайзером был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной буржуазией.
Законодательная власть по Конституции вверялась парла- менту, состоявшему из двух палат.
Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назна- чались правительствами союзных государств, а нормы представи- тельства определялись самой Конституцией. Из 58 мест в Союз- ном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксо- нии и Вюртенбергу, по 3 - Бадену и Гессену, остальным членам союза по одному месту.
Нижняя палата -рейхстаг-избиралась на 3 года (с 1887 г. на 5 лет) «посредством всеобщих и прямых выборов с тайной пода- чей голосов».
Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось «согласие боль- шинства и в том и в другом собрании» (ст. 5). При этом к компе- тенции парламента Конституция относила:
вопросы гражданства;
налоговое, таможенное и торговое законодательство;
единую денежную систему, системы мер и весов;
основы законодательства в области судопроизводства, уго- ловного и гражданского права;
проблемы авторского, патентного, банковского права;
законодательство о транспорте и связи;
военное законодательство и внешнеполитические отноше- ния.
314
Кроме законодательных полномочий верхняя палата облада- ла и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конститу- ционных обязанностей (ст. 7, 19, 24).
Во главе исполнительной власти стоял император, который и являлся главой государства. Он обладал весьма широкой компе- тенцией:
- назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя Союзного совета - канцлера;
-имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением;
-выступал представителем империи в международных отно- шениях (заключал мир, подписывал международные договоры, с согласия союзного совета объявлял войну;
являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил;
контролировал деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, закрывать Союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать рейхстаг.
Особое место в системе исполнительной власти принадлежа- ло канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер обладал обширными полномочиями. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй