§ 2. Общественный строй
Чего-либо исключительного в образовании государства в Индии не было. Однако этот процесс имел ту особенность, что в Древней Индии образование государства сопровождалось обо- соблением определенных общественных групп, которые со време- нем превратились в замкнутые сословия - варны. О существова- нии четырех варн повествует Ригведа.
К первой варне относилась жреческая знать - брахманы. Ря- дом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные закли- нания вед. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая свои знания из поколения в поколение. Жрецы эти как хранители обычаев, традиций и сверхъестественной мудрости были как бы судьями племени, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся поряд- ков.
Знатные роды, в которых исполнение жреческих обязанно- стей стало профессией, и составили варну брахманов. Формиро- ванию жреческой верхушки брахманов, способствовала монопо- лизация ими на определенном этапе исторического развития от- правления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде, выработ- ка законов и предписаний.
Царские роды, военная знать образовали варну кшатриев (наделенных могуществом). В эту категорию первоначально вхо-
2 Зак. 196
33
дили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных пле- мен эта варна пополнялась местными вождями. В маурийский пе- риод к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, по- литическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к кате- гории привилегированных наемных воинов. Кшатрии являлись полновластными распорядителями богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов - пленников.
Две последние варны были варнами непривилегированных.
К третьей варне относилась основная масса крестьян - об- щинников, и она получила название вайшьи (общинник, домохо- зяин). Название этой варны произошло от слова «виш» - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда - подлин- ный демос.
Разложение первобытно-общинного строя, постоянные столкновения племен, усиление имущественного неравенства - вот основные причины того, что появилась четвертая варна - шудры, или «отбившиеся от своего племени люди», словом, люди, стоявшие за пределами общинной организации и, следовательно, лишенные земли как основного средства производства.
Однако шудра не был рабом. Несмотря на свое угнетенное и бесправное положение путь к богатству для него не был закрыт. Среди шудр можно было встретить и ремесленников, и ростовщи- ков, и домовладельцев. Шудра имел семью, и дети могли наследо- вать его имущество. Была установлена ответственность за убийст- во шудры, но в 16 раз меньшая, чем за неосторожное убийство брахмана.
Как бы ни было велико преступление брахмана, ему грозило лишь острижение головы, или он мог очиститься, сотворив мо- литву. Шудра же, позволивший себе только осудить брахмана, наказывался мучительной смертью: ему вливали в рот кипящее масло.
Переход из одной варны в другую был запрещен. Положение варн было закреплено обычаем, впоследствии и законом. Поли- тическая власть была сосредоточена в руках брахманов и кшатри- ев, у них находились основные богатства. Шудра рассматривался как созданный для вечного служения брахману. А если не было рядом брахмана, то следовало служить кшатрию.
У древних народов социальное превосходство одних членов общества обычно осознавалось как их качественное превосходст- во и, как правило, облекалось в религиозную форму. Об этом и свидетельствует индийский миф о происхождении варн. Брахма- ны, говорилось в нем, произошли из уст бога Брахмы, поэтому боги вещали устами брахманов - исполнителей всех ритуальный действий, посредством которых люди общаются с богами и полу-
34
чают их благоволение. Брахманы были создателями и толковате- лями законов, но они не вмешивались в дела исполнительной и военной власти, которая была в руках кшатриев.
Хотя кшатрии в социальной иерархии стояли ниже брахма- нов, реальное положение их в обществе было первостепенным. Сама государственная власть, военная сила, богатства находились в распоряжении кшатриев.
Они знали о претензиях брахманов на святость и особое по- ложение в обществе, но это не мешало им держать власть в своих руках. Ведущую роль в военных действиях играли отряды хоро- шо вооруженных и подготовленных царских дружинников - кшатриев, сражавшихся на колесницах, слонах и в конном строю. Основную же массу воинов - пехотинцев составляли вайшьи - крестьяне-общинники.
В древних источниках всячески подчеркивалась вечность и нерушимость системы варн. Однако эти принципы не следует принимать на веру как абсолютно ненарушимые. Запрет на пере- ход их одной варны в другую на практике нередко нарушался. Даже в варну брахманов проникали люди сомнительного (с точки зрения самих брахманов) происхождения.
Нарушались и брачные запреты, согласно которым бракосо- четание молодых должно происходить в рамках одной варны. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине низшей варны не возбранялась.
Важнейшим обрядом, подчеркивавшим различие между чле- нами трех высших варн и шудрами, было посвящение (упанаяна), считавшееся вторым рождением по своему значению. Вот почему люди трех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи) назывались дважды рожденными (джиджати) в отличие от единожды рожденных (якаджати) - шудр.
Такой индийский обряд есть не что иное, как известная мно- гим первобытным обществам инициация, или прием в полно- правные члены общины возмужавшего соплеменника. Однако ин- дийское посвящение производилось не после периода ученичества или достижения совершеннолетия, как у многих других народов, а до него и открывало период обучения и возмужания.
Жизнь дважды рожденного должна была состоять из четырех периодов (ашрам). В первом периоде он становился учеником, во втором - домохозяином, в третьем - лесным отшельником, в чет- вертом - бродячим аскетом.
Существование последних двух ашрам, близких по характеру, было, вероятно, пережитком тех времен, когда член рода, поте- рявший трудоспособность и становившийся в тягость соплемен- никам, должен был оставить свой род и семью. Со временем та-
35
кой поступок стал считаться благочестивым и приобрел религи- озный характер.
С ростом материального благосостояния переход в третью и особенно четвертую ашраму происходил все реже, и престарелые все чаще оставались в семье, окруженные всеобщим уважением.
За рамками указанных варн находились те, кого называли «самыми низкими из людей». К ним относились люди, родившие- ся от строго запрещенных союзов представителей различных варн. Их называли чандалами. Они жили вне селений. Платьем их должно было быть платье мертвых, и они должны были кочевать с места на место.
И, наконец, на самой низшей ступеньке в индийском общест- ве находились рабы. Общепризнано, что рабский труд не играл значительной роли в сельском хозяйстве, ремеслах. В отличие от Древней Греции, Древнего Рима, да и Египта индийские рабы могли иметь семью, свое имущество, которое передавалось по на- следству. И все-таки Древняя Индия была рабовладельческим го- сударством, где при всех особенностях системы варн основными антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы. По- следние были не более чем говорящими орудиями труда. Госпо- дин имел право распоряжаться жизнью и смертью своего раба. Единственное, за что рабы могли благодарить милосердных бо- гов, это за то, что их не сжигали на костре. Если им и сохраняли жизнь, то она сгорала в огне эксплуатации, что побуждало «дважды рожденных» воспевать рабство в своих гимнах. Плене- ние не было единственным источником рабства. Обращали в раб- ство за долги, за совершенное преступление, а также продавали в рабство жен и детей.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй