logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 1. Великая французская буржуазная революция

В истории было немало буржуазных революций. Английская и американская революции хронологически предшествовали французской. Однако если содержание первой было замаскирова- но религиозными мотивами, а содержание американской револю- ции заключалось в освобождении английских колоний от монар- хической метрополии, то французская революция никакой иной задачи, кроме освобождения от феодализма, в себе не несла. Ее отличительная черта состоит в том, что, будучи буржуазной по своему классовому содержанию, она являлась демократической, народной революцией. И ее главной движущей силой были широ-

271

кие народные массы. Именно народ придал французской револю- ции ее размах и глубину.

К середине XVIII в. Франция представляла собой централи- зованное государство с монархической формой правления. 26 миллионов французских подданных были по прежнему разделены на три сословия. К первому относилось духовенство, ко второму - дворянство, а все остальное население страны составляло третье сословие.

Первые два сословия, насчитывавшие около 270 тысяч чело- век, являлись привилегированными. Они владели более 1/3 зе- мельного фонда, обладали налоговыми льготами, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должно- стям. *

Третье сословие, несшее основное бремя налогов, было неод- нородным по своему составу. К нему относились буржуазия, кре- стьянство и городской плебс (рабочие мануфактур и городская беднота). Ведущей силой в третьем сословии была буржуазия, также весьма неоднородная по своему составу. Причины, в силу которых отдельные ее группы находились в оппозиции к правя- щему монархическому режиму, были различны.

Крупная финансовая буржуазия, ссужавшая государство ка- питалами, желала их возвращения.

Средняя, главным образом торгово-промышленная, выступа- ла за отмену жесткой средневековой цеховой регламентации и за- претов в производстве, уничтожение внутренних таможенных по- шлин.

Мелкая буржуазия требовала облегчения податного бремени.

Основную массу третьего сословия составляло крестьянство. К середине XVIII в. личная крепостная зависимость французских крестьян исчезла, но экономическая сохранялась. Только неболь- шой процент крестьянского населения обладал частной собствен- ностью на землю. Большинство крестьян являлось лишь аренда- торами земли, за пользование которой они платили сеньору де- нежный и натуральный оброки. Кроме того, крестьяне были об- ременены многочисленными государственными налогами (поземельным, подушным, налогом на соль и др.), а также цер- ковной десятиной.

Еще в более тяжелом положении находился городской плебс. Рабочее время французского пролетария составляло 14-15 часов в сутки при минимальной оплате труда. Бедственное положение крестьянства и городских низов уже в середине XVIII в. вызвало их массовые выступления.

Конец 80-х годов ознаменовался торгово-промышленным кризисом и неурожаями, что привело к финансовому банкротству государства и обострению классовой борьбы. В стране отчетливо 272

проявился кризис феодально-абсолютистской системы и созда- лась революционная ситуация.

Монархия оказалась не в силах удерживать свои позиции и вынуждена была пойти на уступки. В 1787 г. была сделана попыт- ка приглушить социальную напряженность путем введения едино- го поземельного налога без сословных различий. При этом, желая заручиться поддержкой привилегированных сословий, монархия обратилась к освященной традицией форме участия представите- лей этих сословий в решении важных вопросов - собранию но- таблей. Однако собрание нотаблей отказалось утвердить новый налог. Оно потребовало созыва Генеральных штатов, не созы- вавшихся с 1614 г. Король вынужден был уступить.

В мае 1789 г. в Версале во дворце «малых забав» открыли свои заседания Генеральные штаты. Они по прежнему состояли из представителей трех сословий. Причем, от первого и второго со- словия было по 300 представителей, а от третьего - 600. С нача- лом работы Генеральных штатов встал вопрос о регламенте - по- рядке ведения заседаний и правилах голосования. Старый поря- док, когда все сословия заседали отдельно и каждое из них обла- дало правом одного голоса, не устраивал представителей третьего сословия. Желая реализовать свое численное превосходство, они стали настаивать на совместном заседании и новом порядке при- нятия решений - по большинству голосов депутатов. Более месяца велись безрезультатные переговоры. 17 июня 1789 г. представите- ли третьего сословия и присоединившаяся к ним часть депутатов от первых двух сословий (низшее духовенство и либеральное дво- рянство) объявили себя Национальным собранием. 9 июля 1789 г. Национальное собрание было провозглашено Учредительным. Это означало, что собрание брало на себя ответственность и пра- во на издание новых и отмену старых законов.

Активная позиция Учредительного собрания испугала коро- левское правительство. Однако король не считал дело проигран- ным и перешел в наступление. Он отправил в отставку популяр- ного среди депутатов и в стране министра финансов Ж. Неккера. Вокруг Парижа стали стягиваться войска. Открытая подготовка двора к разгону Учредительного cq6paHra послужила поводом к всенародному восстанию в Париже 13-14 июля 1789г. К вечеру 13 июля почти весь город был в руках восставших, на сторону кото- рых перешла большая часть королевских войск. 14 июля восстав- шие штурмом взяли крепость-тюрьму Бастилию - символ фран- цузского абсолютизма.

Падение Бастилии стало началом Великой французской ре- волюции, изменившей не только Францию, но и весь мир.

В революции четко определились три этапа:

273

-период фельянской конституционной монархии (14 июля 1789 г.- 10 августа 1791 г.)

-период жирондистской республики (10 августа 1791 г. - 2 июня 1793 г.)

-период якобинской диктатуры (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.)

Названия этапов - фельянский, жирондистский, якобинский - происходят от имени тех сил, которые доминировали в политиче- ской жизни страны и определяли государственную политику каж- дого из периодов. Все названные политические группировки вы- делились из революционного Якобинского клуба, образованного в 1789 г. и первоначально объединявшего всех противников фео- дально-абсолютист ского »троя. По мере развития революции взгляды на ее конечные результаты среди участников клуба стали существенно расходиться.

В июле 1791 г. из Якобинского клуба выделилась группа мо- нархистов-конституционалистов и основала Клуб фельянов, по- лучивший название по месту заседаний в помещении, ранее при- надлежавшем монашескому ордену фельянов. Политическое тече- ние фельянов выражало интересы либерального дворянства и консервативной буржуазии, выступавших против углубления ре- волюции, за установление конституционной монархии. Его лиде- рами были Мирабо, Лафайет, Байи, Барнав, Ламет, Дюпор. Фельяне стали доминирующей силой в первый период революции. Их взгляды нашли отражение в Конституции 1791 г. и других за- конодательных актах этого периода.

В октябре 1792 г. произошел второй раскол Якобинского клуба. Из него выделилось течение жирондистов, представлявшее интересы республикански настроенной торгово-промышленной и землевладельческой буржуазии, преимущественно провинциаль- ной. Свое название оно получило от департамента Жиронда, от- куда происходили многие деятели партии: Верньо, Бориссо, Ро- лан, Кондорсе. Жирондисты стали господствующей силой и опре- деляли государственную политику второго этапа революции.

Третий этап революции называют якобинским в связи с тем, что к власти в этот период пришла наиболее радикальная часть Якобинского клуба - якобинцы - монтаньяры. Они выражали ин- тересы демократической буржуазии, выступавшей в союзе с кре- стьянской и плебейской массой. Их лидерами были Робеспьер, Дантон, Марат, Сен Жюст, Кутон, Барьер.

Конституционная монархия. Первый этап революции (14 ию- ля 1789 г. - 10 августа 1792 г.) стал периодом господства крупной буржуазии и примкнувшего к ней либерального дворянства.

274

Верхи третьего сословия, представленные политической группировкой конституционалистов, а впоследствии фельянов, заняли доминирующее положение в Учредительном собрании, новых органах местного самоуправления - муниципалитетах, в командовании национальной гвардией и определяли государст- венную политику периода.

В той мере, в какой их политические устремления совпадали с интересами основной части третьего сословия и были направлены против пережитков феодального строя, они являлись прогрессив- ными.

Таковыми стали декреты об отмене сословного деления (1789 г.), о передаче церковных имуществ нации (1789 г.), о введе- нии нового административно-территориального устройства госу- дарства (1789-1790 гг.), об упразднении цехов (1791 г).

Но в главном вопросе революции - аграрном крупная бур- жуазия и либеральное дворянство занимали консервативную по- зицию. Принятые под давлением крестьянского движения декреты об отмене некоторых феодальных привилегий (1789 г.) и «личных» феодальных повинностей (1790 г.) сохранили основные права феодалов и не удовлетворяли крестьянство.

Стремлением упрочить свое политическое господство про- никнуты декреты о введении цензовой избирательной системы (1789 г.) и запрещении рабочих союзов и стачек (закон Ле Шапе- лье от 1791 г.).

Политические устремления крупной буржуазии наиболее яр- ко отразились в двух важнейших конституционных документах периода: «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. и Конституции 1791 г.

Декларация прав человека и гражданина, написанная в духе общенационального манифеста, была утверждена 26 августа 1789 г. Она содержала 17 статей, где в концентрированной форме были изложены главные прогрессивные идеи политико -правовой мысли Франции XVIII в. (теоретический принцип Монтескье о разделе властей, идеи Руссо о народном суверенитете и о сущно- сти закона как выражения общей воли, мысли Вольтера, Дидро и др.). Ее создателями стали Лафайет, Мирабо, Дюпор, Мунье и др. Декларация провозглашала основополагающие принципы граж- данского общества и правового государства, нерушимость «естественных и неотъемлемых прав человека», народного суве- ренитета, разделение властей, института ответственности власти, понимаемого как «право требовать отчета у каждого должност- ного лица по вверенной ему части управления» (ст. 15).

К естественным и неотчуждаемым правам человека Деклара- ция относила свободу, собственность, безопасность и сопротив- ление угнетению. При этом свобода определялось как возмож-

275

ность «делать все, что не приносит вреда другому», а границы ее пользования очерчивались только законом. Отдельно провозгла- шались свобода мысли как «драгоценнейшее из прав», свобода слова и вероисповедания.

Права граждан определяли степень участия гражданина в деятельности государства. К их числу относилось избирательное право и право на участие в управлении делами государства. В ст. 6 утверждается принцип всеобщего избирательного права. «Закон, - говорилось в ней, - есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих пред- ставителей в его образовании». При этом провозглашалось право каждого на участие в управлении делами государства. «Всем гра- жданам ввиду их равенства*перед законом, - говорилось в Декла- рации, - открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям».

Декларировались новые положения и принципы уголовного права и судебного процесса, к числу которых относились:

принцип - «нет преступления, не указанного в законе» (nulluem crimen sine lege), определяемый через неприкосновен- ность личности, недопустимость привлечения к ответственности, задержание и заключения иначе, как в случаях, прямо предусмот- ренных законом (ст. 7);

принцип - «нет наказания, не указанного в законе» (nulluem poena sine lege), согласно которому преступным считается лишь деяние, квалифицированное как таковое в законе, и «никто не может быть наказан иначе как в силу закона, надлежайше приме- ненного, изданного и обнародованного до совершения преступ- ления» (ст.5, 8);

презумпция невиновности подсудимого в уголовном процес- се, в соответствии с которой «каждый привлеченный к ответст- венности предполагается невиновным, пока не установлено об- ратное» (ст. 9).

Декларация прав человека и гражданина имела огромное прогрессивное значение в борьбе против феодально- абсолютистского строя за демократизацию общественной жизни. Она вызвала подъем революционного энтузиазма во Франции и породила надежды в беднейших слоях населения на уничтожение феодального гнета, радикальное разрешение аграрного вопроса, улучшение экономического положения, предоставления прав, провозглашенных Декларацией. Однако большинство ее положе- ний носили расплывчатый и абстрактный характер, что давало возможность трактовать их в угоду политической конъюнктуре.

Конституция 1791 г. стала итоговым документом первого этапа революции. Она установила государственный строй, осно-

276

ванный на принципах уважения прав и свобод человека, разделе- ния властей, национального суверенитета, представительного правления.

Конституция состояла из введения и 7 разделов. Деклара- ция 1789 г. вошла в нее как вводная часть, а ряд положений ранее принятых декретов во многом определил ее содержание.

Во введении провозглашалась отмена основных феодальных пережитков: сословного деления общества, вотчинной юстиции, продажи и наследования государственных должностей, цеховых регламентации, но по прежнему умалчивалось об отмене фео- дальных повинностей крестьянства.

Конституция гарантировала

Второй раздел определял новое административно-террито- риальное устройство. Страна была разделена на 83 департамента, департаменты на дистрикты, а последние на кантоны. Сельские и городские общины (коммуны) получили «право избирать из своей среды на определенный срок в порядке, предусмотренном зако- ном, муниципальные органы, призванные вести местные дела об- щины». Данные положения уничтожали старую административ- ную раздробленность и обеспечивали национальное единство го- сударства, а выборы новых муниципалитетов стали политической школой для французов.

Третий раздел Конституции стал ключевым. Он определял форму правления, полномочия ветвей власти, избирательное пра- во. Государство по форме правления становилось конституцион- ной монархией.

Законодательная власть вручалась однопалатному Нацио- нальному собранию (законодательному корпусу), избираемому на 2 года. Избирательным правом по Конституции пользовались только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, «которьШ исполнилось 25 лет от роду, имеющие место жительства в городе или кантоне в течение уста- новленного законом времени, уплачивающие прямой налог в раз- мере не менее стоимости 3 рабочих дней, не находящиеся в услу- жении, внесенные в список национальной гвардии муниципалите- та по месту жительства и принесшие гражданскую присягу». По официальной статистике, в результате этого положения из 26 миллионов французского населения право избирать получили только 4 миллиона человек.

277

Кроме того, выборы депутатов в законодательный корпус не были прямыми. Первичные собрания в городах и кантонах долж- ны были избирать выборщиков (один выборщик на сто активных граждан), для которых устанавливался повышенный ценз.

Депутаты, избранные по департаментам, считались предста- вителями всей нации и не являлись, в связи с этим юридически ответственными перед своими избирателями. Избиратели не мог- ли давать им никаких наказов и отзывать своего депутата. Пред- ставители нации пользовались неприкосновенностью. Запреща- лось подвергать их преследованию и обвинению за мысли и дей- ствия, совершаемые при выполнении депутатских обязанностей.

К компетенции Национального законодательного собрания Конституция относила шицокий круг вопросов в различных об- ластях государственной жизни, среди которых - право выступать с законодательной инициативой, принимать законы, устанавли- вать налоги, контролировать расходы государственных средств, учреждать и упразднять государственные должности, привлекать к ответственности министров и иных высших должностных лиц исполнительной власти, устанавливать численность и состав воо- руженных сил, ратифицировать международные договоры.

Национальное законодательное собрание не могло быть рас- пущено королем.

Исполнительная власть вверялась королю, который осущест- влял ее совместно с министрами.

К прерогативам короля относились назначение и увольнение министров, послов, подписание законопроектов, изданных На- циональным собранием, издание указов во исполнение принятых законов, общее командование вооруженными силами.

При этом исполнительная власть короля была существенно ограничена. Король мог назначить министра, но был не в силах освободить его от судебной ответственности. Назначенные коро- лем министры могли быть преданы суду по решению Националь- ного собрания.

Отказ короля в утверждении законопроекта, принятого зако- нодательным корпусом, мог иметь только отлагательное значе- ние. Подтвержденный двумя вновь созванными составами На- ционального собрания законопроект не требовал подписи короля. В отношении распоряжений короля действовал принцип контра- сигнатуры, по которому ни один приказ короля не подлежал ис- полнению без подписи соответствующего министра.

Король являлся верховным главнокомандующим сухопутных и морских вооруженных сил, но решение о начале военных дейст- вий должно было приниматься с согласия законодательного кор- пуса. Подписание им любых международных договоров требова-

278

ло обязательной последующей ратификации Национальным соб- ранием.

Судебная власть вручалась судьям, избранным народом и ут- вержденным в должности королем. Они не могли быть «смещены иначе, как за преступления по должности, надлежаще установлен- ные в судебном порядке».

Для отправления уголовного судопроизводства вводился суд с участием присяжных заседателей.

Создавался кассационный суд, который принимал решения по жалобам на приговоры судов. Он не рассматривал дело по су- ществу, но мог в случае обнаружения достаточных на то основа- ний отменить приговор и направить дело «на новое рассмотрение в тот суд, которому дело подсудно».

Учреждался и Верховный национальный суд, в состав кото- рого входили члены кассационного суда и верховное жюри. Он разбирал «проступки министров и главных чиновников исполни- тельной власти, а также преступления, угрожающие общей безо- пасности государства».

Конституция 1791 г., провозглашавшая новые принципы буржуазного государственного права, умолчала об отмене фео- дальных повинностей крестьян, ввела цензовое избирательное право, сохранила бесправное положение коренных жителей фран- цузских колоний. С принятием Конституции правые в Нацио- нальном собрании объявили революцию законченной.

С 1792 г. на внутреннюю ситуацию в стране все большее влияние стала оказывать внешнеполитическая обстановка. Коа- лиция западноевропейских государств начала готовить военную интервенцию с целью поддержать монархический строй во Фран- ции, и «ликвидировать революционную заразу».

20 апреля 1792 г. Франция объявила войну Австрии, активно поддерживающей вооруженный лагерь французских роялистов. Вскоре в войну против Франции вступила Пруссия.

25 июля 1792 г., когда неприятельские войска перешли фран- цузскую границу, главнокомандующий австро-прусских сил гер- цог Брауншвейгский обнародовал манифест, призвавший пари- жан покориться Людовику XVI и грозивший полным разрушени- ем Парижа за малейшее нарушение неприкосновенности короля.

Ультимативный тон манифеста вызвал негодование свободо- любивых граждан и стал толчком к народному восстанию против монархии. Руководство восстанием взяла на себя созданная в ночь с 9 на 10 августа повстанческая Парижская коммуна. В ре- зультате победоносного народного восстания в Париже 10 авгу- ста 1792 г. правительство фельянов было свергнуто, а француз- ский король арестован. Декретом Национального собрания от 11 августа 1792 г. было провозглашено отрешение короля от власти

279

и объявлено о созыве нового органа государственной власти - Национального конвента на основе всеобщего (мужского) изби- рательного права.