logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 3. Государственный строй

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельче- ское, тем не менее, в правовых документах отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Варны заслоняют собой классы.

Процесс образования и развития государственных органов в Индии был длительным. Органы власти вырастали из племенных органов управления. Верховная власть была у наследственного царя. Наследник престола определялся из числа сыновей, и объ- являлось это решение заранее, при жизни правителя (раджи).

Важнейшей особенностью политической организации древ- неиндийского общества было то, что право законотворчества на- ходилось у брахманских школ, придававших каждому норматив- ному акту религиозное звучание. Однако вряд ли можно принять

36

на веру то, что раджа не имел влияния на законодательную дея- тельность.

Шаг за шагом складывался аппарат государственного управ- ления, приобретавший черты восточной деспотии. Образовались три ведомства: финансовое (сбор налогов), военное и ведомство публичных работ (строительство оросительных каналов, водо- емов, дамб).

Дошедшее до нас со времен империи Маурья политическое сочинение Артхашастра так определяет роль и место царя: он должен контролировать отчеты о доходах и расходах, выслуши- вать своих советников, назначать высших должностных лиц, по- лучать секретную информацию от шпионов, проводить смотры армии и т.д. Основными отраслями управляли сановники: коман- дующий армией, главный жрец, главный советник царя по вопро- сам права. Роль первого министра исполнял главный мантрин, которому и подчинялась вся армия чиновников.

Для управления провинциями направлялись чиновники, в обязанность которых входило наблюдение за сельхозработами, ирригационными сооружениями и реками, поддержание дорог. Основной же обязанностью провинциального чиновника был сбор налогов. Тюрьмы были в ведении особых учреждений.

Суд не был отделен от администрации. Управитель области был одновременно и судьей. В сельской общине суд вершил ста- роста по целому ряду незначительных дел.

В селе было несколько должностных лиц. Староста осуществ- лял общий надзор за жизнью села, улаживал споры обывателей, отправлял правосудие, собирал налоги. Другой чиновник следил за состоянием урожая, третий - собирал сведения о преступлениях и проступках, следующий - охранял урожай. Специальный чи- новник заведовал водоемами и распределял воду общинникам. Брахман вел дела культа. В селе был школьный учитель и непре- менно астролог.

В Индии существовала десятичная система. В ее основе лежит объединение сел в десятки, двадцатки, сотни и тысячи. Начальник тысячи подчинялся только царю.

В состав империи Маурья вхвдили завоеванные государства, различные княжества. За ними была сохранена относительная ав- тономия. Для наблюдения за подобными административными единицами направлялись царевичи или близкие родственники ца- ря.

Появление каст. Достигнув наибольшего расцвета при царе Ашоке, империя Маурья после его смерти стала распадаться. До- рогу себе пробивают феодальные отношения. И в этот период в Индии складывается кастовый строй. Касты первоначально обра- зовались внутри непривилегированных варн (вайшьи и шудры).

37

Они представляли собой замкнутые общественные группы, кото- рые различались по их профессиональным занятиям. Появились касты купцов, земледельцев, скотоводов, домашней прислуги, ре- месленников. Люди этих каст пожизненно прикреплялись к своим профессиям и передавали свои знания, свой опыт, смекалку своим детям.

И, наконец, существовала каста «неприкасаемых». Она по- полнялась из отпущенных на волю рабов, преступников, из людей «без рода и племени». Уделом неприкасаемых было занятие по- денной работой, ремесло могильщика и т.д. Общение с ними было запрещено для всякого, кто принадлежал к «чистым» кастам.

В Индии, как ни в одной другой стране древнего мира, со- словные различия приняли законченные формы варн и каст. Эта особенность может быть объяснена тем, что оформление классо- вых отношений в большей части Северной Индии происходило одновременно с освоением долины Ганга, массовыми передвиже- ниями племен и постоянными их столкновениями между собой. В этих условиях общественная дифференциация происходила зачас- тую не столько внутри рода или племени, сколько между ними. Поэтому такие родоплеменные институты и представления, как табу, ритуальная чистота и т.д., оказались очень живучими и ос- тавили свой отпечаток и на оформлении сословных различий.

Важным фактором, способствовавшим сохранению обычаев и традиции, следует считать также обширный племенной мир, ок- ружавший основные очаги цивилизации. Это мир с трудом вклю- чался в классовое общество и изо всех сил стремился сохранить устаревшие общественные явления, веками выработанные поряд- ки.

И еще одно обстоятельство. В условиях этнической пестроты, частых распадов одних государств, племенных союзов и образо- вания других господствующие слои многоэтнического общества стремились сохранить единство сословий. Таким образом обеспе- чивались привилегии высших варн, возможность поддерживать классовую и сословную солидарность при всех возможных изме- нениях в соотношении сил между племенами, границ между госу- дарствами.

И, наконец, развитие общественного неравенства привело к тому, что знатным родам одного племени стали ближе и «роднее» такие же по знатности роды другого племени, чем собственные соплеменники. Такое же объяснение можно отнести к кастовым структурам.

Абсолютно закостенелой сословная структура в Древней Ин- дии никогда не была. Становление и развитие классов с их клас- совыми противоречиями давали о себе знать.

38