logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Общественный и государственный строй Рима

Общественный строй Римской республики был весьма слож- ным. Основными классами его были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, которую называли нобилями. Классовое деление в Риме было своеобраз- ным. Всякий римский гражданин, каким бы ни было его состоя- ние, считался безусловным обладателем политических прав.

Со временем вырабатывается следующая политико-правовая доктрина: «Люди не равны друг другу, но все равны перед зако- ном». Только римский гражданин наделен всеми правами. Все остальные пользуются не столько правами сколько милостями от государства.

Гражданство в Риме приобреталось: 1) рождением от римля- на и римлянки (или от римлянки, не состоящей в браке); 2) усыновлением чужестранца римским гражданином; 3) отпу- щением на волю раба; 4) пожалование римского гражданства це-

88

лым народам или отдельным лицам. Становясь гражданином Ри- ма, он становился обладателем основных политических прав. Он участвует в народном собрании, становится воином, получает от государства земельный надел. В отличии от других государств в Риме правоспособность наступала при наличии одновременно трех статусов: status libertatus- быть свободным, а не рабом; status civitatus - быть гражданином Рима; status famileas - быть свобод- ным от власти домовладыки.

Политическое полноправие, как видим, не связывалось с полноправием в гражданских правоотношениях. Так, пока был жив отец сын находился под его властью и не мог самостоятельно совершать сделки, если не было на то доверенности отца.

Римское гражданство могло быть утраченным вследствие продажи в рабство за неуплату долга (пока не была отменена дол- говая кабала); за совершенное преступление; вследствие изгнания из Рима.

Женщины были лишены политических прав к какому бы со- словию они не относились. Что касается гражданских прав, то они обладали урезанной гражданской правоспособностью.

Вольноотпущенниками становились рабы, отпущенные на во- лю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны. Вольноотпущенник не мог служить в армии (не доверяли), не мог быть избран на какую-либо должность. Голосо- вал только в территориальной трибе. Он обязан был приходить на помощь к своему господину по первому же зову. В то же время вольноотпущенник мог без ограничений быть участником граж- данско-правовых отношений.

Латины представляли собой категорию подвластного и не- полноправного населения. Это были жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима. Римского гражданства они не имели. Могли совершать в Риме любые сделки. Их споры рассматривали римские суды.

Перегринами назывались все жители за пределами Лациума. Это земли, завоеванные Римом. Никаких политических прав у них не было. В своих имущественных отношениях с римскими граж- данами перегрины руководствовались особыми, специально вы- работанными нормами права- «правом народов» (jus gentium). Шаг за шагом в Риме возникает целая система права - «право на- родов», которая существует одновременно с квиритским (цивиль- ным) правом, регулировавшим отношения исконных римских граждан.

Рабы были основной производительной силой в Риме, где рабство приняло классические формы. Основным производителем материальных ценностей стали лица, стоявшие за пределами это- го общества. Основная масса рабов была в домах богатых рим- лян. Здоровые мужчины и женщины назначались на сельские ра-

89

боты. Над каждым десятком рабов был поставлен старший, кото- рый в свою очередь подчинялся прокуратору (управляющему и надсмотрщику за всеми рабами, тоже рабу). Рабы были на кухне, в бане, на конюшне и в пекарне. Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Много- численность домашних слуг должна была свидетельствовать о бо- гатстве. Знатные римляне любили выставлять свое богатство на- показ. Устройством пиров, хранением продуктов, закупкой всего необходимого для хозяйства ведали специальные рабы. Даже ка- значей, у которого хранились ключи от кассы хозяина, был ра- бом.

Господин имел над р&бом право жизни и смерти. Рабовла- дельцы считали, что невольников можно удерживать в повинове- нии только побоями. Издевательства попавшими под их власть людьми были многообразны. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку, чтобы он не смел отлучиться от дверей.

Правовое положение раба в Риме как нельзя лучше характе- ризуется словами, которые любили повторять господа: «раб - го- ворящее орудие», «раб - суть вещи», «человек умирает в рабе». Соответственно этим воззрениям раб не имел семьи, не мог иметь собственность. Господин, руководствуясь хозяйственной целесо- образностью, мог наделить раба имуществом для оперативного управления. Например, раб - капитан корабля получал судно и рабов - матросов для эксплуатации, или, скажем, раб получал зе- мельный участок и рабов для производства сельхозпродуктов. Такое имущество, переданное рабу для извлечения выгоды госпо- дину, называлось пекулием.

В Риме существовали невольничьи рынки. Самая ходовая торговля рабами шла на Марсовом поле. Работорговцы имели лавки и на форуме, и на Священной горе. Но в центре города уже не хватало места для продажи многих тысяч привозимых сюда рабов. Пришлось использовать для этого обширное Марсово по- ле, предназначенное ранее для военных упражнений.

Всякий ущерб, причиненный рабу, давал его хозяину право на возмещение убытков точно также, как если бы была поврежде- на вещь. В случае, если раб похитил вещь, считалось что размер возмещенного вреда не должен превышать стоимости раба.

Трудовой день рабов длился от зари до зари. «Раб должен или работать, или спать», - говорили римляне. Самым ужасным было положение рабов, работающих на селе, в рудниках, на гале- рах. Однако не покорность, а возмущение и ненависть вызывали у рабов жестокость господ. Свидетельством тому - бесконечные восстания рабов.

90

Государственный строй Римской республики. Главная цель го- сударства - подавление сопротивления рабов, постоянный их приток, обеспечение эксплуатации рабского труда.

Основным органом власти в Риме был сенат. Сенаторов на- значала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фак- тически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, что сенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срок консулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы - казначеи. Ос- новным критерием для сенатора- благородство происхождения, насколько глубоки были корни рода, к которому принадлежал сенатор.

Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательство- вал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недейст- вительными. И в этом заключались его законодательные функ- ции.

Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С се- натом вынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. по- сле отправления должности в течение одного года они рассчиты- вали получить в управление ту или иную провинцию. И, наконец, стать сенатором.

К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, воен- ное дело, дела культов и т.д. Особое значение для сената было распоряжение казной. В чрезвычайных для государства обстоя- тельствах (в условиях войны, восстания рабов) сенат мог устано- вить временную (до 6 месяцев) военну"ю диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был наделен чрезвычай- ной властью. Все обычные магистратуры становились в его под- чинение.

Сенат не был судебным органом, но он был вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании преступле- ний.

Итак, римский сенат был одновременно и законодательным, и исполнительным, и в некотором роде, судебным органом. Все- властие сената налицо. А так как он по своему составу был орга-

91

ном римской аристократии, то и Рим был республикой аристо- кратической. В отличии от Афин, где решающее значение при- надлежало торговому и ростовщическому капиталу, здесь в Риме господствовала земельная аристократия, которая с времен разло- жения первобытнообщинного строя не встречала серьезного со- противления ремесленников и купцов.

Сказала свое слово и вековая борьба между плебеями и пат- рициями. И в этой борьбе сенат оставался оплотом землевладель- цев.

Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: центу- риатные и трибутные. Как было сказано выше, они собираются по распоряжению соответствующего должностного лица и прохо- дили под его председательством.

Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. На стене римской крепости поднимали красное знамя, что означало начало собрания. Красное знамя в Риме было военным знаменем. Вид его напоминал собравшимся, что они воины и могут, если потребуется, сразу с собрания отправиться в поход.

Собрание начиналось с жертвоприношения. Рядом с жерт- венником, где горел огонь, находились должностные лица, наи- более почетные граждане, жрецы, гадатели. Ближе всех к алтарю стоял председательствующий, как правило, консул. Председатель обращался к народу с речью, в которой он излагал выносимый на голосование вопрос. Люди молча слушали оратора и ничего не говорили. Они могли лишь, голосуя, принять или отвергнуть предложение целиком. Предложение внесено и надо приступать к голосованию. Сразу же после речи председательствующего звуча- ла команда: «По центуриям стройся!» И каждый шел к своей цен- турии. Центурии одного разряда становились вместе. Впереди всех выстраивались восемнадцать центуриев, составлявших из са- мых богатых граждан, которые в случае войны должны являться на коне. Вот почему их и называли всадниками. За всадниками выстраивались восемьдесят центурий первого разряда. Они долж- ны были являться на войну в полном тяжелом вооружении: шлем, щит, меч, копье, бронзовый панцирь, поножи. За ними стали гра- ждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по двадцать центурий в каждом). Их вооружение было победнее (нет бронзо- вого панциря). Двадцать центуриев четвертого разряда состояла из еще более бедных граждан. Все их вооружение состояло из ко- пья и меча. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Вооружение всех тридцати разрядов со- стояло из лука и стрелы, запаса камней. Позади всех вставала единственная центурия состоящая из пролетариев. Были еще сто- явшие особняком четыре центурии: плотников, медников и две сотни музыкантов. Так готовились к голосованию 193 центурии. Каждая центурия имела один голос, независимо от того, сколько 92

в ней было людей. Не все приходили на Марсово поле. В центури- ях пятого разряда могло насчитываться по несколько человек. Одни не приходили потому что не могли оставить свое хозяйство, а другие не желали терять времени, дабы знали, что их голос не будет иметь значения как было отмечено выше, если первые раз- ряды набирали 193 голоса, то не было нужды продолжать голосо- вание. С крепости снималось красное знамя и народное собрание, таким образом, объявлялось закрытым.

Здесь, в центуриатных комициях утверждали (или отклоняли) законопроекты, избирали консулов, цензоров, преторов, других магистратов республики.

Постепенно законодательная компетенция центурий перехо- дит к комициям трибутным. Количество территориальных триб выросло от четырех (по реформе Сервия Тулия) до 35 - за счет расширения территории Рима и его окраин. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом ок- руге. Естественно, что эти собрания были более демократически- ми. На них обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание прохо- дило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Трибутные комиции полу- чили право рассматривать жалобы на решение магистратов по судебным делам.

Магистратура - есть совокупность должностных лиц рес- публики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные (известный нам военный диктатор) и ординарные, т.е. обыкновенные.

Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они об- ладали такими правами, которые носили название ямпериум. ко- мандование армией, право собирать народное собрание и сенат, председательствовать в этих органах, право издавать приказы и отправлять суд.

Самыми высшими магистратами в Риме были консулы. Их было двое. Они командовали армией, заключали перемирие с вра- гами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Консулы были облачены в пурпурный плащ, высокие сапоги. Их всюду сопровождали двенадцать ликторов со связками прутьев, из которых угрожающе торчали лезвия секир. Должность консула считалась самой почетной. Римляне даже ка- ждый год своего календаря называли именами обеих консулов. Вспоминая что-либо, римлянин говорил: «Это было в год Пизо- на-Габиния», т.е. когда консулами были Публий Пизон и Авл Га- биний. При исполнении своих обязанностей консулы восседали на креслах из слоновой кости. Со временем ряд полномочий консу- лов перешло другим магистратам. Так, с учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам.

93

Это право перешло к преторам, которых в III в. до н.э. было два, а в последующем четыре и более. Претор имел право собирать на- родное собрание и сенат. Претора сопровождали шесть ликторов.

Цензоры избирались центуриатными комициями на пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя из имущественно- го состояния каждого, определяли сумму налога. И как было от- мечено выше, цензоры заполняли вакантные места в римском се- нате.

Плебейские трибуны занимали особое положение в римском государстве. Должность народного трибуна была учреждена, как сообщают некоторые источники, в 494 г. до н.э. Патриции под мощным давлением плебеев вынуждены были пойти на эту уступ- ку. Эту должность, естественно, всегда занимали плебеи. Трибун пользовался правом неприкосновенности и он не был ответствен- ным за свои дела. Трибуны обязаны были защищать плебеев от насилия и несправедливости со стороны патрициев. Двери его дома должны быть всегда открыты и он не мог покидать город. Трибуну было предоставлено право приостанавливать исполне- ние любых приказов магистров, кроме приказов диктатора. И что особенно характерно, он имел право «вето» и на постановление сената. Трибуну нужно было только произнести слово «veto», что значит «запрещаю», и любое распоряжение становилось недейст- вительным. Правда, это «veto» могли опрокинуть другие народ- ные трибуны своим единогласным решением.

Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количе- стве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек.

Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вы- звать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должни- ков.

Власть трибунов была ограничена тем, что распространялась на территорию города Рима и его ближайшие окрестности на полтора километра.

Постепенно трибуны получили право созывать народное со- брание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, так как не обладали военной властью. Они собирали только народ- ные собрания по округам (трибам).

Таковы были права и обязанности народных трибунов этих новых должностных лиц Римской республики, впервые появив- шихся после попытки плебеев уйти на Священную гору.

Все магистратуры были коллегиальными (избиралось два консула, несколько преторов, трибунов, цензоров и т.д.). Суть дела в том, что один магистрат мог положить «veto» на решение

04

своего коллеги. В государственных делах следует действовать со- гласованно.

Все магистратуры были срочными. Они избирались на один год. Исключение составляли цензоры. Их избирали на пять лет, что объясняется кропотливостью и объемом их деятельности, ко- торую вряд ли можно осуществить в течение одного года.

Все магистратуры были безвозмездными, что не позволяло их занимать представителям малоимущих классов.