logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Общественный и государственный строй Халифата

Для общественного строя Халифата была характерна много- укладность. В созданном путем завоеваний государстве соседст- вовали родовые, рабовладельческие и феодальные отношения. Это проявлялось и в социальной структуре, и в экономическом укладе общества. Так, в государстве сохранялось общинное вла- дение землей. В ходе разложения общинной собственности появи- лась частная собственность на землю в форме мулька. Это земле- владение во многом схоже с существовавшим во Франкском госу- дарстве аллодом. Со второй половины VII в. у арабов появилось условное земледержание - икта, которое предоставлялось за обя- занность держателя исполнять те или иные повинности в пользу лица, вручившего землю. Значительное развитие получила госу- дарственная собственность на землю (собственность халифа). В хозяйствах феодалов и в государственном секторе широко ис- пользовался труд рабов.

Согласно религиозно-правовым догмам ислама все люди де- лились на «правоверных», или мусульман, и «неверных» (гяуров). В среде мусульман можно выделить привилегированную верхуш- ку и простой люд. К господствующему классу относились земле- владельцы-феодалы, мусульманское духовенство, а также торгов- цы и ростовщики, объединенные в гильдии. Лишь мусульмане могли занимать государственные должности, пользоваться раз- личными благами и привилегиями в области налогового обложе- ния, уголовного права и др. «Неверные»- это покоренное населе- ние, не принявшее ислам. Те, кто не оказывал сопротивления, яв- лялись лично свободными - зиммиями. Они становились аренда- торами некогда принадлежавших им земель и обязаны были пла- тить джизью (подушный налог) и хорадж (тяжелый поземельный налог). Сопротивлявшихся арабы обращали в рабство.

Крестьяне в Халифате были основным податным сословием и являлись наследственными подневольными арендаторами госу- дарственных земель. Они выплачивали в казну подати, характер и размер которых зависел от правового режима земель и личности. Крестьяне-мусульмане, являвшиеся собственниками мулька, пла- тили десятую часть дохода натурой и сороковую часть от дохода с торговли, скотоводства, ремесла - закят. Крестьяне, обращенные в мусульманство, с 700 г. платили, кроме того, хорадж. С кресть-

213

ян-немусульман в любом случае взимались хорадж и джизья. Они обязаны были также выполнять дорожные, строительные и другие повинности. Тяжелое положение крестьян неоднократно толкало их на вооруженные восстания против феодалов.

Городская жизнь в Халифате была довольно развитой. Но города в Арабском Халифате в отличие от европейских не имели самоуправления. Господствующим классом города были крупные феодалы - потомки арабских завоевателей и тесно связанные с ними богатые купцы. Ремесленники были наиболее значительной социальной группой в городах Халифата. Свободные ремеслен- ники объединялись в цехи, а в структурном плане делились на мастеров, подмастерьев и учеников. Цехи возглавлялись старши- нами и подчинялись деспотической власти эмиров, султанов, их администрации. Серьезным влиянием в городах пользовались корпорации богословов и законоведов, объединявшихся вокруг местных школ богословия и права - медресе.

По мере развития феодализма арабская знать нуждалась во все большем количестве слуг, а так как крестьяне лично феодалам не принадлежали, то для этой цели подходили только рабы. Рабы в халифате использовались в качестве челяди (домашних слуг, на- ложниц и др.), гвардейцев и военных слуг {гулямов, мамлюков). Источником поступления новых рабов были военнопленные, а также купленные за границей.

Несмотря на рабовладельческий уклад, Халифат являлся спе- цифическим феодальным государством, основанным на эксплуа- тации наследственного арендатора-крестьянина, платившего по- дати в казну.

Государственный строй. В VII-VIII вв. Арабский Халифат представлял собой относительно централизованное теократиче- ское государство. Во главе государства стоял халиф- посланник Аллаха. Вначале он избирался мусульманской знатью из своей среды, затем власть его стала наследственной. Халиф обладал высшей светской {эмират)\\ духовной {имамат) властью. Арабское государство приобрело форму централизованной теократической монархии. Однако халиф вынужден был считаться с мнением ближайших сторонников из родоплеменной знати - мухаджиров, заседавших в совете, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали неугодных им правителей. Это свидетельст- вует о том, что наличие родоплеменного элемента в государст- венной организации являлось своеобразной чертой государствен- ной системы Арабского Халифата.

В 945 г. в Багдаде халифы уступили светскую власть султанам новой персидской династии Бундов. После этого у халифов оста- ются лишь духовная власть и религиозный авторитет.

214

Центральное управление. При халифе была учреждена долж- ность визиря- его главного помощника и советника. Она появи- лась при Аббасидах. Визирю подчинялся административно- хозяйственный аппарат, ведомство государственного контроля и войска. Визирь как хранитель халифской печати обладал правом ставить ее на документах без предварительного разрешения хали- фа.

Каждая провинция (эмират) имела в Багдаде свое территори- альное ведомство (диван), состоявшее из основного отдела сл) ведавшего сбором налогов, и ведомства финансов (зимам) Со временем остался лишь диван по делам Вавилонии, которым управлял сам визирь. Центральное управление в государстве осу- ществляли правительственные органы - отраслевые диваны, под- чиненные непосредственно визирю; диван военных дел (диван-ал- джунд), финансов (диван-ал-харадж) почты, контроля и сыска (диван-ал-барид) и др. Диван-ал-барид занимал важное место в администрации, Ему подчинялось множество почтовых станций, служащие которых были обязаны собирать сведения о настроении населения, урожае, деятельности местной администрации, количе- стве отчеканенной золотой и серебряной монеты. Все эти сведения поступали начальнику дивана, а он ежедневно докладывал их ви- зирю.

Местное управление. Провинции, на которые была разделена территория Халифата, управлялись наместниками - эмирами, ко- торые назначались халифом из числа приближенных или местной знати. В их ведении находились административно-финансовое и военное управление, контроль за общественным порядком. Наме- стники-эмиры в своих эмиратах были такими же деспотами, ок- руженными знатным двором, как и халиф в Багдаде. Помощни- ками эмиров являлись наибы. Провинции делились на области, управление которыми поручалось назначенным эмирами хаки- мам.

Население городов находилось под контролем большого ко- личества различных должностных лиц, в том числе руководителей религиозных общин, духовенства - имамов мечетей, медресе. Го- родом управлял градоначальник - раис. Городской суд возглав- лял кади, он же являлся главой местного духовенства. Асас воз- главлял ночную стражу. Если город был резиденцией наиба, ха- кима или эмира, то управление городом осуществляли они сами. Большая роль в городе отводилась налоговым чиновникам. Важ- ным атрибутом жизни города была тюрьма (зиндаиее админи- страцией.

Судебная система Халифата имела свои особенности. Во-пер- вых, в нем, в отличие от европейских государств, сложились «чистые» судебные органы. Во-вторых, в Халифате функциониро-

215

вали как мусульманские суды, так и суды, рассматривающие дела в отношении немусульман. Высшим судебным органом являлся суд халифа, представленный коллегией богословов-правоведов. Все остальные суды функционировали под председательством ка- ди- судебного чиновника, назначаемого из представителей духо- венства. Компетенция кади была обширна. Он рассматривал уго- ловные и гражданские дела, наблюдал за исполнением наказаний, назначал опеку и др. Судебные решения, вынесенные кади, как правило, были окончательными и не подлежали обжалованию. В суде, кроме кади, присутствовали два понятых (адула), судебные приставы (осуны), а также защитник (укил). На местах были уч- реждены должности мухтасибов- судей по делам о мошенничест- ве и торговле. По решению коллегии богословов в администра- тивные единицы направлялись так называемые инспектора спра- ведливости, которые следили за деятельностью кади. Суды, рас- сматривающие дела относительно немусульман, были представ- лены лицами духовного сана.

Военная организация. Первоначально военная организация арабов была представлена родоплеменнымп ополчениями, воз- главляемыми вождями племен. Затем появились добровольческие формирования и постоянное профессиональное войско. Военная служба в Арабском Халифате считалась почетной. Все совершен- нолетние мусульмане в соответствии с учением ислама обязаны были принимать участие в джихаде - «священной войне» против неверных. В крупных городах при халифах состояла привилеги- рованная гвардия из арабов, реорганизованная при Аббассидах в гвардию из воспитанников-рабов. При Аббассидах появился ог- ромный военно-морской флот.

Полиция формировалась из рабов. Она следила за обществен- ным порядком, осуществляла розыск и отчасти судебные функ- ции. При Аббассидах была создана уголовная полиция - шурта, функциями которой являлся розыск и некоторые судебные дела. Функции тайной полиции выполнял диван-ал-барид.