Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
В к. XVI в. во Франции шла ожесточенная борьба между гугенотами и католиками. Эта гражданская война создавала угрозу самому государству. В этой обстановке все больше укреплялась мысль, что только сильная королевская власть может обеспечить мир и порядок. Обосновывалось мнение, что тирания лучше войны. С теоретическим обоснованием того, что король может защищать общегосударственные интересы, которые выше религиозных и иных распрей, выступил выдающийся французский мыслитель, историк и правовед Жан Боден (1530 – 1596 гг.). Его основной труд: «Шесть книг о республике». Здесь он дает дефиницию государства: «Государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью, сообразно праву». Ячейкой государства является семья, а возникает оно посредством договора. Высшая цель его - гарантировать мир внутри общества, защищать общность от насилия извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Крупнейший вклад Бодена – разработка проблемы суверенитета государства. «Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием (достоинством), означающим высшую власть повелевать». Суверенная власть – это власть единая. Ее прерогативы принадлежат только ей, она не должна их делить, допускать каких-либо органов, которые бы стояли над нею или рядом. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета:
издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства;
решение вопросов войны и мира;
назначение должностных лиц;
действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции;
помилование.
Суверенная власть должна соблюдать ряд условий:
следовать законам божественным и естественным;
не вмешиваться в дела семьи;
не нарушать принцип веротерпимость;
не взимать подати с собственника без его согласия.
Носитель суверенной власти – монарх получает временно и на определенных условиях осуществление некоторой функции власти. Боден сторонник абсолютной монархической власти. Там, где властвует один – там порядок. В монархии обеспечены компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). В демократическом государстве много законов и властей, но дело там в упадке, народ – «зверь многоглавый и лишенный рассудка». Однако Боден в условиях монархии допускает существование отдельных элементов аристократических и демократических форм правления. Аристократические элементы возможны тогда, когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным людям (индивидам). По способу осуществления власти Боден делит все государства на три вида:
законные, где подданные повинуются законам суверена, а сам суверен - законам природы, сохраняя за подданными их естественную свободу и собственность;
вотчинные или сеньоральные, в которых суверен силой оружия стал обладателем имущества и людей, и правит ими как отец семейства;
тиранические, где суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью как своей.
Право – это цель бытия государства. Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называл королевской монархией. Идеальным является монарх, который боится бога.
Боден рассматривал обусловленность государственно-правовых учреждений различных стран климатом и географической средой, преувеличивая значение географического фактора, выводя из него биологические, психологические основы поведения, многие социальные формы жизнедеятельности народов.
Заслуги Бодена: доказал необходимость государственного суверенитета, высказался за просвещенную, конституционную монархию, очертил пределы государственной власти. Но это не вызвало большого резонанса в эпоху становления абсолютизма во Франции.
- Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений План:
- Литература:
- Предмет истории политических и правовых учений
- Методология истории политических и правовых учений
- Содержание истории политических и правовых учений
- Периодизация истории политической и правовой мысли
- Тема 2 Политическая и правовая мысль Древнего Востока план
- Древний Китай (II т. До н.Э. – II в. До н.Э.)
- Даосизм
- Тема 3 История политических и правовых учений Древней Греции план
- Политическая и правовая мысль Древней Греции раннего периода
- Развитие древнегреческих учений софистами, Сократом и Демокритом
- Учение Платона о государстве и законах
- Политико-правовые учения Аристотеля
- Политико-правовые учения в период упадка древнегреческой государственности
- Общая характеристика политико-правовые учений Древнего Рима
- Тема 4 Политические и правовые учения христианства План
- Политические и правовые учения первоначального христианства
- Учения Августина Блаженного
- Средневековые ереси
- Политико-правовое учение Фомы Аквинского
- Тема 5 Политическая и правовая мысль эпохи Возрождения и Реформации
- Учение н. Макиавелли о государстве и политике
- Политико-правовые идеи Реформации
- Политические идеи тираноборцев
- Теория государственного суверенитета. Политическое учение ж. Бодена
- Политико-правовые идеи раннего социализма
- Тема 6 Политическая и правовая мысль Киевской Руси План
- Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
- Политические идеи в произведении Иллариона «Слово о Законе и Благодати»
- Политические идеи Владимира Мономаха
- Правовые идеи юридических памятников Киевской Руси
- Тема 7 Политическая и правовая мысль Московского государства
- Формирование политической идеологии Московского государства
- Политические и правовые идеи «нестяжательства»
- Политико-правовое учение Иосифа Волоцкого
- Политическая идея Ивана IV
- Политические идеи Андрея Курбского
- Политические и правовые идеи и. С. Пересветова
- Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних
- Антифеодальных революций
- Основные направления политической и правовой доктрин Английской буржуазной революции
- Политико-правовые учения т. Гоббса
- Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
- Тема 9 Политические и правовые учения во Франции XVIII в. План
- Основные идеи просвещения. Вольтер
- Учение ш. Монтескье о государстве и праве
- Политическая и правовая доктрина ж. Руссо
- Политико-правовые учения коммунизма в предреволюционной Франции
- Основные направления политико-правовой мысли в период Французской революции
- Гракх Бабеф «Заговор во имя равенства»
- Тема 10
- Правовая теория Чезаре Беккариа
- Тема 11
- Политические идеи и.Т. Посошкова
- Политико-правовые учения м.М. Щербатова и с.Е. Десницкого
- Политико-правовые идеи а.Н. Радищева
- Тема 12 Политико-правовые учения в Германии в к. XVIII – нач. XIX вв. План
- Георг Вильгельм фридрих Гегель
- Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта)
- Тема 13 Политико-правовая идеология России в первой половине хiх века План
- Политико-правовые идеи м.М.Сперанского и н.М.Карамзина
- Политические и правовые идеи декабристов.
- Славянофилы и Западники.
- Тема 14 Политико-правовые учения в сша в хviii-хiх вв.
- Тема 15 Политико-правовые идеи французских представителей критического утопического социализма.