logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 3. Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были: а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства; б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосудар- ственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

Характерная особенность всех государств восточной деспо- тии - наличие сельской общины. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно слабым развитием частной собственности и разделением труда, с присущим ему консерватизмом и самоизо- ляцией от внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса, «в течение тысячелетий основу самой грубой государственной формы, восточного деспотизма...»1 Необходимость проведения трудоемких работ в общегосударственном масштабе, содержания огромной армии, угнетения собственного народа - основные при-

1 Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. М., 1957. С.170.

15

чины становления деспотической формы правления. Эти обстоя- тельства и определили три основные ведомства рабовладельче- ского государства: финансового, или ведомства по ограблению собственного народа; военного, или ведомства по ограблению соседних народов; публичных рабов, или ведомства по принужде- нию собственного народа и рабов к изнурительному труду в об- щегосударственном масштабе.

В Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что фараон - бог. Целый ряд изображений в храмах и гробницах представляет нам происхождение царя непо- средственно от божества. Божественное достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милостливы, а потому и фараоны должны были обладать этими качествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой.

На заре египетской истории мы застаем уже централизацию с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь (джати), соединивший в себе административную и судебную власть, а впо- следствии и полицейскую - градоначальство столицы. Визирь именовался: «начальник всего государства, юга и севера», «созерцающий тайны фараона». Вот как определил свои полно- мочия визирь Птахотеп: «издавать законы, повышать в чинах, ус- танавливать пограничные камни, улаживать несогласия чиновни- ков, быть главой верховного суда, заставлять трепетать того, кто был враждебен фараону». В присутственном месте визиря и под его надзором находился государственный архив и под его предсе- дательством - шесть судебных палат.

Другим важным чиновником был хранитель печати или ка- значей, контролирующий сбор налогов, как правило, в натураль- ном виде (зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул: «заведующий тем, что дает небо, что производит земля и что при- носит Нил», а также «заведующий всем, что есть и чего нет». Под его ведомством состояли смотрители «белой палаты» (т.е. казна- чейства), «двух житниц» и множество писцов. Многочисленное государственное, точнее царское имущество, также входило в ве- домство этого министра. В источниках упоминаются еще два важных чиновника, называемых «казначеями бога». Это были чи- новники, несущие функции военного и морского министра и «начальника работ» - министра общественных работ (крестьянских повинностей).

Провинциальное управление лежало на номархах- губерна- торах, имевших также судебную власть и собиравших подати. Они титуловались «заведующими областью», или «начальниками поручений», а также правителями городов. В отдельных городах и округах были местные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на множество должностей, не было четкого разграни-

16

чения их функций, не были строго урегулированы их отношения, и египетские ведомства спорили и враждовали между собой.

Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для зна- ти, но он не был закрыт и для других сословий. Все зависело от грамотности и связей. Однако служебную карьеру должны были начинать снизу - с должности обыкновенного писца. С течением времени образовались целые роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.

То же было и с жречеством, которое первоначально едва ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали граждан- ские чины, а гражданские чиновники отправляли жреческие функции. Характерным примером может служить придворный капельмейстер, «увеселявший сердце своего господина прекрас- ным пением внутри дворца» и бывший в то же время жрецом.

&

^

Особым вниманием в Египте была окружена армия. Каждая удачная война обогащала казну государства и наполняла владе- ния рабовладельцев пленными рабами. Многие рабы оказывались S^ собственностью храмов. Но еще в большей степени армия была ч^- силой политической, так как все активнее принимала участие в ^Х, решении государственных вопросов, с ней вынуждены был счи- ^ таться как фараон, так и высшее чиновничество.