logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Средневековые ереси

Монополия христианской церкви на идеологию, политику и право не могла не подвергнуться критике, не вызвать протест, который в условиях того времени облекался в религиозную форму.

Течения в христианской церкви, отступавшие от официально одобренных догматов, получили название «ереси» в переводе с греч. – учение. Гносеологические корни ереси уходили в античный рационализм, в естественное стремление человека объяснить при помощи разума основные догматы христианской веры (о троичности божества и богочеловечности Христа). Социально-политическую базу ересей составляла недовольство широких народных масс, страдавших от эксплуатации и насилия. Еретики считали себя истинными христианами и выступали против духовенства и церкви, извративших, по их мнению, подлинное учение Христа. Еретики обвиняли духовенство в корыстолюбии, тунеядстве, отступлении от апостольских правил в непомерной гордыне и высокомерии. Одни ереси были чисто богословскими, другие носили антифеодальный характер, осуждали не только церковь, но и крепостничество, дворянские привилегии, государство и право. Для всех ересей – идеал – раннее христианство. Ереси возникают в центрах интеллектуальной жизни своего времени, торговли, ремесла. В VI в. развивающиеся города Восточного Средиземноморья дали богатый спектр ересей: арианство (Александрия), несторианство (Константинополь), донатизм (Карфаген) и другие. Первые ереси возникают на почве тринитарных споров (догмата о троичности божества).

Официальная церковь защищала краеугольный догмат христианской веры о Святой Троице (отец, сын и дух святой, суть «то же самое» триединое Божество), а ее оппоненты доказывали, что Бог – сын, т.е. Иисус Христос, не может быть равен Богу – отцу, а лишь «подобен» ему (ариане), причем некоторые из еретиков видели в Христе только человеческую природу (несториане). Некоторые ереси смыкались с широким народным движением. Ереси были осуждены, еретики преданы анафеме (отлучение от церкви).

В 527 г. император Юстиниан издал эдикт против еретиков (к ним причислялись также иудей и язычники), которые должны были в трехмесячный срок перейти в официальную конфессию под страхом ссылки, конфискации имущества и даже смертной казни.

Из бурных событий VI – VII вв. официальная церковь вышла окрепшей как идеологически, так и организационно. Она отшлифовала свои основные догматы и доктрины. Из двух источников христианства Священные писания и Священные предания – все больший упор стали делать на последнем, т.е. на трудах отцов и учителей церкви, а позже – на буллах и энцикликах высших церковных иерархов. Усилились и политические претензии церкви, стремившейся подчинить себе светскую власть.

Второй значительный всплеск еретических учений в городах Западной и Южной Европы в XI – XIII вв. связан с обострением социальных противоречий и идеологической борьбы. В западных областях Болгарии (ныне Босния) возникает движение богомилов («милые богу люди»), в Ломбардии, на севере Италии, появляется патарены, в Лионе, на юге Франции – тисераны («ткачи») и вальденсы (последователи Пьера Вальдо, богатого купца, раздавшего свое имущество беднякам), а в Лангедоке – на юге Франции – альбигойцы. В историю все эти ереси вошли под общим названием «катары» («чистые»).

Богомилы обратили внимание на то, что в Новом Завете сказано о двух силах: доброму богу Христу противоречит злой дьявол, которому принадлежат все царства мира. В Новом Завете говорится: «И возведя его на высокую гору, дьявол показал ему все царства вселенной в мгновении времени, и сказал ему дьявол: тебе дам власть над всеми этими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если бы поклонишься, все будет твое». Богомилы сделали вывод, что богатство и есть дьявол. «Никто не может служить двум господам; ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне (богатству)». Когда Адам, изгнанный из рая, стал пахать землю, то дьявол взял с него кабальную запись на него и его потомство, так как вся земля присвоена дьяволом. С тех пор крестьяне и прибывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. Кому видеть приятно крест, на котором казнен сын божий. Конечно не богу, а дьяволу, поэтому крестами – орудиями казни украшают себя богатые, церковь продавшаяся дьяволу.

Богомилы из всех обрядов признавали только посты, взаимную исповедь и молитву «Отче наш». «Князь мира сего осужден… Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон».

Ереси катаров были направлены на критику основ католической догматики. Продолжателями традиции ариан катары выступили против ортодоксальной трактовки тринитарного вопроса. От несториан они унаследовали очень высокие требования к клиру. Средневековое духовенство, в первую очередь римские курия, погрязшие в алчности и разврате, не как не соответствовали нравственным стандартам катаров, поэтому за ними не признавалась роль посредником между Богом и мирянами. Катары отрицали церковный культ, выступали за ликвидацию храмов, икон, обрядов и семи христианских таинств (крещения, причащения и т.д.). Они требовали «дешевой церкви» - без церковной десятины, без многогранного клира и без крупной феодальной собственности. Радикальные течения катаров доходили до отрицания современного им государства, его институтов, воинской службы, присяги, налогов и т.п. Католическая церковь видела в катарах грозного соперника и бросила против еретиков всю силу и влияние. Катары были отлучены от церкви и подвергнуты вечному проклятию – анафеме. В союзе со светским феодализмом, папский Рим организовал против еретиков карательные экспедиции, а против альбигойцев – крестовый поход. Чтобы отвлечь массы от еретических учений Рим создал так называемые «нищенствующие» ордена францисканцев и доминиканцев. Была учреждена инквизиция. Стремясь выбить из рук еретиков – священное писание, папа Григорий VII издал буллу (1231 г.) запрещающую мирянам читать Библию. Ценой крайнего напряжения интеллектуальных и материальных сил, разорения и запустения самых развитых районов Западной Европы католическая церковь к к. XIII в. одержала полную победу над катарами.

Развитие товарно-денежных отношений в недрах феодального строя, рост ремесел, городов подготовило образование централизованных государств в Западной Европе. Растущее бюргерство, заинтересованное в объединении страны, поддерживало королевскую и императорскую власть. Опираясь на растущие города, королевская власть вела борьбу против сторонников феодальной раздробленности – князей, баронов и других, а также против католической церкви.

Идеологию растущего бюргерства, поддерживающего централизованную власть в форме сословно-представительской монархии, выразил Марсилий Падуанский – ректор Парижского университета. В своем труде «Защитник мира» (1324 г.) М.Падуанский выступал против притязаний духовенства на светскую власть, указывая, что католическая церковь - виновница феодальной раздробленности, и ее вмешательства в дела императоров ведут к междоусобным войнам. Для создания условий развития торговли и ремесла М.Падуанский требовал создания сильной централизованной власти, независимой от церкви. Он делил законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. По поучению М.Падуанского, церковь не имеет права вмешиваться в дела светской власти. Он призывал передать всю полноту власти сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало императора. Это учение, обосновывавшее образование сословно-представительских монархий и ликвидацию феодальной раздробленности, было в то время прогрессивным, так как это создавало условия для развития производственных сил.

М.Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ источником политической власти и высшей ее инстанцией. Он подошел к идее о разделении властей – на исполнительную и законодательную. Падуанский отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, принуждения в делах религии. Выступая за реформу церкви, он был против привилегий пап, выступая за выборность священников.

II-я половина XIV – XV вв. – новый подъем религиозного диссидентства. В еретическом движении появляется два течения: бюргерское и плебейское.

Зажиточные горожане – бюргеры, мелкое дворянство и часть светских князей стремились к «дешевой церкви», упразднению духовного сословия и секуляризации огромных богатств, накопленных католической церковью. Главой идеологической бюргерской ереси был доктор богословия, профессор Оксфордского университета в Англии – Джон Уиклиф (1324 – 1384 гг.). Он требовал уничтожения привилегий духовенства и сложной иерархии католической церкви, отмены церковных налогов, конфискации церковных богатств.

Плебейское еретическое движение XIV – XV вв. представлено выступлениями странствующих священников лоллардов (от глаг. Lollen – бормотать) в Англии и таборитов (табор, повозка) во главе с Яном Жижжкой («страшный слепец») в Чехии. Лолларды, выражавшие интересы трудящихся масс Англии требовали уничтожения не только церковных налогов, но и всех вообще церковных повинностей. Разделяя требования Уиклифа о конфискации церковных земель, лолларды требовали одновременного уничтожения феодальной собственности на землю и передача всех земель крестьянским общинам. «Когда Адам пахал, а Ева пряла – кто тогда был дворянином?» - говорили они, требуя уничтожения феодальных сословий. Антифеодальные идеи лоллардов играли большую роль в подготовке восстановления английского крестьянства по руководству Уота Тайлера (1381 г.). Глава лоллардов Джон Болл был одним из вождей этой крестьянской войны.

К началу XV в. относится зарождение Реформации в Чехии, находившейся под властью германской императорской и католической церкви. Начало восстанию чешского крестьянства, рыцарства и городских сословий против немецкого феодализма было положено выступлением Яна Гуса, который требовал уничтожения власти католической церкви в Чехии, отмены привилегий духовенства, конфискации церковных богатств. Закончил свою жизнь на костре инквизиции. Среди восставших определилось два лагеря: лагерь бюргеской, умеренной Реформации («чашники») – требовавших «дешевой церкви», конфискации церковных земель, уничтожения ряда привилегий и «табориты» (крестьянско-плебейский лагерь), которые требовали не только церковной реформы, но и отмены церковных привилегий, феодальных повинностей. В соответствии с идеей раннего христианства они утверждали, что наступит «тысячелетнее царство», где не будет угнетения и насилия. Крестьянская армия таборитов вела борьбу против феодалов. Напуганные размахом этой борьбы «чашники» пошли на прямую сделку, заключив соглашение с католиками. Еретическое движение угнетенных масс Чехии было подавлено феодалами.