logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси

Первыми письменными источниками права Киевской Руси являлись договоры Руси с Византией 912 и 945 года. Наиболее значительными были «Русская правда» и церковные уставы великих князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Законоподданство Киевской Руси предстает как результат законотворческой деятельности конкретных властителей. Однако законодательные полномочия не давали им возможностей для произвола. Законотворчество воспринималось как обязанность, возложенная богом. Законодательство было конкретным, казуистичным. Законоподданство Киевской Руси в отличие от законоподданства других государств отличалось своим гуманизмом. Для него характерна сравнительная мягкость наказаний, которая, как правило, выражается в денежном штрафе. Здесь русский законодатель исходил из идеи святости человеческой жизни и не предусматривал смертной казни в качестве меры наказания. Однако термины «казнь», «казнить» часто употреблялись в законодательных актах, но подразумевали они не лишение жизни, а простое и телесное наказание. Развитие гуманизма было связано с распространением на Руси православной христианской веры, но главные предпосылки этих начал коренились все же в самом русском обществе, его экономическом и социально-политическом строе и духовном складе. Если Византийскому законодательству были свойственны самые жестокие наказания за преступления: отсечение руки или носа, выкалывание глаз, оскопление и т.д., то на Руси эти нормы не были восприняты.

Характерной чертой законодательства Киевской Руси было представление о преступлении как о деянии, причинившем материальный вред другому человеку. Наказание мыслилось как возмещение данного вреда. Поэтому оно выражалось обычно в денежной форме, сумма которой устанавливалась законом. С принятием христианства добавляется мысль о преступлении, как еще и о грехе. Последнее стало мыслиться, помимо прочего и в виде духовной кары. По мере распространения христианства углубляется идейное содержание концепции духовной кары. Идея духовной кары возникла на Руси еще в рамках язычества. Однако благодаря христианству она получила новое, более глубокое содержание (от проклятия до страшного суда перед богом).

На Руси рано осознали высокую ценность права и общественной жизни. Оно мыслилось в русском обществе не только в качестве орудия управления, инструмента для поддержания порядка, но и в виде средства воспитания души. Это представление о праве хорошо выражало понятие «правда», которое со времен Ярослава Мудрого все чаще использовалось в качестве замены понятию «закон». Однако последнее употреблялось более для обозначения нравственно-религиозных заповедей, нежели для названия нормативного акта, изданного властителем.

В современной историко-правовой науке стали называть «правдами» сборники правовых норм, возникших в западноевропейских странах в эпоху раннего феодализма («варварские правды»: «Салическая правда», «Бургундская правда» и т.п.). Однако термин «правда» имеет сугубо русское, специфическое значение.

Итак: политическая и правовая мысль Киевской Руси была направлена на сплочение русского общества, сохранение единства государственного механизма. Поэтому государственная деятельность представала как служение Русской земле, а также начало правды, справедливости и добра, воплощенным в православном христианской религии.

Русская политическая и правовая мысль основывалась на классических произведениях христианской литературы, византийских авторах, древнегреческих и древнеримских философов.

Русская мысль впитала в себя достижения мировой духовной культуры, сохранившую самобытность. К началу XIII в. Киевская Русь как единый государственный организм прекращает свое существование. Однако политические и правовые идеи Киевской Руси влились в политико-правовую идеологию Московского государства.

В XIII в. для Руси наступили тяжелые времена. Ослабленная княжескими междоусобицами, страна была захвачена монголо-татарами. Осмыслению причин великой беды посвящены сказания «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» и другие. Их авторы видели в этих трагических событиях наказание за небрежение к христианским, нравственным и правовым нормам. Пять «Слов» архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона Владимирского говорят об этом: «Се уже к 40 лет приближаеть томление и мука. Кто же ны сего доведе? Наша безаконье и наши греси, наше непослушанье, наше непокаянье». И далее он призывает: «Лучши, братья, престанем от зла; лишимъся всех дел злых: разбоя, грабленья, пьянства, прелюбодейства, скупости, лихвы, обиды, татбы, лжива послушьства, гнева, ярости, злоиманья, лжи, клеветы, резоиманья» («Лживо послушьство» - лжесвидетельство; «резоиманье» - ростовщичетство). Именно такие деяния, утверждал Серапион, привели к гибели Вавилон, Рим и другие некогда могущественные города.