logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 3. Основные черты права Халифата

Мусульманское право - шариат («наставлять на прямой путь») получило свое распространение не только на территории Арабского Халифата. Нормы шариата распространились далеко за его пределы: на территории Средней и Передней Азии, Закав- казья, Северной, Восточной, Западной Африки. И ныне мусуль- манское право продолжает действовать в ряде государств Араб- ского Востока, Азии и Африки.

В период становления Арабского Халифата шариат способ- ствовал развитию и укреплению феодальных отношений. К VIII- XIII вв. он представлял собой цельную и законченную систему 216

феодального права, закрепляющего экономическое и политиче- ское господство класса землевладельцев.

Шариат- это правовые предписания, неотторжимые от тео- логии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Правовые установления по исламу - частица единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и за- прещениям, составляющим нормы шариата, также предписывает- ся божественное значение.

Распространение шариата и приспособление его к местным условиям повлекло за собой появление и углубление в нем проти- воречий по целому ряду религиозных и юридических вопросов, в том числе при объяснении и обосновании отдельных правовых институтов и решении конкретных правовых споров. К XIV в. ос- новное направление в шариате - суннит раскололось на четыре основных толка - мазхаба, представляющих самостоятельные правовые школы. Эти школы явились предметом деятельности четырех виднейших мусульманских правоведов и поэтому носят их имена.

Ханифитский толк (от Абу Ханифа) имел своих последовате- лей в Турции, Индии, Египте, в Средней Азии и Закавказье.

Маликитский толк (от Малик ибн Анаса) приобрел большое влияние в Северной Африке.

Шафиитскому толку (от Мухаммеда ибн Шафии) следовали мусульмане в Восточной Африке, Сирии, Иордании, Индонезии.

Меньше всего приверженцев имел Хаибалитский толк (от Ахмеда ибн Хаибали), распространенный преимущественно в Аравии.

Основным среди несуннитских толков является шиитский (от арабского слова «ересь»), который господствует в Иране и Ираке. Кроме того, в Саудовской Аравии распространен ваххабитский толк. Шииты отличаются от суннитов концепцией халифата, ко- торая связана с монархическими традициями. Разногласия, разде- ляющие эти толки, многочисленны, но основные принципы их сходны. Поэтому для верующего вполне возможно в результате соответствующего акта оказаться под действием другого толка.

Источники мусульманского права. Коран- священная книга мусульман, состоящая из отдельных изречений и положений Му- хаммеда, которого мусульмане называли шариа- законодателем. Поэтому вся система мусульманского права получила название шариата. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аятов). Из них 500 стихов содержат предписания, причис- ляемые к шариату, остальные имеют мифологическое и богослов- ское содержание. Из этих 500 стихов около 80 содержат правовые предписания (в основном это правила, регламентирующие отно- шения в браке и семье), остальные относятся к религиозному ри-

217

туалу. Составители Корана располагали суры и стихи в соответ- ствии не с их содержанием, а с их размерами: вначале идут длин- ные, затем короткие. Иносказательность и бессистемность Корана вызвали к жизни множество его толкований.

Сунна (священное предание) - дополнение к Корану. Сунна представляла собой многочисленные рассказы (хадисы)о решени- ях, постановлениях, поступках самого Мухаммеда, сохранивших- ся в памяти учеников и передававшихся изустно. Шииты, в отли- чие от суннитов, признают действительными только те хадисы, которые восходят к халифу Али (656-661 гг.) и его сторонникам. В IX в. были составлены шесть сборников сунны, и наибольшее распространение получил сйорник Бухари. Сунна содержала ряд положений, из которых выводились нормы брачного, наследст- венного, судебного права, правила о рабах и т. д.

Иджма («согласие, одобрение») состояла из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, высказанных сподвижниками Мухаммеда, а позднее - видными мусульмански- ми теологами-правоведами. На сегодня Коран и сунна - это толь- ко исторические источники права. Судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, так как их окончательное толко- вание дано в иджме.

К иджме в качестве источника права примыкала фетва - ре- шения и высказывания наиболее крупных мусульманских законо- ведов. Фетва создавались в ходе интерпретации текста Корана, сунны, а также путем установления новых норм, содержание ко- торых не связывалось с деятельностью Мухаммеда, но соответст- вовало правосознанию правящей верхушки Арабского Халифата.

Кийас (кияс)- решение правовых дел по аналогии. Согласно кийасу, установленное в Коране, сунне, иджме правило может быть применено к делу, которое не было прямо предусмотрено в этих источниках права. В руках феодальных мусульманских судей кийас часто становился орудием откровенного произвола.

Важным источником права в странах ислама являются фир- маны- указы и распоряжения халифов и канун- закон и поста- новления государственной власти. Они не должны противоречить принципам шариата и дополняют его нормами, регулирующими деятельность государственных органов, административно- правовые отношения государственной власти с населением.

Урф и адат - правовые обычаи, сложившиеся как в самом арабском обществе (урф), так и у народов, включенных в состав Арабского Халифата и подвергшихся влиянию мусульманского права (адат).

Шариат являлся довольно развитой системой мусульманско- го права и в то же время своеобразной системой феодального права, весьма отличной при этом от западного феодального пра-

218

ва. Объем правоспособности и дееспособности по шариату опре- делялся вероисповеданием лица. Мусульмане имели ряд преиму- ществ перед немусульманами, причем этими преимуществами пользовались даже невольники-мусульмане перед свободными немусульманами. Отпуск рабов-мусульман на волю считался бо- гоугодным делом. Поэтому в шариате особое внимание уделяется «праву личного статуса».

Мусульманское право изложено совершенно по другой сис- теме, нежели римское или западноевропейское. Так, в системе Мухтасара (краткое руководство по правоведению кади Абу Шуджи) нормы права располагались в следующем порядке: об обязанности человека по отношению к Аллаху; о гражданских действиях; о наследовании; о браке; об убийстве и ранениях; о на- казаниях; о войне против неверных (джихад); об охоте; о назначе- нии призов за физические упражнения; о клятве и обете; о процес- се и свидетельстве; об освобождении рабов.

Видно, что в мусульманском праве нет четкого разграниче- ния вещного и обязательственного права. Тот и иной вид права входили в раздел о гражданских действиях.

Вещное право. Собственность по мусульманскому праву за- ключается в праве неограниченного распоряжения вещью и поль- зования ее плодами. Прежде всего нормы мусульманского права закрепляли представление об имуществе как объекте вещных прав.

Мусульманские юристы детально разработали учение о спо- собах приобретения права собственности. К ним относились: за- воевание, находка, передача вещи собственником, наследование, договор и др.

Завоеванные земли рассматривались как собственность госу- дарства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на не- сколько частей. Одна из них переходила в собственность добыт- чика, вторая передавалась государству, третья - мечетям, медресе и т. д.

Шариат регулировал особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина. Это воздух, мо- ре, мечети, пустыня и т. п. Регулировалось отношение и к так на- зываемым «нечистым вещам» (вину, свинине, неисламским кни- гам и т.п.), запрещенным положениями ислама. В ходе завоева- тельных войн такие предметы нередко подвергались массовому уничтожению.

Подробно разработан в мусульманском праве вопрос о зе- мельной собственности. В основу положена теория, согласно ко- торой земля является достоянием божьим, право распоряжаться ею принадлежит лишь халифу как его наместнику. Он может пе-

219

редавать землю частным лицам с обязательством платежа подати. Исходя из этой теории, законоведы считали, что завоеванная у неприятеля земля является неприкосновенной для частных лиц и обращается в пользу всего мусульманского общества. Завоеван- ные земли могут быть переданы отдельному лицу лишь на основе права пользования (хотя бы и вечного), но не права собственно- сти.

Виды земельных владений. Хиджаз (святая земля) - часть Ара- вийского полуострова, где по преданию жил Мухаммед (город Мекка с прилегающей к нему территорией). На этой земле запре- щалось селиться и проживать более трех дней неверным, нельзя было охотиться, рубить деревья, предавать погребению неверных и т. д.

Икта - временное пожалование государственной земли вме- сте с проживающим на ней крестьянским населением отдельным представителям феодальной верхушки за военную и государст- венную службу (соответствовало бенефициям). Владельцам икты предоставлялось право взимать в свою пользу поземельные пода- ти с населяющих и обрабатывающих их земли крестьян. Со вре- менем икта стала передаваться по наследству и фактически ее по- ложение стало приближаться к землям, закрепленным на праве частной собственности (мульк).

Мульк- частные земельные владения. Поскольку права вла- дельцев этих земельных наделов были очень обширны, эти земли фактически принадлежали им на праве частной собственности. В разряд этих земель входили земли, население которых приняло ислам после завоевания; земли, завоеванные мусульманами и пе- решедшие к победителям в силу того, что прежние владельцы их были убиты или бежали; позже - наследственные земельные по- жалования арабским военачальникам и местной аристократии.

Вакф - пожалования государственных, а также и частных зе- мель на какие-либо религиозные и благотворительные цели мече- тям, медресе. Они не подлежали продаже или какому-либо отчуж- дению. Налоги в казну с них не взимались. То есть это была одна из форм условного держания. Частное лицо, передавшее таким образом землю на благотворительные цели, теряло на нее право собственности, но сохраняло право выступать управляющим вак- фом и резервировать определенный доход с вакфа для себя и сво- их наследников.

Общинные земли. Размеры общинных земель после арабских завоеваний уменьшались в результате насильственного изъятия завоевателями. Крестьяне вынуждены были на условиях издоль- ной аренды обрабатывать государственные и частные земли, по- падая таким образом в феодальную зависимость. Земля предос- тавлялась крестьянам на условиях выплаты четверти, шестой или

220

восьмой доли урожая в зависимости от того, кому (издольщику или землевладельцу) принадлежат скот, орудия производства и семена.

Обязательственное право. Развитие товарно-денежных отно- шений в Халифате обусловило широкое развитие обязательствен- ных отношений, хотя общая концепция их не была сформирована. Но практические вопросы договорного права получили всесторон- нюю разработку. Обязательства делились на двусторонние и одно- сторонние, возмездные и безвозмездные, срочные и бессрочные.

Источниками возникновения обязательств были договоры, причинение вреда и неосновательное обогащение.

Будучи по существу выражением согласной воли сторон, до- говор признавался заключенным в момент, когда воли сторон оказывались согласованными. Действительность сделки по му- сульманскому праву не подчинена условию соблюдения установ- ленных законом формальностей: изложению в письменной форме или участию в совершении сделки должностного лица.

Договор, заключенный с безнравственными или противными закону условиями, считался недействительным. Обязанность со- блюдать свои договоры рассматривалась в Коране как священная.

В шариате подробно регламентированы различные виды до- говоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, союз, товарищество и др. В связи с развитием торговли наиболее разработанным был договор купли-продажи.

Для брачно-семейных отношений арабов периода VI-VII вв. характерным являлось наличие остатков матриархата и полианд- рии- многомужества.

Остатки матриархата выражались в том, что женщина после выхода замуж оставалась проживать в прежней семье, муж време- нами ее навещал. Дети от такого брака оставались в племени ма- тери.

Пережитки многомужества состояли в том, что женщина со- стояла в браке с несколькими мужчинами (каждый из них прожи- вал с женщиной один месяц). Отцовство в этом случае устанавли- валось по указанию женщины. Женщине принадлежала инициа- тива развода. Для этого ей достаточно было повернуть шатер входом в обратную сторону, а мужу вручить палаш и копье. Пе- режитки многомужества выражались в том, что у арабов были распространены и временные 6раки(на несколько месяцев, дней и даже часов). По-видимому, это объяснялось кочевым характером жизни, длительными отлучками мужа, сопровождавшего карава- ны.

В исламскую эпоху у арабов получила развитие полигамия (многоженство) и утвердилось господство в семье мужа. Коран разрешал правоверному мусульманину иметь до четырех жен. Но

221

муж обязан был предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали бы ее положению. Кроме того, разрешалось иметь любое число рабынь-наложниц.

Мусульманская религия рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Брак оформлялся договором (устным или письменным) либо соглашением между родителями жениха и невесты. Брачный возраст не имел жестких границ. Считалось, что в брак по согласию могут вступать лица, достигшие половой зрелости.

За невесту вносился выкуп. По Корану выкуп поступал в соб- ственность жены и оставался за ней в случае развода.

В языческий период приданое не считалось обязательным. Однако, после того как Мухаммед дал своей дочери Фатиме в приданое ковер и подушку, это стало обязательным. Коран запре- тил браки между близкими родственниками.

Расторжение брака осуществлялось сравнительно легко. Процедура расторжения была проста - достаточно было трижды сказать жене в присутствии двух свидетелей: «ты свободна», или «таляк» - «развод», после чего жена должна была собрать вещи и покинуть дом. Взрослые дети после развода оставались с отцом, а малолетних могла взять мать, чтобы завершить кормление. Име- ло место расторжения брака по суду. Причинами расторжения брака могли быть: смерть, вероотступничество одного из супру- гов, отсутствие мужа больше полугода, обоюдное согласие, нару- шение супружеской верности, инициатива мужа, неисполнение всех условий брачного договора, длительное жестокое обращение с женой.

Наследственное право. В доисламскую эпоху у арабов дейст- вовало правило: «Тот, кто не способен ездить на коне и владеть мечом, не должен получать наследство». Коран и шариат сохра- нили эту традицию. Однако при Мухаммеде под влиянием обыча- ев Мекки было допущено ограниченное право наследования для женщин или родственников по женской линии. Доля женщины, как правило, была в два раза меньше, чем доля мужчины.

В мусульманском праве предусмотрено наследование по за- кону и наследование по завещанию. Однако завещание рассмат- ривается как второстепенное основание наследования. Характер- ной чертой правил о наследовании является требование абсолют- но точного их выполнения.

При наследовании по закону основаниями открытия наслед- ства являются: смерть наследодателя (действительная или предпо- лагаемая); вероотступничество.

Из имущества умершего в первую очередь покрывались рас- ходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его дол- ги и только после этого оставшееся имущество переходило к за-

222

конным наследникам. Законные наследники делились на несколь- ко категорий. В первую очередь наследовали дети умершего, за- тем его братья, дяди и т. д.

Завещание по мусульманскому праву освобождено от соблю- дения каких бы то ни было строгих формальностей. Оно может быть либо письменным, либо устным. Присутствие двух свидете- лей считается достаточным для законности завещания.

Преступления и наказания. Уголовному праву была присуща архаичность его норм, не существовало четкого отделения норм права от религиозных и моральных норм ислама, отсутствовало общее понятие преступления, не были разработаны такие инсти- туты, как покушение, соучастие, рецидив, отягчающие и смяг- чающие вину обстоятельства.

Мусульманские правоведы еще в средние века разделили все преступления на три группы.

Первую группу составляли преступления, выводившиеся из ос- новных источников шариата и восходящие к самому Мухаммеду. К совершившим такое преступление не применялось прощение. Сюда относили отступление от ислама, восстание и сопротивление госу- дарственной власти, каравшиеся смертной казнью. К этой же груп- пе относились кража, разбой, наказанием за которые было отсече- ние правой руки. В случае прелюбодеяния, а также ложного обви- нения в прелюбодеянии виновного забивали камнями. Употребле- ние вина влекло наказание 40 ударами плетью.

Вторую группу преступлений составляли насильственные действия против лиц. К этой группе относили умышленное убий- ство, неосторожное убийство, умышленное ранение, неумышлен- ное ранение и др.

Умышленное убийство или смертельное ранение допускало кровную месть. Если родственники убитого прощали убийцу, ша- риат предусматривал возможность замены кровной мести выку- пом. Выкуп был непосилен для простого человека (100 верблюдов и 1000 динаров золотом).

За неумышленное убийство и неумышленное ранение причи- тался лишь выкуп. Для других преступлений данной группы, в частности, нанесения телесных повреждений, применялся прин- цип талиона («око за око»). Убийство немусульманина и женщи- ны влекло меньшую ответственность.

Третью группу составляли действия, которые не рассматри- вались как уголовно наказуемые и не упоминались в основных источниках шариата. Такими действиями были бродяжничество (нарушение места жительства), ложное свидетельство, азартные игры, хулиганство. Наказание за них - простое увещание, денеж- ный штраф, изгнание и др.

223

Анализ норм уголовного права показывает, что наказания за преступления первой и второй группы носили строго фиксиро- ванный и суровый характер. Наказания же за третью группу пре- ступлений были разнообразными, и также несли в себе каратель- ную функцию. Все наказания мусульманского права были типич- ны для средневековья и призваны были устрашать. Так, смертная казнь производилась путем повешения, четвертования, утопления, закапывания заживо. Членовредительные и телесные наказания предусматривали отсечение рук, бичевание, избиение камнями. Распространены были также позорящие наказания - бритье боро- ды, лишение права носить чалму; тюремное заключение; ссылка и высылка. i

Судебный процесс. Процесс носил, как правило, обвинитель- ный характер. Возбуждение дела осуществлялось обычно потер- певшим или его родственниками. По некоторым преступлениям (преступления против религии, прелюбодеяние) дело мог возбу- дить любой правоверный мусульманин.

Когда преступление против общественного строя было со- пряжено с причинением ущерба частному лицу, предъявлялось два иска: уголовный (предъявлялся судьей) и гражданский (предъявлялся потерпевшим).

Процесс проходил устно. Только при Аббассидах по граж- данским делам стали вести судебные протоколы. Срок исковой давности устанавливался только для гражданских дел и составлял 10 лет.

При Аббасидах была учреждена по иранскому образцу уго- ловная полиция - шурта. Начальник шурты вел розыск и рассле- дование об убийстве, сам расследовал эти дела и применял уста- новленные законом наказания, соединяя, тем самым, в одном лице и полицейские, и судебные функции.

Доказательствами являлись: собственное признание (четырежды повторенное на заседании суда), свидетельские пока- зания(кш правило, достаточными считались показания двух оче- видцев из числа «почетных» мусульман). По делам о прелюбодея- нии требовалось подтверждение четырех свидетелей, обязательно мужчин. Показания женщин равнялись половине показаний муж- чин. Иногда при отсутствии доказательств обвиняемые приводи- лись к присяге.

Если убийца не был обнаружен, население той местности, где был найден труп, обязано было выставить 50 свидетелей, которые давали властям клятву в том, что убийца им неизвестен. Однако в этом случае местное население обязано было выплатить родст- венникам убитого «цену крови». При разбое и грабеже применял- ся опрос местного населения.

224

ИСТОРИЯ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ

Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) 1812 г.

о Волоколамск

МОСКВА

Старое оУ\

Ao/V у,

оЛогиново £(?* J\

«^^)» чФМаслово

Ъ Мышина

шл dU Русские войска EZJ da Французские войска Передовые отряды охранения (егеря) J- русских войск Л, французских войск

© Батарея Раевского ©Батарея «Багратионовы флеши»

■S Зак. 196

Хронологическая таблица

1600 1625 1650 1675 1700 ' 1725 1750 1775 1800 1825 1850 1875 1900

I I I I I I I I I I I I I I

1628 S Петиция о праве

16401649 \ Буржуазная революция. Созыв Долгого парламента 10 мая 1641 \ Билль о правах 1 декабря 1641 ф Великая ремонстрация д. 4 января 1649 4 Провозглашение палаты общин верховной властью английского государства

30 января 1649 4 Казнь Карла I Стюарта

1649 Акты об отмене королевского звания, об отмене палаты лордов. Провозглашение Англии республикой ^ 1653 \ Роспуск парламента. Принятие *Орудия управления». Протекторат Кромвеля

«О 1660 4 Реставрация монархии. Вступление на престол Карла II Стюарта

X. 1679 4 Хабеас корпус акт (Habeas corpus act)

1688 Государственный переворот. Вступление на престо^ Вильгельма Оранского

^ 1689 4 Билль о правах

1701 | Акт об устроении Акт о народном представительстве (первая избирательная реформа) 4 1832

Акт о народном представительстве (вторая избирательная реформа) 4 1867 Акты о перераспределении мест и о народном представительстве (3-я избир. реформа) f 1884-1885

I I I I I I I I I I I I I I

1607 f Основание форта Джеймстаун английскими переселенцами

5 сентября 1774 ф Первый Континентальный конгресс 10 мая 1775 \ Второй Континентальный конгресс 4 июля 1776 ф Принятие Декларации независимости 1781 4 Принятие Статей конфедерации ^ 1783 4. Версальский мирный трактат (договор)

Э17 сентября 1787 \ Принятие Конституции США 1789 ф Судебная реформа О 1789 1797 \ Дж. Вашингтон первый президент США

1791 \ Билль о правах Гражданская война между Севером и Югом 4 1861-1865 Принятие Акта о гомстедах 4 1862 Провозглашение прокламации об освобождении негров-рабов щ 1863 Принятие XIII поправки Конституции, отмена рабства по всей стране f 1865

Хронологическая таблица

1900

1675

1825

1875

1650

1800

«600

1625

1700

1725

1750

1775

1850

I I

Франц и я

Открытие Генеральных штатов. Формирование Национального собрания 4 1789 \ Парижское восстание, разгром Бастилии. Парижская коммуна 4 13-14 июля 1789 \ Декларация прав человека и гражданина \ 26 августа 1789 \ Закон Ле-Шапелье 4 1791 \ Принятие Конституции. Утверждение конституционной монархии f 3 сентября 1791 \ Свержение короля. Отмена Конституции. Провозглашение республики \ 1792, август \

Казнь Людовика XVI \21 января 1793 \ Установление диктатуры якобинцев 1 2 июня 1793 \ Утверждение Конституции. Декларация прав человека и гражданина \ 24 июня 1793 Термидорианский переворот. Падение якобинской диктатуры 4 1794 Утверждение Конституции (в её основе лежит принцип разделения властей) 4 1795

Правление Директории \ 1794-1799 Государственный переворот, приход к власти Наполеона Бонапарта. Принятие Конституции ф 1799 Провозглашение империи. Принятие Гражданского кодекса (Кодекса Наполеона) \ 1804

Принятие Торгового кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Уголовного кодекса ф 1806-1810 1 Поражение Франции в войне с Россией. Отстранение Наполеона Бонапарта от власти ф 1812-1814 /

Реставрация Бурбонов. Легитимная монархия. * Июльская монархия» \ 1814-1848 / Восстание в Париже. Провозглашение II Республики. Утверждение Конституции II Республики \ 1848-1851 / Президентский переворот, реставрация империи. Конституция II Империи. Свержение Наполеона III 1852-1870 /

Мятеж Парижской Коммуны \ 1871 / Утверждение III Республики. Конституционные законы ф 1875 /

Германия

Венский конгресс (съезд государств - победителей Франции) ф 1814-1815 4Германский союз* (конференция 35 германских государств во главе с Пруссией) \ 1815

Буржуазная революция в Германии \ 1848 Конституция Пруссии 1850 Объединение Германии, провозглашение Германской империи. Конституция империи \ 1871

Принятие Уголовного и Гражданского кодексов \ 1875 Проведение через рейхстаг исключительных законов ф 1874-1890

\