logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Содержание истории политических и правовых учений

За период существования государства и права возникло множество политико-правовых доктрин. Они существовали в различных формах – теоретический трактат, философские сочинения, политический памфлет, проект конституции. Каждая из них разработана как результат индивидуального творчества. Но они содержат и общее:

  1. выражают отношения определенных классов и социальных групп к государству и праву (программная, оценочная часть учения);

  2. строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе (методологическая наполненность учения);

  3. содержат решения основных проблем теории государства и права (теоретическое содержание учения).

Поэтому политико-правовая доктрина включает 3 компонента:

    1. логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу;

    2. выраженную в виде понятийно-категориального аппарата, содержащую попытку решения вопросов о происхождения государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношения с государством, личностью, обществом и т.д.;

    3. программные положения – оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения раннеклассового и рабовладельческого общества отражались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было теологическим, религиозным. Методом мышления нового времени был рационализм.

Содержанием политико-правовой доктрины является ее понятийно-категорический аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, системы взглядов, основанных на категориях, имеющих ключевой характер в данной доктрине.

К традиционным вопросам содержания политических и правовых учений относятся вопросы о происхождении государства и права, их связи с обществом, личностью, с отношениями собственности, о формах государства, его задачах, методах политической деятельности, связи государства и права, об основных формах (источниках права), о правах личности и т.д. В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.

Программные положения доктрины – оценка государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы накладывают отпечаток на направленность содержания ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях четко выражается социально-классовый характер доктрины в целом. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, социальных групп, их отношение к государству и праву. Именно программа связывает воедино все элементы доктрины. Хотя политико-правовые доктрины являются результатом индивидуального творчества, но те из них, которые приобретают общее значение, имеют определенные социальные функции. К функциям политико-правовых доктрин относится идеологическое самоопределение какой-либо социальной группы по проблемам права, государства, политики, а также влияние на массовое политическое и правовое сознание, на политику государства и развитие права. Для того, чтобы определить, чьи интересы выражены в данном учении необходимо исследовать исторические условия создания учения, классовую структуру общества, социальные противоречия, степень и тенденции развития общества. Кроме классовых, социальных интересов политико-правовые доктрины могли содержать и общечеловеческие ценности (идеи справедливости, всеобщие блага, свободы, сострадания, добра и т.д.). Это в том случае, если учения выражали интересы большинства общества, а если меньшинства, то оправдание и укрепление жестокости, несправедливости, привилегий.

Общечеловеческой ценностью является проблема преодоления политического отчуждения. Политическое отчуждение – это превращение государства в аппарат, стоящий над обществом и чуждый с ним. История политических и правовых учений – это процесс накопления, развития аккумуляции знаний о политике, государстве и праве. Но это не исключает иллюзорные, утопические доктрины (теория общественного договора, социализм и др.).

Накопление, возникновение новых политико-правовых учений идет скачкообразно, неравномерно. Эпохи взрыва меняются периодами апатии, плагиата.

Главной причиной развития истории политических и правовых учений является общественная потребность в решении государственно-правовых проблем, конкуренция ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы различных социальных групп. Учения – это не только отражение действительности, но и оценка его, попытка предсказать будущее, преемственность учений, пристрастия авторов (погода, женщины, вино, образование и т.д.). Многое зависит от режима. Демократический. Тоталитарный - официальный (Хрущев – есть 2 точки зрения, одна моя – другая неправильная; ярлыки – роман Дудинцева «Белые одежды» - генетика продажная девка империализма). В гражданском обществе – многообразие идеалов и политико-правовых доктрин.

По прогрессирующему направлению учения делят на:

По срокам и способам достижения идеала:

Классовый подход не всегда верный (например, декабристы, марксисты). Поиски, но не научные, долговременно с предвидением.

Тенденция – возвращение гуманистического начала политических и правовых учений, идей свободы, справедливости, общего блага, общечеловеческих принципов.

Идеология взгляда ориентирована на определенный идеал, не всегда достижимый, но привлекательный для определенной части общества. Большинство политических мыслителей обосновывали свои доктрины «исторической необходимостью», «справедливостью», «волей, интересами народа», «общим благом» и т.д. Многие в этом были искренни и убеждены в истинности и полезности для народа своих положений, а если и заблуждались – то из лучших побуждений. Другие – лишь прикрывались интересами народа, стремясь к личной власти, богатству, честолюбию.