logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Тема 11

Политические и правовые учения в России XVIII в.

План

  1. Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф. Прокоповича и В.н. Татищева.

  2. Политические идеи И.Т. Посошкова.

  3. Политико-правовые учения М.М. Щербатова и С.Е. Десницкого.

  4. Политико-правовые идеи А.Н. Радищева.

Обоснование абсолютизма в России в трудах Ф. Прокоповича

и В.н. Татищева

На рубеже XVII и XVIII в. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Петровские преобразования заложили условия ликвидации отсталости России. Укрепляется крепостное право, закончилось законодательное оформление феодалов в привилегированное «благородное» сословие (шляхетство – дворянство), которое резко противопоставлялось «подлому» люду.

Официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. В законодательных актах того времени утверждалось: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Власть монарха есть выражение идеи «общего блага», «всенародной пользы», так как только монарх знает, что необходимо стране и подданным. И на Западе и в России, концепция просвещения абсолютизма была основана на высокомерном, презрительном отношении к народу как темной, непросвещенной, пассивной, ленивой массе, которая может быть облагодетельствована только при помощи насилия и принуждения. Преодоление отсталости страны осуществлялось свойственными абсолютизму методами административного вмешательства во все стороны жизни подданных, всесторонней опеки, полицейского надзора и принуждения (батоги, палки, штрафы, каторга, тюрьма). Западный опыт насаждался насильственно, внешне. Теория естественного состояния, заимствованная на Западе, вступила в вопиющее противоречие с феодальной действительностью.

С идеологическим обоснованием абсолютизма и петровских преобразований выступила группа дворян и священников – «ученая дружина Петра». Взяв за основу теорию естественного права, антифеодального, антитеологического по основе, они подвергли ее деформации, выборочно используя ее категории, осторожно ссылаясь на авторитеты (не ссылались на теорию Гоббса из-за его материализма), зато ссылались на Гроция и Пуфендорфа.

Одним из видных теоретиков абсолютизма был архиепископ Феофан Прокопович (1681 – 1736 гг.). Получил широкое богословское образование в Киеве, Польше, Италии; преподавал в Киевской духовной академии риторику, философию, богословие, математику и другие науки. Был приглашен Петром I в Петербург, где принимал активное участие в подготовке и проведению церковной реформы. В обосновании церковных реформ писал проповеди, трактаты и другие произведения. В основе его мировоззрения лежит представление о взаимодействии «двух земных пособий»: природы и науки – двух свыше даруемых – знание веры и убеждение в божественности священного писания. Он призывал в политике сочетать доводы естественного разума, законы народные, примеры истории и слово божее.

Духовная власть должна подчиняться светской, государству. В государстве есть чины – утверждал он, - и каждый занят своим делом. Упразднение патриаршества, утверждение Духовной коллегии, а затем Синода Прокопович обосновал ссылками на преимущества коллегиального управления перед единоличным. Сочетанием богословных и рационалистических идей Прокопович обосновал неограниченную монархию. С одной стороны неограниченную власть императора проистекает от бога, с другой - из соглашения, по которому народ отказывается от всех своих прав и свобод, наделяя властью правителя. Прокопович писал, что в безвластном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспечения мира, безопасности, общего блага народ, «не без смотрения божия» заключает соглашение об отказе от всех прав и свободы, о создании государства. Формы правления, зависят от народного соглашения, но устанавливаются не произвольно, а в соответствии с размерами государства. Республики могут существовать «разве в малом народе» и на небольшой территории (Венеции, Генуе, Швейцарии, Бельгии). Главное политико-философское произведение Прокоповича «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей…» - написано в обосновании указа Петра I (1722 г.), определившего право императора назначать наследника престола. Порицая демократию и аристократию, Прокопович, правильной формой государства признает только монархию. Он отдает предпочтение наследственной монархии, где монарх может и должен своим завещанием назначить достойного и способного наследника престола. Права самодержавца, по Прокоповичу, не ограничены и абсолютны; он имеет право регулировать все стороны жизни и быта – от обрядов до употребления платьем, церемоний пиров, погребений и т.д. Подданные же должны все выполнять беспрекословно. Царь стоит над законом, и это полезно народу. С идеологическим обоснованием правового положения дворянства выступил Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 гг.) – государственный деятель, организатор горного дела на Урале, географ, историк, автор труда «История российская».

Татищев сторонник теории естественного права и договорного происхождения государства. Он ссылался на Гроция, Пуфендорфа, Вольфа, но отрицательно отзывался о сочинениях Макиавелли, Гоббса, Локка, содержащих мысли «более вредительные, нежели полезные». Естественное состояние человека – это состояние вольности. Но так как человек живет в окружении себе подобных, он вынужден подчиняться ограничениям трех видов:

  1. по природе (власть родителей);

  2. по договору (отношения найма между хозяином и слугой);

  3. по принуждению (рабство или невольничество).

Первые две узды имеют отношение к происхождению и сущности государств: власть монарха подобна родительской (природной) и основана на договоре. Договор – основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий, к которым относятся местоположение, размер территории и состояние населения. Демократия – «общенародие» - для города или маленькой территории, где можно быстро всех собрать. Аристократия (правление избранных) – для островных государств, защищенных от внешнего врага, привыкшего к подчинению закону, т.е. просвещенного (Англия, Швеция, Венеция). Монархия – для больших территорий, где надо сохранять единство, быть готовым к отражению нападения (Россия, Испания, Франция). Для подготовки порядочного законодательства, пресечения казнокрадства, фаворитизма необходим представительный орган.

Татищев различает законы естественные и гражданские (положительные). Законы положительные основаны на «соображениях политической мудрости», устанавливаются «по произволению каждого народа». Если естественные законы определяют, что «право и неправо», то политика судит о том, что полезно и вредно. Естественное право рассуждает об отдельном человеке, политика – об обществе в целом.

Сословное деление обусловлено исторически сложившимся разделением труда, предопределившим правовое положение каждого из сословий. Привилегии дворянства оттого, что оно защищает государство. Татищев сторонник сохранения табеля о рангах, при котором дворянство пополняется заслуженными выходцами из других сословий. Главным показателем государственной мощи Татищев считал «многолюдство и богатство», а «богатству корень – купечество и рукоделие». Купечество подобно сердцу в человеческом теле. Торговля умножается через вольность купечества. Но это скорее для Запада, для России он считал необходимым и полезным административное вмешательство в промышленность и торговлю, государственный контроль за качеством товаров, жесткую регламентацию предпринимательской деятельности.

Введение крепостничества Б. Годуновым было ошибкой, что вызвало смуту. Но и отменить крепостничество нельзя, т.к. без опеки дворянина – мудрого и просвещенного – ленивый и невежественный крестьянин погибнет. Татищев рекомендует тотальный надзор за крестьянами, строгие меры внеэкономического принуждения, регламентацию всей деятельности и быта. Будучи сторонником просвещенного Закона и разумного правительства, Татищев сформулировал требования к Закону: язык закона прост, понятен, без иностранных слов, законы должны быть согласованы, своевременно доведены, сохранять обычаи, «… в государстве не персоны управляют законом, а закон персонами», - отмечал Татищев.