§ 2. Общественный и государственный строй Рима
Общественный строй Римской республики был весьма слож- ным. Основными классами его были рабовладельцы и рабы. Но класс рабовладельцев не был однородным. В нем слились воедино верхушка патрициата и плебса. Это была новая знать, которую называли нобилями. Классовое деление в Риме было своеобраз- ным. Всякий римский гражданин, каким бы ни было его состоя- ние, считался безусловным обладателем политических прав.
Со временем вырабатывается следующая политико-правовая доктрина: «Люди не равны друг другу, но все равны перед зако- ном». Только римский гражданин наделен всеми правами. Все остальные пользуются не столько правами сколько милостями от государства.
Гражданство в Риме приобреталось: 1) рождением от римля- на и римлянки (или от римлянки, не состоящей в браке); 2) усыновлением чужестранца римским гражданином; 3) отпу- щением на волю раба; 4) пожалование римского гражданства це-
88
лым народам или отдельным лицам. Становясь гражданином Ри- ма, он становился обладателем основных политических прав. Он участвует в народном собрании, становится воином, получает от государства земельный надел. В отличии от других государств в Риме правоспособность наступала при наличии одновременно трех статусов: status libertatus- быть свободным, а не рабом; status civitatus - быть гражданином Рима; status famileas - быть свобод- ным от власти домовладыки.
Политическое полноправие, как видим, не связывалось с полноправием в гражданских правоотношениях. Так, пока был жив отец сын находился под его властью и не мог самостоятельно совершать сделки, если не было на то доверенности отца.
Римское гражданство могло быть утраченным вследствие продажи в рабство за неуплату долга (пока не была отменена дол- говая кабала); за совершенное преступление; вследствие изгнания из Рима.
Женщины были лишены политических прав к какому бы со- словию они не относились. Что касается гражданских прав, то они обладали урезанной гражданской правоспособностью.
Вольноотпущенниками становились рабы, отпущенные на во- лю. Формально они становились римскими гражданами, но права их были урезаны. Вольноотпущенник не мог служить в армии (не доверяли), не мог быть избран на какую-либо должность. Голосо- вал только в территориальной трибе. Он обязан был приходить на помощь к своему господину по первому же зову. В то же время вольноотпущенник мог без ограничений быть участником граж- данско-правовых отношений.
Латины представляли собой категорию подвластного и не- полноправного населения. Это были жители долины Лациум, ближайшие соседи Рима. Римского гражданства они не имели. Могли совершать в Риме любые сделки. Их споры рассматривали римские суды.
Перегринами назывались все жители за пределами Лациума. Это земли, завоеванные Римом. Никаких политических прав у них не было. В своих имущественных отношениях с римскими граж- данами перегрины руководствовались особыми, специально вы- работанными нормами права- «правом народов» (jus gentium). Шаг за шагом в Риме возникает целая система права - «право на- родов», которая существует одновременно с квиритским (цивиль- ным) правом, регулировавшим отношения исконных римских граждан.
Рабы были основной производительной силой в Риме, где рабство приняло классические формы. Основным производителем материальных ценностей стали лица, стоявшие за пределами это- го общества. Основная масса рабов была в домах богатых рим- лян. Здоровые мужчины и женщины назначались на сельские ра-
89
боты. Над каждым десятком рабов был поставлен старший, кото- рый в свою очередь подчинялся прокуратору (управляющему и надсмотрщику за всеми рабами, тоже рабу). Рабы были на кухне, в бане, на конюшне и в пекарне. Во время пиров хозяев и гостей также развлекали рабы: танцоры, музыканты и акробаты. Много- численность домашних слуг должна была свидетельствовать о бо- гатстве. Знатные римляне любили выставлять свое богатство на- показ. Устройством пиров, хранением продуктов, закупкой всего необходимого для хозяйства ведали специальные рабы. Даже ка- значей, у которого хранились ключи от кассы хозяина, был ра- бом.
Господин имел над р&бом право жизни и смерти. Рабовла- дельцы считали, что невольников можно удерживать в повинове- нии только побоями. Издевательства попавшими под их власть людьми были многообразны. Так, привратника, сторожившего дом, держали на цепи как собаку, чтобы он не смел отлучиться от дверей.
Правовое положение раба в Риме как нельзя лучше характе- ризуется словами, которые любили повторять господа: «раб - го- ворящее орудие», «раб - суть вещи», «человек умирает в рабе». Соответственно этим воззрениям раб не имел семьи, не мог иметь собственность. Господин, руководствуясь хозяйственной целесо- образностью, мог наделить раба имуществом для оперативного управления. Например, раб - капитан корабля получал судно и рабов - матросов для эксплуатации, или, скажем, раб получал зе- мельный участок и рабов для производства сельхозпродуктов. Такое имущество, переданное рабу для извлечения выгоды госпо- дину, называлось пекулием.
В Риме существовали невольничьи рынки. Самая ходовая торговля рабами шла на Марсовом поле. Работорговцы имели лавки и на форуме, и на Священной горе. Но в центре города уже не хватало места для продажи многих тысяч привозимых сюда рабов. Пришлось использовать для этого обширное Марсово по- ле, предназначенное ранее для военных упражнений.
Всякий ущерб, причиненный рабу, давал его хозяину право на возмещение убытков точно также, как если бы была поврежде- на вещь. В случае, если раб похитил вещь, считалось что размер возмещенного вреда не должен превышать стоимости раба.
Трудовой день рабов длился от зари до зари. «Раб должен или работать, или спать», - говорили римляне. Самым ужасным было положение рабов, работающих на селе, в рудниках, на гале- рах. Однако не покорность, а возмущение и ненависть вызывали у рабов жестокость господ. Свидетельством тому - бесконечные восстания рабов.
90
Государственный строй Римской республики. Главная цель го- сударства - подавление сопротивления рабов, постоянный их приток, обеспечение эксплуатации рабского труда.
Основным органом власти в Риме был сенат. Сенаторов на- значала избранная народным собранием коллегия цензоров. Фак- тически сенаторы отправляли свою должность пожизненно, т.к. цензоры крайне редко пересматривали состав сената (считалось, что сенаторы избирались на пять лет). Закон запрещал сенаторам заниматься торговлей и ростовщичеством. Сначала в сенате было 300 сенаторов, а позднее его численность достигла 600 знатных людей за счет лиц, занимавших в прошлом высшие должности в государстве. Здесь заседали и отбывшие свой срок консулы (консуляры), а также бывшие преторы и квесторы - казначеи. Ос- новным критерием для сенатора- благородство происхождения, насколько глубоки были корни рода, к которому принадлежал сенатор.
Созывали сенат высшие магистраты: консул, претор, а затем и народный трибун. Кто собирал сенат, тот и председательство- вал в нем. Всякий законопроект сначала обсуждался в сенате, а потом выносился на голосование в центуриатные комиции. Такая же процедура была и при выборах должностных лиц. Сенат мог объявить принятый собранием закон или постановление недейст- вительными. И в этом заключались его законодательные функ- ции.
Сенат вместе с тем был и органом исполнительной власти. Весь государственный аппарат находился в его подчинении. С се- натом вынуждены были считаться и консулы, и преторы, т.к. по- сле отправления должности в течение одного года они рассчиты- вали получить в управление ту или иную провинцию. И, наконец, стать сенатором.
К компетенции сената относились: управление провинциями, наблюдение за государственным имуществом, формирование и утверждение бюджета, монетное дело, строительство дорог, воен- ное дело, дела культов и т.д. Особое значение для сената было распоряжение казной. В чрезвычайных для государства обстоя- тельствах (в условиях войны, восстания рабов) сенат мог устано- вить временную (до 6 месяцев) военну"ю диктатуру. Тогда один из консулов назначал диктатора, который был наделен чрезвычай- ной властью. Все обычные магистратуры становились в его под- чинение.
Сенат не был судебным органом, но он был вправе назначать судебные коллегии и давать указания о расследовании преступле- ний.
Итак, римский сенат был одновременно и законодательным, и исполнительным, и в некотором роде, судебным органом. Все- властие сената налицо. А так как он по своему составу был орга-
91
ном римской аристократии, то и Рим был республикой аристо- кратической. В отличии от Афин, где решающее значение при- надлежало торговому и ростовщическому капиталу, здесь в Риме господствовала земельная аристократия, которая с времен разло- жения первобытнообщинного строя не встречала серьезного со- противления ремесленников и купцов.
Сказала свое слово и вековая борьба между плебеями и пат- рициями. И в этой борьбе сенат оставался оплотом землевладель- цев.
Народные собрания (комиции) в Риме были двух видов: центу- риатные и трибутные. Как было сказано выше, они собираются по распоряжению соответствующего должностного лица и прохо- дили под его председательством.
Центуриатные комиции проходили на Марсовом поле. На стене римской крепости поднимали красное знамя, что означало начало собрания. Красное знамя в Риме было военным знаменем. Вид его напоминал собравшимся, что они воины и могут, если потребуется, сразу с собрания отправиться в поход.
Собрание начиналось с жертвоприношения. Рядом с жерт- венником, где горел огонь, находились должностные лица, наи- более почетные граждане, жрецы, гадатели. Ближе всех к алтарю стоял председательствующий, как правило, консул. Председатель обращался к народу с речью, в которой он излагал выносимый на голосование вопрос. Люди молча слушали оратора и ничего не говорили. Они могли лишь, голосуя, принять или отвергнуть предложение целиком. Предложение внесено и надо приступать к голосованию. Сразу же после речи председательствующего звуча- ла команда: «По центуриям стройся!» И каждый шел к своей цен- турии. Центурии одного разряда становились вместе. Впереди всех выстраивались восемнадцать центуриев, составлявших из са- мых богатых граждан, которые в случае войны должны являться на коне. Вот почему их и называли всадниками. За всадниками выстраивались восемьдесят центурий первого разряда. Они долж- ны были являться на войну в полном тяжелом вооружении: шлем, щит, меч, копье, бронзовый панцирь, поножи. За ними стали гра- ждане, причисленные ко второму и третьему разряду (по двадцать центурий в каждом). Их вооружение было победнее (нет бронзо- вого панциря). Двадцать центуриев четвертого разряда состояла из еще более бедных граждан. Все их вооружение состояло из ко- пья и меча. Позади них выстраивались центурии пятого разряда из людей наибеднейших. Вооружение всех тридцати разрядов со- стояло из лука и стрелы, запаса камней. Позади всех вставала единственная центурия состоящая из пролетариев. Были еще сто- явшие особняком четыре центурии: плотников, медников и две сотни музыкантов. Так готовились к голосованию 193 центурии. Каждая центурия имела один голос, независимо от того, сколько 92
в ней было людей. Не все приходили на Марсово поле. В центури- ях пятого разряда могло насчитываться по несколько человек. Одни не приходили потому что не могли оставить свое хозяйство, а другие не желали терять времени, дабы знали, что их голос не будет иметь значения как было отмечено выше, если первые раз- ряды набирали 193 голоса, то не было нужды продолжать голосо- вание. С крепости снималось красное знамя и народное собрание, таким образом, объявлялось закрытым.
Здесь, в центуриатных комициях утверждали (или отклоняли) законопроекты, избирали консулов, цензоров, преторов, других магистратов республики.
Постепенно законодательная компетенция центурий перехо- дит к комициям трибутным. Количество территориальных триб выросло от четырех (по реформе Сервия Тулия) до 35 - за счет расширения территории Рима и его окраин. В этих собраниях присутствовало все полноправное население, живущее в этом ок- руге. Естественно, что эти собрания были более демократически- ми. На них обсуждали и принимали законы, избирали народных трибунов. Каждая триба имела один голос. Если собрание прохо- дило под председательством плебейского (народного) трибуна, то его решение называлось плебисцитом. Трибутные комиции полу- чили право рассматривать жалобы на решение магистратов по судебным делам.
Магистратура - есть совокупность должностных лиц рес- публики, ее магистратов (начальников). Магистратуры были чрезвычайные (известный нам военный диктатор) и ординарные, т.е. обыкновенные.
Высшими магистратурами были консулы и преторы. Они об- ладали такими правами, которые носили название ямпериум. ко- мандование армией, право собирать народное собрание и сенат, председательствовать в этих органах, право издавать приказы и отправлять суд.
Самыми высшими магистратами в Риме были консулы. Их было двое. Они командовали армией, заключали перемирие с вра- гами, имели право отменять решения других магистратов, кроме народных трибунов. Консулы были облачены в пурпурный плащ, высокие сапоги. Их всюду сопровождали двенадцать ликторов со связками прутьев, из которых угрожающе торчали лезвия секир. Должность консула считалась самой почетной. Римляне даже ка- ждый год своего календаря называли именами обеих консулов. Вспоминая что-либо, римлянин говорил: «Это было в год Пизо- на-Габиния», т.е. когда консулами были Публий Пизон и Авл Га- биний. При исполнении своих обязанностей консулы восседали на креслах из слоновой кости. Со временем ряд полномочий консу- лов перешло другим магистратам. Так, с учреждением должности преторов консулы потеряли право суда по гражданским делам.
93
Это право перешло к преторам, которых в III в. до н.э. было два, а в последующем четыре и более. Претор имел право собирать на- родное собрание и сенат. Претора сопровождали шесть ликторов.
Цензоры избирались центуриатными комициями на пять лет. Они распределяли граждан по разрядам, исходя из имущественно- го состояния каждого, определяли сумму налога. И как было от- мечено выше, цензоры заполняли вакантные места в римском се- нате.
Плебейские трибуны занимали особое положение в римском государстве. Должность народного трибуна была учреждена, как сообщают некоторые источники, в 494 г. до н.э. Патриции под мощным давлением плебеев вынуждены были пойти на эту уступ- ку. Эту должность, естественно, всегда занимали плебеи. Трибун пользовался правом неприкосновенности и он не был ответствен- ным за свои дела. Трибуны обязаны были защищать плебеев от насилия и несправедливости со стороны патрициев. Двери его дома должны быть всегда открыты и он не мог покидать город. Трибуну было предоставлено право приостанавливать исполне- ние любых приказов магистров, кроме приказов диктатора. И что особенно характерно, он имел право «вето» и на постановление сената. Трибуну нужно было только произнести слово «veto», что значит «запрещаю», и любое распоряжение становилось недейст- вительным. Правда, это «veto» могли опрокинуть другие народ- ные трибуны своим единогласным решением.
Трибуны избирались из плебеев сроком на один год в количе- стве сначала двух, затем пяти и, наконец, десяти человек.
Трибуны имели большую судебную власть. Они могли вы- звать к себе любого гражданина, любое должностное лицо, даже консула. Они могли подвергнуть аресту и денежному штрафу всех, кто им противодействовал. Наряду с этим трибуны имели право прекращать следствие и освобождать из тюрьмы должни- ков.
Власть трибунов была ограничена тем, что распространялась на территорию города Рима и его ближайшие окрестности на полтора километра.
Постепенно трибуны получили право созывать народное со- брание. Но они не могли созывать собрания по центуриям, так как не обладали военной властью. Они собирали только народ- ные собрания по округам (трибам).
Таковы были права и обязанности народных трибунов этих новых должностных лиц Римской республики, впервые появив- шихся после попытки плебеев уйти на Священную гору.
Все магистратуры были коллегиальными (избиралось два консула, несколько преторов, трибунов, цензоров и т.д.). Суть дела в том, что один магистрат мог положить «veto» на решение
04
своего коллеги. В государственных делах следует действовать со- гласованно.
Все магистратуры были срочными. Они избирались на один год. Исключение составляли цензоры. Их избирали на пять лет, что объясняется кропотливостью и объемом их деятельности, ко- торую вряд ли можно осуществить в течение одного года.
Все магистратуры были безвозмездными, что не позволяло их занимать представителям малоимущих классов.
- Авторский коллектив
- Оглавление
- Раздел 1
- Глава 1 Древний Египет
- § 1. Образование древнеегипетского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Основные черты права Древнего Египта
- Глава 2 Древний Вавил он
- § 1. Возникновение государства
- § 3. Государственный строй
- § 4. Кодекс Хаммурапи
- Глава 3 Древняя индия
- § 1. Возникновение древнеиндийского государства
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Законы Ману
- Глава 4 Древний Китай
- § 1. Государство Шан-Инь
- § 2. Государство Чжоу (1122-221 гг. До н.Э.)
- § 3. Государство Цинь
- § 4. Право Древнего Китая
- Раздел 2
- Глава 5 Древняя Греция
- § 1. Гомеровская Греция
- § 2. Образование Афинского государства
- § 3. Общественный и государственный строй.
- § 4. Основные черты афинского права
- § 5. Государство Спарта
- Глава 6 Древний Рим
- § 1. Образование Римской республики
- § 2. Общественный и государственный строй Рима
- § 3. Законы XII таблиц
- § 4. Крушение Римской республики и переход к монархии
- § 5. Римская империя
- 1226-1270 F Реформы Людовика IX Святого
- 1263—1265 F Гражданская война. Созыв первого парламента 1279 ф Статут «о мёртвой руке»
- Глава 7
- § 1. Особенности возникновения государства
- § 2. Монархия Меровингов
- § 3. Монархия Каролингов
- § 4. Основные черты права франков
- Глава 8
- § 1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии
- § 2. Сословно-представительная монархия
- § 3. Абсолютная монархия во Франции
- § 4. Основные черты права
- Глава 9 германия
- § 1. Становление и развитие раннефеодального государства X-XII вв.
- § 2. Период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.)
- § 3. Абсолютизм в Германии
- § 4. Основные черты права Германии
- Глава 10 англия
- § 1. Общественный и государственный строй англосаксонской раннефеодальной монархии
- § 2. Англия в период централизованной сеньориальной
- § 3. Англия в период сословно-представительной монархии
- § 4. Англия в период абсолютной монархии
- § 5. Право средневековой Англии
- Глава 11 Византия
- § 1. Образование Византийской империи и периодизация ее истории
- § 2. Общественный строй
- § 3. Государственный строй
- § 4. Источники права Византийской империи
- Глава 12
- § 1. Государство Хань (206 г. До н. Э. - 220 г. Н. Э.)
- § 2. Государство различных эпох и династий
- § 3. Право
- Глава 13
- § 1. Возникновение и развитие Арабского Халифата
- § 2. Общественный и государственный строй Халифата
- § 3. Основные черты права Халифата
- Глава 14
- § 1. Английская буржуазная революция и возникновение буржуазного государства в Англии
- § 2. Реставрация Стюартов и образование конституционной
- V монархии.
- § 3. Эволюция английского государственного строя в XVIII веке
- § 4. Эволюция государственного строя Англии в XIX - начале XX века.
- § 5. Право Англии в XVII-XIX вв.
- Глава 15
- § 1. У истоков американской истории
- § 2. Английская колонизация. Война за независимость
- § 3. Декларация независимости и Статьи конфедерации
- § 4. Конституция сша 1787 года
- § 5. «Ветви власти»
- § 6. Гражданская война и Реконструкция Юга
- Глава 16 Франция
- § 1. Великая французская буржуазная революция
- § 2. Правление жирондистов (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.)
- § 3. Якобинская диктатура (2 июня 1793 г. - 2 июля 1794 г.)
- § 4. Термидорианская республика (1795-1799 гг.)
- § 5. Консульство и империя
- § 6. Легитимная монархия (1814-1830 гг.)
- § 7. Вторая республика (1848 - 1852 гг.)
- § 8. Вторая империя
- § 9. Первое пролетарское государство - Парижская коммуна
- § 10. Третья республика
- § 11. Развитие правовой системы Франции
- Глава 17 Германия
- § 1. Германия в период с 1800 по 1871 год
- § 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г.
- § 3. Милитаризация Германии
- § 4. Становление общегерманской правовой системы
- Глава 18 Италия
- § 1. Объединение Италии
- § 2. Конституция 1848 г. И государственно-правовые реформы XIX в.
- Глава 19 Япония
- § 1. Японии на грани веков
- § 2. Реформы 60-80 гг. XIX в. (Реформы Мэйдзи)
- § 3. Конституция 1889 г.
- Глава 20 Китай
- § 1. Колонизация Китая
- § 2. Синьхайская революция и провозглашение республики
- § 3. Право
- Глава 21 Сербия
- Глава 22 Болгария
- 1935 F Реорганизация Бюро расследований Департамента
- 1940 F Введение всеобщей воинской повинности
- Глава 23
- § 1. От «свободного рынка» к государственному регулированию экономикой
- § 2. «Новый курс» Рузвельта
- § 3. Программа создания «великого общества»
- § 4. Изменения в государственном строе сша
- Глава 24
- § 1. Регулирующая роль государства в сфере экономики и социальных отношений
- § 2. Основные изменения в государственном строе
- § 3. Британская колониальная империя. Вестминстерский статут 1931 г.
- Глава 25 Франция
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Четвертая республика
- § 3. Пятая республика. Конституция 1958 г.
- Глава 26 Германия
- § 1. Веймарская республика
- § 2. Установление фашистской диктатуры в Германии
- § 3. Федеративная Республика Германия
- § 4. Германская Демократическая Республика
- Глава 27
- Глава 28 Япония
- § 1. Между двумя мировыми войнами
- § 2. Конституция 1947 г.
- Глава 29 Китай
- § 1. Демократическое движение и программа государственного переустройства
- § 2. Образование Китайской Народной Республики
- Глава 30
- § 1. Правовые системы в Новое время
- § 2. Основные изменения права в Новейшее время. Изменение в источниках и системе права
- «Словарь гуманитария»
- «Римское частное право»
- «Международное частное право»
- «Постановления, протоколы и иные документы следователя»
- «Русский язык»
- «Философия»
- «Земельное право»
- «Уголовное право рф»
- «Уголовный процесс»
- § 2. Общественный строй