Политико-правовые учения Аристотеля
Аристотель (IV в. до н.э.) – величайший древнегреческий философ, его еще называли «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов. Родина – полис Стагира, отец Аристотеля Никомах – придворный враг македонского царя Амины III. Учитель Аристотеля Платон, он 17-летним прибыл в Афины и стал слушателем «Академии» Платона, где пробыл 20 лет, вплоть до смерти своего учителя. Платон ценил Аристотеля, называл его умом, но говорил, что нужно держать его в узде. Аристотель критиковал Платона: «Все мысли Платона хотя чрезвычайно изысканы, остроумны, оригинальны и глубоки, но всем этом трудно сказать, чтобы были верны», «Платон мне друг, но истина дороже», на что Платон заявлял – жеребенок лягает свою мать. В течение 4 лет Аристотель был воспитателем будущего великого полководца Александра Македонского. Впоследствии Александр скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, так как отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену». Однако отношения между учителем и учеником никогда не были теплыми. Вернувшись в Афины 50-летним мужем, Аристотель открывает здесь философскую школу – Ликей, названную так потому, что школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского («волчьего»). В состав территории входили тенистый сад с крытыми галереями для прогулок, поэтому школа Аристотеля называлась также «перипатетической» («прогулочной»), а члены школы – «перипатетиками», т.е. прогуливающимися (не одна сотня учеников). Аристотель преподавал в Ликее 12 лет.
Свое политико-правовое учение изложил в работах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития». Он исследовал свыше 150 конституций и проектов, основал 14 наук, в том числе и политическую науку, отец логики. Политика у Аристотеля тесно связана с этикой. Человек делает себя сам. Нравственность – это приобретенное качество души. В качестве добродетели Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Справедливость – это общее благо. Достижению общего блага и должна служить политика. Цель политики – воспитание гражданина – умеющего повиноваться властям и законам. Граждане – это те, кто исполняет воинские, административные, судейские и жреческие функции.
Государство – это творение природы, продукт естественного развития. Человека он называет «животным политическим», т.е. общественным. Существует несколько ступеней объединения, которые люди создают в своем стремлении к общению:
семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей;
расширенная семья – несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями;
полис – высшая форма объединения. Цель полиса – благо граждан.
Он сторонник патриархальной теории происхождения государства. Семья, несколько селений, государство. Цель государства – жить счастливо.
Признаки полиса-государства:
единство власти и территории – целостность полиса;
нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию;
распределение власти в полисе на свободных и равных граждан.
Рабовладение по Аристотелю было естественным и неизбежным: «Кто по природе, принадлежит не самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. Одни люди по своей природе свободны, другие же – рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо». Однако Аристотель считал недопустимым порабощение греков греками, в результате захвата в плен или за долги. Сторонник частной собственности. «Человеку свойственно больше всего любить самого себя. То, что выгодно гражданину, выгодно и полису, богатство граждан соответствует общему благу». «Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании, что нечто тебе принадлежит». «Одна мысль о собственности доставляет несказанное удовольствие». Отмена ее ничего не дает, так как «общее дело все сваливают друг на друга». Так как власть в государстве – это продолжение власти главы семьи, то первая форма политического устройства – патриархальная монархия. Таких форм много. Государства различаются, прежде всего, тем, в чьих руках власть – у одного лица, у меньшинства или у большинства. Одно и тоже лицо, и меньшинство, и большинство могут править «правильно» и «неправильно». Следовательно, существуют 6 форм политического устройства: три правильных – царство, аристократия и полития; три неправильных – тирания, олигархия и демократия.
Монархия (царство) – древнейшая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии превосходнейшего человека. Он бог между людьми, он сам закон. Однако в целом аристократия предпочтительнее монархии, ибо при аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личным достоинством. Аристократия возможна там, где личное достоинство ценится народом, это власть благородных.
При политии (республике) государство управляется большинством. Но у большинства – единственная общая им всем добродетель – воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие».
Из неправильных форм Аристотель резко осуждает тиранию, считая, что она не согласна с природой человека. В «Политике» содержатся знаменитые слова философа, что «чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана», ставшие в последствии лозунгом тираноборцев. При олигархии правят богатые, а так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых. Из несправедливых форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия). Аристотель пытается найти переходы между формами политического устройства. Олигархия, подчиняясь одному лицу, становится деспотией, а распускаясь и ослабляясь – демократией. Тирания может стать демократией и т.д. Аристотель выделял несколько типов демократии. В одних случаях все граждане, богатые и бедные на равных основаниях участвовали в осуществлении верховной власти. В других – право выборной должности связано с невысоким имущественным цензом. Граждане неравны. Совершенная форма правления – полития, представляет собой вариант власти большинства. Она сочетает в себе стороны олигархии и демократии, это та «золотая середина», к которой стремится Аристотель. Число граждан в государстве должно быть ограниченным, чтобы они знали друг друга, территория достаточной для удовлетворения потребностей населения, политический идеал – экономически обособленный полис. В наилучшем государстве все граждане греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира – в их рабов.
Аристотель различает 2 вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Уравнивающая – принципом ее является «арифметическая пропорция» затрагивает отношения обмена, возмещения ущерба, назначение наказания за имущественные и некоторые другие преступления.
При распределяющей справедливости учитывается положение человека в обществе. Ее принцип – геометрическая пропорция – воздаяние по достоинству и заслугам.
Аристотель отождествляет право с политической справедливостью. У него есть только политическое право. В деспотических формах правления права нет, также как в отношении господ и рабов, отцов и детей. Он делит политическое право на естественное и условное (волеустановленное). Естественное право – существующее независимо от его легитимности (признания или непризнания его). Эти явления существуют от природы: семья, рабство, частная собственность, войны с варварами и др. Условное (волеустановленное) право – зависит от признания граждан и зафиксированно в обычаях и нормах закона. Закон должен соответствовать политической справедливости и праву. Отступление закона от права означало бы вырождение закона в средство деспотизма. Естественное право – выше закона. Политическое правление – это правление закона, а не людей.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.