logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Учения Августина Блаженного

Виднейшим западным отцом церкви был епископ Аврелий Августин Блаженный («Молот ведьм») (354 – 430 гг.), основатель патристики, т.е. трудов отцов церкви. Родился в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. Из противника христианства постепенно превращается в его сторонника и горячего проповедника. «Ты нас создал для себя и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в тебе» - так начинаются «Исповеди» в 13 книгах, где он в форме молитвы рассказывает о своей жизни, отличавшейся беспокойством, ошибками, поисками и наконец внутренним успокоением души в христианстве. Кроме «Исповеди» он написал «О троице», «О свободной воле», «О величии души», «О граде божьем» (22 книги), указывает, что Рим пал по вине собственного эгоизма и безнравственности, но не по вине христианства. Счастье человека в единении богом. Бог, душа – первичны (Поместный собор – есть ли душа у женщины – 300 епископов – нет, 302 – есть, т.е. есть, но маленькая). Добро от Бога, зло от человека. Зло – это либо гордыня (желание обойтись без бога), либо вожделенность (страсти). Его мировоззрение – теоцентрично. «Верь, чтобы понимать», - вера должна предшествовать пониманию.

История человечества подчинена божественному провидению, известному лишь Богу. История начинается с грехопадения Адама и Евы и заканчивается страшным Судом. Адам, как первый человек, родился свободным и безгрешным. У него была возможность следовать за божьей волей и достичь бессмертия. Однако люди в лице Адама, искушенного дьяволом, совершили грех. В мире существует два государства: «Божий град – духовная общность людей, основанная на «любви к богу, доведенной до презрения к себе». Это меньшая часть государства, те, кто своим религиозно-моральным поведением заслужили у бога спасение и милосердие. К граду Божьему принадлежит Авель – первый праведник. Основателем града земного был братоубийца – Каин. В нем живут люди по плоти, их любовь к себе доведена до презрения к Богу. Это люди самолюбивые, алчные, эгоистичные, забывшие о Боге. Человеческая и божественная истории едины, но текут в противоположном направлении. Бой двух царств – града божьего (усиливается) и земного. Греховный «земной град» рушится. Падение Рима – тому сигнал (епископ Гиппон (церковное имя Августина) писал «О граде Божием» под свежим впечатлением взятия и разгрома «вечного города» вандалами под предводительством Алариха). Но гибель Рима – это не конец истории. Надежды он связывает с «градом Божьим» Августин сторонник естественной эволюции возникновения государства, но предопределенной божественной волей. Природа толкает людей к объединению сначала в семьи, потом в государство для обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Стремление к объединению приводит к «общественному договору». С ним он связывает представления о взаимных обязанностях. В семье власть принадлежит лучшему – отцу. Политическая власть вытекает из уважения к качествам первых королей. Но короли сами устанавливают власть, власть принадлежит им по воле Бога, который делегирует ее каждому народу. В одних случаях Бог сам назначает правителя – так было с народом Израиля, в других – его воля проявляется через действие норм позитивного права. Бог создал человека так, что объединение в общество и политическая власть для него необходимы. Цель власти – обеспечение справедливости, мира и согласия между правителями и подданными. Государства, в которых не соблюдаются справедливость – грабительские. (Эту мысль Августин подкрепляет анекдотом из жизни Македонского. Однажды к Александру на суд привели пирата. «Почему ты грабишь корабли на море? – спрашивает Александр, - по той же причине, по которой ты разоряешь землю, - отвечает пират, - разница только в том, что я с моим маленьким суденышком – всего лишь разбойник, а ты со своим огромным флотом – император»). Формы правления Августин делит на правильные и неправильные. Несправедливый царь – тиран, несправедливый народ – тоже тиран, несправедливая аристократия – власть эгоистичной группировки. Правильные формы там, где уважают Бога и человека, т.е. соблюдают справедливость, верность заветам религии. Земные государства бывают разные. Одни – организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех, несправедливость, насилие. Другие царства – это христианские государства, власть которых основана на заботе о подвластных. Августин за общую собственность, когда каждый мог брать из общего запаса то, что ему было нужно. Собственность – человеческое установление и как оно было людьми введено, так же может быть и отменено. Имущество царства должно быть использовано для общего блага. Августин не отрицал рабства. «Лучше быть рабом у человека, нежели у похоти». Светская и церковная власти различны и каждая обладает независимостью, суверенитетом. Они должны друг другу помогать. Государство призвано защищать церковь от ее врагов, варваров, еретиков. Церковь, в свою очередь воспитывает паству в духе лояльности, гражданственности. Церковная власть – высшая, т.к. духовная сфера – выше мирской. Но никаких выводов о прямом подчинении государей церковью у Августина нет. Главное в его учении – разделение двух властей.

Августин призывает насильственно приобщать к христианской вере, вооруженным путем искоренять ереси. Ссылаясь на святого Луку, он призывал: «Принудьте войте всех, кого найдете» («Принути войти») – в средние века стали девизом инквизиции. Всякое насилие над ребенком в школе, до государственного насилия – есть следствие греховной испорченности человека и потому неизбежно. Проблема уничтожения еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Насилие не зло, если оно применяется в благих целях. Отец бьет непослушных детей, бог страданиями учит людей, люди силой удерживает того, кто падает в пропасть. «Лучше раны нанесенные другом, чем поцелуй врага», «церковь преследует, любя». «церковь не только приглашает к добру, но и принуждает к нему». Задача государства – поддержание социального порядка.

Для Средневековья Августин был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть Фомы Аквинского.