logo
Чибиряев ИГиПЗС

§ 1. Веймарская республика

К осени 1918 г. в Германии сложилась революционная ситуа- ция, а 3 ноября началась революция, вошедшая в историю как Ноябрьская революция.

Эта революция была результатом последствий, вызванных войной, которую вела Германия. Война истощила людские и ма- териальные ресурсы страны, и Германия вступила в полосу глубо- кого экономического и политического кризиса (сменила четырех канцлеров за один год). Уже к февралю 1917 г. немецкие потери на фронте составили 1,5 млн. человек убитыми, 3 млн. искалечен- ными и раненными, 0,5 млн. пропавшими без вести. Народ устал от войны и бедствовал. В тылу и на фронте свирепствовал голод. Зима 1916-1917 гг. запомнилась немцам как «брюквенная», так как преимущественной пищей подавляющего большинства насе- ления в то время были брюква и репа. В годы войны изменилась и внутриполитическая ситуация. Буржуазные партии, составлявшие основу правящих коалиций в предвоенный период, стали терять свое влияние. К концу войны в стране практически была установ- лена военная диктатура. Вся полнота власти оказалась в руках главнокомандующего, фельдмаршала Пауля Гинденбурга и гене- рал-квартирмейстера Эриха Людендорфа, возглавлявшего систе- му военного управления. В это же время начало расти влияние радикальных оппозиционных политических сил. Социал-

396

демократическая партия Германии, возглавляемая Фридрихом Эбертом и Филлипом Шейдеманом, выступала против революци- онного экстремизма, но в то же время отказывалась поддерживать военно-монархический режим. Целями ее были созыв учредитель- ного собрания и демократическое реформирование государствен- но-правового механизма страны. На революционных позициях стояла Независимая социал-демократическая партия Германии (НСДПГ), образованная в 1917 г. НСДПГ призывала пролетариат Германии к социалистической революции. Из рядов НСДПГ вы- делился политический союз «Спартак», тяготевший к опыту рос- сийских большевиков. Руководили этим союзом Карл Либкнехт и Роза Люксембург. Уже в ходе революции, 30 декабря 1918 г. со- стоялась конференция союза «Спартак» и движения левых ради- калов, на которой было провозглашено создание Коммунистиче- ской партии Германии.

Мощное влияние на развитие событий в Германии оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. Под ее воз- действием * Германии в 1918 г. все настойчивее стали звучать ло- зунги социалистической революции: социализации собственно- сти, национализации банков, шахт, крупного землевладения, пе- рехода всей власти в руки рабочих и солдатских Советов. Но эти лозунги, однако, не разделялись ни большинством немецкого на- рода, ни большинством рабочего класса, находившимся под стой- ким влиянием реформистской социал-демократической идеоло- гии.

Доминирующие лозунги ноябрьской революции: прекраще- ние войны, уничтожение монархии, создание демократической парламентской республики, устранение политического господства милитаристских сил юнкерства и воинствующих кругов крупной буржуазии, ликвидация полуфеодального юнкерско-помещичьего землевладения, закрепление социальных прав трудящихся - не выходили за буржуазно-демократические рамки.

Германская революция началась 3 ноября 1918 г. восстанием военных моряков в г. Киле, в ходе которого и были созданы пер- вые рабочие и солдатские Советы. Крупнейшие города Германии: Бремен, Гамбург, Лейпциг, Мюнхен -«поддержали восставших. 9 ноября восстали трудящиеся Берлина. Кайзер Вильгельм II отрек- ся от престола и бежал в Голландию. Во всех немецких землях правящие династии были лишены власти. Германская империя перестала существовать.

10 ноября было созвано общее собрание представителей ра- бочих и солдатских депутатов, которое избрало Исполнительный комитет Берлинского Совета и сформировало правительство рес-

397

публики - Совет народных уполномоченных (СНУ). Правитель- ство возглавил лидер правых социал-демократов Ф. Эберт.

В течение ноября почти на всей территории Германии были образованы Советы рабочих и солдатских депутатов. Однако Со- веты не явились подлинными революционными органами, так как руководство в них захватили правые социал-демократы, которые пошли на сговор с контрреволюцией. Руководство социал- демократии вынуждено было согласиться со свержением монар- хии, но не допустило слома буржуазно-юнкерского государствен- ного аппарата, превращения Советов в органы пролетарской вла- сти, проведения аграрной реформы, а также социализации про- мышленности и банков.

В декабре 1918 г. состоялся первый Всегерманский съезд Со- ветов. Большинство делегатов на нем были правыми социал- демократами. Это явилось причиной того, что съезд отверг пред- ложение объявить Германию социалистической республикой и передать власть в руки Советов. На съезде была принята резолю- ция о созыве Учредительного Национального собрания. Съезд избрал Центральный совет с формальным правом контролиро- вать революционное правительство, но фактически он не имел действенных полномочий.

После съезда правительство Эберта приняло меры к подавле- нию революционного движения. В провокационных целях прави- тельство объявило об увольнении популярного в массах члена Независимой социал-демократической партии Э. Эйхгорна. Сде- лано это было для того, чтобы подтолкнуть к*восстанию еще не готовых к этому берлинских рабочих. Руководящий центр восста- ния - Революционный комитет Берлина объявил правительство Эберта низвергнутым и принял на себя функции правительства. Однако, несмотря на требование К. Либкнехта действовать быст- ро, Революционный комитет медлил, что позволило контррево- люции стянуть к Берлину верные им войска и расправиться с вос- ставшими. Был разгромлен штаб немецких коммунистов, зверски убиты основатели Коммунистической партии Германии Карл Либкнехт и Роза Люксембург.

Январскими боями 1919 г. в Берлине революция в Германии фактически была подавлена. Вскоре были подавлены революци- онные выступления пролетариата и в других промышленных цен- трах Германии (Рейнско-Вестфальской области, Саксонии, Бава- рии и др.). Практически в течение марта-апреля возникшие в Гер- мании очаги Советской власти были разгромлены. В начале мая после героических боев пала Баварская Советская республика, просуществовав менее месяца.

Несмотря на наличие всех объективных условий для победы пролетариата, революция по своим результатам явилась буржуаз- 398

но-демократической. Основными причинами, в силу которых но- ябрьская революция не переросла в социалистическую, были не- достаточная политическая зрелость рабочего класса, находивше- гося под реформистским влиянием социал-демократии, отсутст- вие единства внутри рабочего класса и слабое знание революци- онного опыта рабочих России, предательская роль лидеров пра- вого крыла социал-демократической партии, слабость коммуни- стической партии Германии, отстранение от революции крестьян- ства (7 млн. человек, половина населения).

Каковы же итоги революции?

Во-первых, помещичье землевладение не было ликвидирова- но. Господство юнкеров-помещиков сохранилось.

Во-вторых, господствующие классы продолжали удерживать свои позиции в экономике. Осталась нерушимой и частная собст- венность.

В-третьих, не было изменено принципиально существо бур- жуазного государства, однако произошло изменение формы госу- дарственного правления, что явилось главным результатом но- ябрьской революции в Германии. Была ликвидирована монархия и создана парламентская Веймарская республика. При этом руко- водящее положение в государстве перешло от юнкеров- помещиков к промышленной и финансовой буржуазии.

В-четвертых, получили закрепление широкие политические и социальные права и свободы: всеобщее избирательное право, свобода слова, собраний, восьмичасовой рабочий день, право на организацию профсоюзов, коллективный договор. Были отмене- ны реакционные законы о кабальных формах эксплуатации кре- стьян и пр.

Установление революционных органов власти. 19 января 1919 г. были проведены выборы в Национальное собрание, и в феврале оно начало свою работу в качестве высшего легитимного представительного органа государственной власти, полномочия которого были подтверждены Центральным советом рабочих и солдатских Советов.

Национальное собрание приняло 10 февраля Закон о времен- ной имперской власти. Согласно закону закреплялись право и обязанность Национального (учредительного) собрания на созда- ние новой германской конституции. Конституция должна была закрепить парламентско-республиканский строй во главе с из- бранным на основе всеобщего избирательного права Националь- ным собранием. Главой государства согласно закону должен был стать президент, а главой правительства - министр-президент, имеющий право контрасигнации постановлений президента и от- ветственный перед Национальным собранием. Договоры об объе- динении в «Союз народов» немецких государств должны были

399

одобряться Национальным собранием и созданным ранее Коми- тетом германских государств, который и занял место бундесрата. Реализуя данный закон, Национальное собрание 11 февраля из- брало Эберта президентом республики. 13 февраля Шейдеман сформировал конституционное правительство. Началась спешная работа по подготовке конституции, которая должна была закре- пить завоевания революции.

Создание буржуазной республики было закреплено в Вей- марской конституции, принятой учредительным собранием 31 июля 1919 г. 11 августа 1919 г. Конституция вступила в силу.

Конституция отразила соотношение классовых сил в стране, сложившиеся к моменту ее обсуждения и принятия. С одной сто- роны, она отразила победу'сил реакции над трудящимися в ходе декабрьско-январских событий; с другой стороны, Конституция была уступкой пролетариату со стороны правящих классов.

Веймарская конституция являлась типичной буржуазной кон- ституцией. Она закрепила неприкосновенность частной капитали- стической собственности - основы капиталистических производ- ственных отношений (ст. 153). Конституция оформила создание мощного государственного аппарата, призванного защитить ка- питалистический базис, обеспечить господство буржуазии и юн- керства в новых условиях. Конституция провозгласила буржуаз- но-демократические принципы организации и де*ятельности клас- сового механизма республики (введение всеобщего избирательно- го права, «народного представительства» для империи и земель, самоуправление для общин, усиление единства страны на демо- кратических принципах, введение института народного голосова- ния), а также широкий перечень буржуазно-демократических прав и свобод.

Структурно Веймарская конституция, или, как она называ- лась официально, Конституция Германской Империи, состояла из двух больших разделов: «Устройство и задачи империи» - часть I и «Основные права и обязанности немцев» - часть II. Конститу- ция включала 181 статью.

I часть. Вопрос о форме правления не вызывал споров в Уч- редительном собрании. Он был предрешен в ходе революции, и подавляющее большинство буржуазии было за уничтожение мо- нархии. Ст. 1 провозгласила Германию республикой.

В вопросе о государственном устройстве был сделан несо- мненный шаг вперед по сравнению с бисмарковской конституцией 1871 г. Страна перестала быть федеральной монархией, объеди- няющей властителей союзных немецких государств, и стала респуб- ликой с федеративной формой государственного устройства. По Конституции в состав Германии входили 18 земель (15 республик и три вольных города), каждая из которых имела свою конституцию, 400 .

созывала свои законодательный орган - ландтаг и укомплектовы- вала правительство.

Однако германская федерация, по сути дела, была фикцией, на самом деле она мало чем отличалась от унитарного государст- ва. Подтверждением этому являются усиление роли центральных органов, дальнейшая централизация власти. Конституция закре- пила за империей практически неограниченные полномочия в об- ласти налогов, внешних сношений, колониальных дел, организа- ции обороны, гражданского, уголовного права и во многих дру- гих вопросах. Согласно ст. 13 «при возникновении сомнений и различий во взглядах» по закону, принятому в отдельной земле, империя имела право при помощи Имперской судебной палаты отменить его на основании того, что имперское право имеет пре- имущество перед правом земель (ст. 15). Землям было дано право решать лишь отдельные культурные и хозяйственные вопросы.

Органы власти и управления. Общеимперским законодатель- ным органом народного представительства был рейхстаг. Депута- ты рейхстага избирались населением сроком на четыре года «всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства». Рейхстагу формально отводилась главенствующая роль. За ним закреплялась высшая законодательная власть, в том числе право изменять конститу- цию, вотировать бюджет. Однако на деле все было не так.

Во-первых, %, условиях господства монополий, беспрепятст- венной деятельности буржуазных реакционных партий он был, по существу, выразителем интересов только господствующих клас- сов. Рейхстаг осуществлял свою деятельность постольку, посколь- ку это отвечало интересам крупного капитала.

Во-вторых, рейхстаг не являлся полновластным органом, по- скольку был существенно ограничен в законодательных полномо- чиях такими органами, как рейхсрат, президент и суд. Так, рейхс- рату давалось право опротестовывать законы, принятые рейхста- гом. Если же рейхстаг настаивал на своем законе большинством голосов в две трети, то решающий голос имел президент, который обязан был либо опубликовать в трехмесячный срок, вторично одобренный рейхстагом законопроект, либо поставить вопрос о проведении референдума по спорному вопросу (ст. 73).

Носителем федеральных начал, органом представительства земель в германской республике был рейхсрат (имперский совет), депутатов которого назначало правительство земель из своей сре- ды в количестве, пропорциональном численности населения. В соответствии с этим положением 26 голосов из 66 (то есть 40%) в рейхсрате имели представители Пруссии (в прошлом в бундесрате у Пруссии было даже меньшее число голосов - 17 из 58, то есть около 30%). Сохранение гегемонии Пруссии в Веймарской рес-

401

публике способствовало закреплению союза буржуазии с реакци- онным прусским юнкерством, что в дальнейшем создало предпо- сылки установления фашизма в стране. Формально рейхсрат не обладал законодательными полномочиями, но вотируя бюджет, рейхстаг не мог без согласия рейхсрата повышать его расходную часть или включать в него новые статьи расходов.

Исключительно большая власть вручалась главе государства - президенту и назначаемому им правительству. Конкретным проявлением этого было возникновение президентской власти с чрезвычайно широкими полномочиями, разбухание бюрократи- ческого аппарата (особенно федерального),. расширение феде- ральной администрации за счет областной и усиление централи- зации государственного аппарата, а также существенное ограни- чение «народного представительства».

Анализ статей Конституции показывает, что президент поль- зовался огромной властью, из чего следует его явное превосходст- во над парламентом. Президент мог распустить рейхстаг, опроте- стовать принятые им законы. Президент был независим от парла- мента, поскольку избирался населением (сроком на семь лет). Но формально все же по Конституции президент и рейхстаг обладали равными рычагами воздействия друг н*а друга, что должно было обеспечить баланс в системе государственных органов. Как глава имперского демократического аппарата, президент пользовался правом назначения и увольнения государственных чиновников и старших офицеров (ст. ст. 46, 53). Сформированное президентом правительство нуждалось в доверии рейхстага (ст. 54). Любой член правительства должен был уйти в отставку в случае выраже- ния ему недоверия. Президент представлял государство в между- народных отношениях, заключал договоры с другими государст- вами, являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами, имел право помилования. Наконец, президент на основа- нии ст. 48 Конституции мог вводить в стране чрезвычайное поло- жение и применять вооруженную силу, а также отменять действие тех статей Конституции, которые декларировали демократиче- ские права и свободы. Это положение, по сути дела, означало, что в Веймарской республике конституционные органы получили конституционное основание для осуществления открытого произ- вола. Широкое использование президентских полномочий (особенно чрезвычайных) в годы экономического кризиса в целях обеспечения монополистам максимальных прибылей и подавле- ния классового сопротивления пролетариата ясно показывает ре- акционный характер президентской власти в Веймарской респуб- лике, сыгравшей важнейшую роль в ликвидации буржуазно- демократического режима в стране и установлении фашистской диктатуры. 402

II часть. В Конституции наряду с широким перечнем полити- ческих прав и свобод, закреплялся ряд совершенно новых соци- альных прав. Отдел первый - «Отдельная личность» провозгла- шал равенство всех перед законом, а также равенство мужчин и женщин в «правах и обязанностях». Принцип равенства понимал- ся как равноправие инакоязычных частей населения империи. За- креплялись и другие права, такие как неприкосновенность лично- сти и жилища, тайна переписки и т. п. Все эти права дополнялись не только гарантиями, но и возможностью ограничения на осно- вании закона. Второй отдел был посвящен общественной жизни, третий - религии и религиозным обществам, четвертый - просве- щению и школе. Сугубо компромиссный характер имел пятый от- дел - «Хозяйственная жизнь». В нем в основном рассматривались проблемы наемного труда и отношения между предпринимателя- ми и рабочими. Декларативные положения этого отдела требова- ли конкретизации в текущем законодательстве. Но они так и ос- тались декларативными нормами.