§ 3. Общественный и государственный строй.
Афины оставались рабовладельческим государством. Основ- ную массу людей труда составляли рабы. Что касается свободно- го населения, то имущественное расслоение в нем было значи- тельным. В Афинах проживала огромная масса свободной бедно- ты. Это ремесленники, земледельцы, люмпен - пролетариат. Имущие тоже не были однородны. В их среде наблюдается деле- ние на землевладельческую аристократию и торгово- промышленные круги (судовладельцы, хозяева мастерских, руд- ников, купцы и т.п.).
72
Свободное население состояло из: 1) полноправных граждан; 2) метэков, т.е. иностранцев; 3) вольноотпущенников. Всей сово- купностью гражданских и политических прав, привилегиями пользовались только полноправные граждане, рожденные от афинянина и афинянки. При внешнем равенстве свободных граж- дан их положение в обществе определяло имущественное состоя- ние. Занятие физическим трудом для гражданина считалось позо- ром, исключение составлял труд земледельца, скульптора, архи- тектора и т.д.
Позорящие профессии были уделом метэков, вольноотпу- щенников и рабов.
Метэки - это чужеземцы, проживающие в Афинах продолжи- тельное время. Как правило, это граждане других греческих горо- дов. Правом гражданства они не пользовались. Они не участвова- ли в народном собрании, суде, не занимали государственные должности. Их браки с афинянами не считались законными. Ме- тэки выполняли все повинности, облагались налогами, и привле- кались к военной службе. Многие метэки обладали значительным состоянием.
По своему правовому положению к метэкам приравнивались вольноотпущенники.
Рабы составляли собственность господ, они были вещами, а не лицами. В Афинах число рабов доходило до 400 000 при 21 000 граждан и 10 000 метэков. Были рабы частных лиц и госу- дарственные. Из рабов составлялась полицейская стража, они ох- раняли порядок в народном собрании, в судах и общественных местах. Однако основным местом работы для них были камено- ломни, рудники, земледелие, ремесленные мастерские. Источни- ками рабства были: плен, покупка рабов на невольничьих рынках, рождение от рабов. Господин мог наказать раба только плетью. Смертную казнь ему мог определить только суд.
Афины были городом - государством (полисом) и были весь- ма небольшими по своей территории. Высшими органами госу- дарственной власти были: Совет - булэ; народное собрание; вы- борные должностные лица (стратеги, архонты); ареопаг и гелиэя.
Булэ состоял из 500 членов - булевтов. Они избирались жре- бием в каждой филе (по 50 членов от, каждой). Все избранные ли- ца подвергались докимасии, т.е. своеобразному экзамену, где вы- являлся образ жизни и поведения булевта. По окончанию срока каждый член Совета держал отчет о своей работе в своей филе.
На Совет возлагалось приведение в исполнение решений на- родных собраний. Он определял источники доходов в казну и контролировал расходы, производил взыскание государственных долгов и т.д. Под надзором Совета была конница и флот.
73
Совет занимался международными делами. На нем лежала забота о святилищах, об устройстве празднеств, о государствен- ных постройках. Совет имел право требовать отчеты от должно- стных лиц.
Естественно, вести оперативные дела в таком многолюдном собрании было невозможно. Поэтому Совет 500 делился на 10 комиссий (пританий), в каждую из которых входило по 50 пред- ставителей одной из десяти фил. Каждая притания находилась у власти одну десятую часть года. Очередность правления пританий определялась жребием.
Народное собрание созывалось четыре раза в месяц и прохо- дило на главной площади. Посещать его имели право только пол- ноправные граждане Афин. Метэкам, рабам, женщинам вход в собрание был закрыт. Реальную возможность посещать собрание имели жители самого города и ближайших селений. Крестьяне, занятые сельхозработами, посещали собрание крайне редко. По- этому для принятия исключительно важных решений был уста- новлен кворум в 6 000 человек. Повестка дня объявлялась заранее. Одно собрание было посвящено проверке деятельности должно- стных лиц, на других обсуждались вопросы состояния урожая, обороны, продовольственного снабжения, заслушивания заявле- ний граждан и т.д. В главном собрании шестой пританий ставился вопрос о необходимости подвергнуть кого-либо остракизму. По необходимости созывали чрезвычайные собрания.
Самым основным делом народного собрания было законода- тельство. Формально каждый гражданин имел право предложить законопроект с трибуны собрания, которой служил большой ка- мень. Собрание открытым голосованием решало, считает ли оно необходимым вносить изменения в действующее законодательст- во. Если автора законопроекта поддержало собрание, он имел возможность представить свой законопроект в Совет пятисот, ко- торый и давал свое заключение на проект. Одновременно текст нового законопроекта выставлялся на площади для всеобщего обозрения. При положительной оценке проекта Советом, он воз- вращался в народное собрание, которое назначало пять защитни- ков старого закона. После всего этого процесса проект передавал- ся в суд присяжных (гелиэю), где дело разбиралось в форме судеб- ного процесса: предлагавший новый закон выступал в роли обви- нителя старых законов, а 5 представителей собрания - в роли их защитников. В случае одобрения законопроекта гелиэей он стано- вился законом.
Автор законопроекта нес уголовную ответственность в тех случаях, когда предложенный им закон противоречил сущест- вующему общественному и государственному строю. Возбудить обвинение против автора мог любой гражданин. И если судьи
74
признавали обвинение правильным, то внесший предложение подвергался денежному штрафу, а иногда и смертной казни. Та- кая процедура по прохождению закона называлась «графэ пара- номом». Тот, кто был трижды осужден по графэ параномом, впредь лишался права вносить какие-либо предложения в народ- ные собрания.
Дискуссии в народном собрании принимали часто весьма острые формы. Аристократическая и демократическая партии за- ранее готовили своих ораторов, применяли разнообразные фор- мы воздействия на массы - подкуп, лесть, обман, шантаж и т.п.
Тон в собрании задавали богатые, экономически независи- мые люди. Не имея утвержденного регламента, тем не менее суще- ствовали следующие требования к ораторам: а) не касаться во- просов к делу не относящихся; б) не повторяться; в) не позволять оскорбительных выпадов. Искусство оратора высоко ценилось, поэтому оно было предметом специального изучения.
Гелиэя - суд присяжных по своей значимости следовала за на- родным собранием. Между этими органами были поделены функ- ции законодателя. Последнее же слово принадлежало гелиэе. Как было отмечено выше, она состояла из 6 000 членов и делилась на 10 секций (дискастерий) в составе 600 членов каждая. Каждая дис- кастерия избиралась по жребию в каждой из 10 фил. Круг дел, подлежащих рассмотрению, определялся утром того дня, когда должно было проходить заседание суда. После этого по жребию определялась одна из 10 секций, которая и должна была рассмат- ривать дела этого дня.
Гелиэя рассматривала жалобы на решения других судебных инстанций и была первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях. Она осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц и утверждала их отчеты. И, на- конец, ей принадлежало право окончательного утверждения ре- шений народного собрания.
Должностные лица. Высшими должностными лицами до ре- формы Клисфена были девять архонтов. Однако их роль была сведена к рассмотрению судебных дел и отправлению религиоз- ных обрядов.
Как единая коллегия архонты^выступали в качестве коллек- тивного председателя в народном собрании, когда решался во- прос об остракизме. Обычно каждый архонт действовал само- стоятельно.
Первый архонт назывался архонтом - эпонимом. В его ком- петенцию входило предварительное рассмотрение некоторых се- мейных дел, направляемых им для окончательного решения в суд (дела о дурном обхождении детей с родителями, о плохом обра-
75
щении с сиротами, с наследницей, о расточительстве и др.). На нем лежала забота о проведении ряда празднеств.
Второй архонт - базилевс осуществлял надзор за религиоз- ным культом. Он председательствовал в ареопаге.
Полемарх - преемник Военного вождя. От его былых функ- ций предводителя греческого ополчения остались лишь воспоми- нания. Он совершал жертвоприношения и устраивал надгробные состязания в честь павших воинов.
Остальные шесть архонтов составляли коллегию фесмофетов. Это были судьи по различным делам. Коллегия десяти стратегов выбиралась народным собранием. Они считались равными между собой, но во время войны главное командование поручалось од- ному из них, опять же по йыбору народного собрания. Должность стратега не оплачивалась и поэтому ее замещали знатные и бога- тые люди.
В основу деятельности должностных лиц были положены принципы выборности, подотчетности и коллегиальности.
Судебные органы. Древнейшим судебным органом был арео- паг. Позднее образовался суд эфетов. При Солоне была создана гелиэя. Были и специальные суды, предназначенные для отдель- ных категорий дел.
О гелиэе было сказано выше. Суд эфетов рассматривал дела о неумышленных убийствах, об увечьях и дела об убийстве метэков, убийствах при самообороне, убийстве вора на месте преступле- ния, убийство любовника жены и др.
Коллегии одиннадцати были подсудны дела разбойников, ночных и карманных воров, похитителей граждан. Имуществен- ные споры слушались в суде «сорока мужей».
Кризис афинской демократии. В 431 г. началась Пелопонес- ская война - междоусобная борьба Афинского морского союза со Спартой, которая была во главе Пелопонесского союза. Война шла с переменным успехом. Аристократы в Афинах всячески под- держивали Спарту. В самый критический момент для армии афи- нян в 411 г. до н.э. в Афинах был совершен олигархический пере- ворот. Вся власть перешла к новому органу - Совету четырехсот. Начались аресты, казни. Однако этот строй продержался около четырех месяцев. Поднялось недовольство народа и армии. По- следовало восстановление демократии в ее прежнем виде. Участ- ники правительства четырехсот были привлечены к судебной от- ветственности.
Пелопонесская война привела в конечном счете к поражению Афин, чему способствовала военная помощь Спарте со стороны Персии. В 404 г. до н.э. Афины вынуждены были заключить мир на кабальных для себя условиях. Все демократические институты были уничтожены, а власть оказалась у «коллегии тридцати». Ее
76
правление ознаменовалось неслыханным террором. Казнены ты- сячи людей. Политическими правами была наделена всего одна тысяча человек, наиболее богатых. Из их числа формировался совет из 500 членов и ему принадлежала вся власть. Фактически же управляла небольшая группа членов «тридцати» во главе с ре- акционером Критием.
Крушение демократии было не только результатом военного поражения. Само это поражение было результатом тех методов, с помощью которых Афины управляли своими союзниками. Здесь сказалось и недовольство простого народа, который беднел на фоне огромных богатств верхушки общества. Чтобы добыть себе пропитание многие афиняне нанимаются в чужеземные войска, особенно в странах Востока, где их охотно приглашали на служ- бу.
В Афинах резко сократилась возможность денежных раздач, что не могло не усилить недовольство широких масс народа, ли- шенного средств существования, но по-прежнему презиравшего какой-либо труд.
«Не демократия, - писал Ф. Энгельс, - привела Афины к ги- бели, как это утверждают европейские школьные педанты, ви- ляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным».1
Во второй половине IV в. до н.э. на Балканах приобретает большую силу наиболее отсталая из всех государств Македония. В 338 г. до н.э. в битве при Херронее македонская армия одержала победу над греческими войсками, и было положено начало гос- подству македонской монархии над всей Элладой. Во II в. н.э. территория Афин становится частью римской провинции.
Всякое покоящееся на рабстве производство и всякое осно- вывающееся на нем общество гибнут от этого противоречия. Раз- решение его дается насильственным покорением гибнущего обще- ства другим, более сильным (Греция покорена Македонией, а позже Римом). Происходит лишь перемещение центра, и весь процесс повторяется на более высокой стадии, пока, наконец, не происходит завоевание таким народом, который вместо рабства вводит новый способ производства.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй