logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Общественный строй

Чего-либо исключительного в образовании государства в Индии не было. Однако этот процесс имел ту особенность, что в Древней Индии образование государства сопровождалось обо- соблением определенных общественных групп, которые со време- нем превратились в замкнутые сословия - варны. О существова- нии четырех варн повествует Ригведа.

К первой варне относилась жреческая знать - брахманы. Ря- дом с вождями индоариев находились их жрецы, провидцы и одержимые, в порыве вдохновения изрекавшие священные закли- нания вед. Они происходили из определенных родов и составляли замкнутые ассоциации, члены которых строго оберегали свои тайны от непосвященных, передавая свои знания из поколения в поколение. Жрецы эти как хранители обычаев, традиций и сверхъестественной мудрости были как бы судьями племени, обеспечивавшими поддержание издавна установившихся поряд- ков.

Знатные роды, в которых исполнение жреческих обязанно- стей стало профессией, и составили варну брахманов. Формиро- ванию жреческой верхушки брахманов, способствовала монопо- лизация ими на определенном этапе исторического развития от- правления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. По официальным представлениям, брахман - высший из людей. Его занятие - изучение священных книг, участие в суде, выработ- ка законов и предписаний.

Царские роды, военная знать образовали варну кшатриев (наделенных могуществом). В эту категорию первоначально вхо-

2 Зак. 196

33

дили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных пле- мен эта варна пополнялась местными вождями. В маурийский пе- риод к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, по- литическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к кате- гории привилегированных наемных воинов. Кшатрии являлись полновластными распорядителями богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов - пленников.

Две последние варны были варнами непривилегированных.

К третьей варне относилась основная масса крестьян - об- щинников, и она получила название вайшьи (общинник, домохо- зяин). Название этой варны произошло от слова «виш» - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда - подлин- ный демос.

Разложение первобытно-общинного строя, постоянные столкновения племен, усиление имущественного неравенства - вот основные причины того, что появилась четвертая варна - шудры, или «отбившиеся от своего племени люди», словом, люди, стоявшие за пределами общинной организации и, следовательно, лишенные земли как основного средства производства.

Однако шудра не был рабом. Несмотря на свое угнетенное и бесправное положение путь к богатству для него не был закрыт. Среди шудр можно было встретить и ремесленников, и ростовщи- ков, и домовладельцев. Шудра имел семью, и дети могли наследо- вать его имущество. Была установлена ответственность за убийст- во шудры, но в 16 раз меньшая, чем за неосторожное убийство брахмана.

Как бы ни было велико преступление брахмана, ему грозило лишь острижение головы, или он мог очиститься, сотворив мо- литву. Шудра же, позволивший себе только осудить брахмана, наказывался мучительной смертью: ему вливали в рот кипящее масло.

Переход из одной варны в другую был запрещен. Положение варн было закреплено обычаем, впоследствии и законом. Поли- тическая власть была сосредоточена в руках брахманов и кшатри- ев, у них находились основные богатства. Шудра рассматривался как созданный для вечного служения брахману. А если не было рядом брахмана, то следовало служить кшатрию.

У древних народов социальное превосходство одних членов общества обычно осознавалось как их качественное превосходст- во и, как правило, облекалось в религиозную форму. Об этом и свидетельствует индийский миф о происхождении варн. Брахма- ны, говорилось в нем, произошли из уст бога Брахмы, поэтому боги вещали устами брахманов - исполнителей всех ритуальный действий, посредством которых люди общаются с богами и полу-

34

чают их благоволение. Брахманы были создателями и толковате- лями законов, но они не вмешивались в дела исполнительной и военной власти, которая была в руках кшатриев.

Хотя кшатрии в социальной иерархии стояли ниже брахма- нов, реальное положение их в обществе было первостепенным. Сама государственная власть, военная сила, богатства находились в распоряжении кшатриев.

Они знали о претензиях брахманов на святость и особое по- ложение в обществе, но это не мешало им держать власть в своих руках. Ведущую роль в военных действиях играли отряды хоро- шо вооруженных и подготовленных царских дружинников - кшатриев, сражавшихся на колесницах, слонах и в конном строю. Основную же массу воинов - пехотинцев составляли вайшьи - крестьяне-общинники.

В древних источниках всячески подчеркивалась вечность и нерушимость системы варн. Однако эти принципы не следует принимать на веру как абсолютно ненарушимые. Запрет на пере- ход их одной варны в другую на практике нередко нарушался. Даже в варну брахманов проникали люди сомнительного (с точки зрения самих брахманов) происхождения.

Нарушались и брачные запреты, согласно которым бракосо- четание молодых должно происходить в рамках одной варны. Женитьба мужчины более высокой варны на женщине низшей варны не возбранялась.

Важнейшим обрядом, подчеркивавшим различие между чле- нами трех высших варн и шудрами, было посвящение (упанаяна), считавшееся вторым рождением по своему значению. Вот почему люди трех варн (брахманы, кшатрии, вайшьи) назывались дважды рожденными (джиджати) в отличие от единожды рожденных (якаджати) - шудр.

Такой индийский обряд есть не что иное, как известная мно- гим первобытным обществам инициация, или прием в полно- правные члены общины возмужавшего соплеменника. Однако ин- дийское посвящение производилось не после периода ученичества или достижения совершеннолетия, как у многих других народов, а до него и открывало период обучения и возмужания.

Жизнь дважды рожденного должна была состоять из четырех периодов (ашрам). В первом периоде он становился учеником, во втором - домохозяином, в третьем - лесным отшельником, в чет- вертом - бродячим аскетом.

Существование последних двух ашрам, близких по характеру, было, вероятно, пережитком тех времен, когда член рода, поте- рявший трудоспособность и становившийся в тягость соплемен- никам, должен был оставить свой род и семью. Со временем та-

35

кой поступок стал считаться благочестивым и приобрел религи- озный характер.

С ростом материального благосостояния переход в третью и особенно четвертую ашраму происходил все реже, и престарелые все чаще оставались в семье, окруженные всеобщим уважением.

За рамками указанных варн находились те, кого называли «самыми низкими из людей». К ним относились люди, родившие- ся от строго запрещенных союзов представителей различных варн. Их называли чандалами. Они жили вне селений. Платьем их должно было быть платье мертвых, и они должны были кочевать с места на место.

И, наконец, на самой низшей ступеньке в индийском общест- ве находились рабы. Общепризнано, что рабский труд не играл значительной роли в сельском хозяйстве, ремеслах. В отличие от Древней Греции, Древнего Рима, да и Египта индийские рабы могли иметь семью, свое имущество, которое передавалось по на- следству. И все-таки Древняя Индия была рабовладельческим го- сударством, где при всех особенностях системы варн основными антагонистическими классами были рабовладельцы и рабы. По- следние были не более чем говорящими орудиями труда. Госпо- дин имел право распоряжаться жизнью и смертью своего раба. Единственное, за что рабы могли благодарить милосердных бо- гов, это за то, что их не сжигали на костре. Если им и сохраняли жизнь, то она сгорала в огне эксплуатации, что побуждало «дважды рожденных» воспевать рабство в своих гимнах. Плене- ние не было единственным источником рабства. Обращали в раб- ство за долги, за совершенное преступление, а также продавали в рабство жен и детей.