logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Политические идеи Андрея Курбского

Андрей Курбский (1528 – 1583 гг.) – принадлежал к знатному роду Рюриковичей. До 1564 года – ближайший подручник русского царя, влиятельный царский воевода, один из любимцев Ивана IV. Из любимцев превращается в опального, бежит в Литву и поступает на службу к королю Польскому и Великому князю Литовскому Сигизмунду II Августу. Принимает участие в войне против России.

Желая оправдать свою измену, пишет послание Ивану Грозному, где обвиняет царя в несправедливых гонениях на себя и других русских воевод, в истреблении без вины целых боярских семей, свое бегство представляет как изгнание. Между ними завязывается переписка, где каждый обвиняет другого в тяжких преступлениях и оправдывает себя. Это - два послания русского царя изменнику и три послания последнего своему государю. По ней, мы судим о политических и правовых взглядах как Ивана Грозного, так и Андрея Курбского. Литературное наследие Курбского велико. Кроме трех посланий царю, оно включает десятки посланий разным государственным и церковным деятелям, а также написанное к концу 70-х годов XVI в. сочинение «История о великом князе Московском», многочисленные переводы произведений таких авторитетных христианских писателей как Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Дионисий Ареопагит, Григорий Богослов и др. По уровню образованности Андрей Курбский не уступал Ивану Грозному и остается загадкой как он, будучи воеводой и проводя с юных лет время в военных походах, сумел так много прочитать книг. Уже в первом послании Курбскому Иван Грозный обращается к нему как к крестопреступнику и губителю христианства, еретику.

В действительности Курбский никогда не предавал христианской православной веры и был активным ее защитником. По мнению Курбского – всякая ересь губительна для государства. Следовательно, могущество и благополучие государства зависит от распространении в нем Священного писания и процветания философских наук. Свое имение в Миляновичах (близ Ковеля – подаренное Польским королем – зависть польской шляхты) он превратил в центр православной духовной культуры в Литве, перевез сюда значительную часть своей большой библиотеки, собрал вокруг себя знатоков древних языков, организовал с ними перевод на церковно-славянский язык важнейших богословных произведений. Резко выступал против католицизма и протестантизма, унии католической и православной церкви. По мнению Курбского, ослабление христианской веры и распространение ереси порождает у людей безжалостность и равнодушие к своему народу и отечеству. Эти странные свойства он замечал в избытке у польских и литовских аристократов. Кубский обвинял Ивана Грозного в злодействах, в попрании христовых заповедей. Как и Иван Грозный, Кубский трактовал верховную государственную власть как дар от Бога. Россия для него не простое государство, но «святорусская империя». Русский царь, в понимании Курбского, это прежде всего праведный судия. Однако носители государственной власти, не исполняют заповеди божьи, а творят произвол. В третьем послании Ивану Грозному, Андрей Курбский проводит мысль, что беззаконие, творимое властителем, губительно не только для подвластных, но и для самого властителя и его семьи. Царь, по его мнению, утратил то, что подобает по царскому сану, а именно: праведный суд и защиту подданных. В представлении Курбского, царская власть должна осуществляться при содействии советников – совещательном органе при царе (типа Избранной рады). В вопросах соотношения светской и церковной власти Андрей Курбский был близок к идеологии нестяжателей. Он полагал, что церковь должна препятствовать беззаконию и кровавому произволу властителей, к этому призывает дух христианских мучеников, принявших смерть в борьбе против преступных и несправедливых властителей. Однако Курбский знал, что никто на грешной земле не заступится за униженных и оскорбленных, кроме самого Господа Бога. И только «Страшный суд» принесет им избавленье от преступных властителей.