logo search
Курс лекций по ИППУ Бочков А

Даосизм

Основатель Лао-цзы (VI в. до н.э.). Ему приписывается книга «Дао-дэ цзин» (хотя составлена она в III в. до н.э.).

Дао – первопричина и закон развития Вселенной, которой подвластны и небо, и земля, и природа, и общество. Человек часть природы. Подчинение вечному закону природы дает ему счастье. Все, что придумали сами люди, отделяет их от дао и ведет к несчастью. Цивилизация, усовершенствование жизни ведут к утрате первозданного совершенства, спокойствия и гибели. Уход от людей, общества, отшельничество. Максимально сократить потребности, вести естественную жизнь в общении с природой, в узком кругу близких. «Государство, - говорил Лао-цзы, - должно быть маленьким, население малочисленным. Если и есть различные орудия, ими не стоит пользоваться». Лао-цзы – один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается как и богатство и знатность, т.к. правители используют власть в своих корыстных целях. «Народ голодает от того, что правители берут слишком много налогов».Лао-цзы так же осуждает войны. Создать мини-государства на уровне деревень, общин. Правителям как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого управления – недеяние.

Анархистские идеи:

  1. государство – искусственный организм, аппарат подавления и насилия;

  2. децентрализация, низведение государства до уровня деревни;

  3. лучшее правительство – то, которое меньше всего правит;

  4. аполитизм, замкнуться в себе, не интересоваться делами государства и общества.

Не нужно влиять на события, следует довериться действию космического закона дао. Причина общественных недостатков в том, что люди съедаемые корыстью, отошли от первоначальной простоты Дао и стали полагаться не на мудрость, а на знания, на развитие своих способностей. Надежда на уравниловку. Умеренность и средний достаток. Дао – это естественное право.

Моизм

Основатель Мо-цзы (IV в. до н.э.), его основная книга «Мо-цзы» - вначале приверженец конфуцианства, но затем отходит от него. Выражал интересы мелких собственников, ремесленников, торговцев, мелких государственных служащих.

Основные идеи:

  1. равенство всех людей перед божественным небом;

  2. источник мудрости не врожденные добродетели, не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.

  3. идея выборности первого правителя – сына неба, как самого достойного, чтобы прекратить хаос, неурядицы. Принципы правления которой – строгая дисциплина и централизация, единый центр. Древние правителя приносили пользу всему народу, причина нынешних неурядиц в том, что правители отвергли заветы старины и предаются алчности, ведут нескончаемые войны, обрекая народ на нищету;

  4. вместо конфуцианского человеколюбия, которое представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритета родственных связей – принцип всеобщей любви (любви к дальнему), которая распространяется и на отношения между государствами и внутри государств;

  5. реформы в пользу народа, идея эгалитаризма, отказ от роскоши, утонченной культуры;

  6. государство – активный субъект преобразований.

Принуждение, наказание (как и награда) возможно с помощью общего блага. Преобразование предполагает не только использование обычаев, но и установление новых правил в форме законов.

Считается, что именно с Мо-цзы право стало ассоциироваться в Китае не только с ритуалом (ли), но и наказанием – син и законом – фа. Поэтому Мо-цзы является предшественником легизма – основного течения китайской политической мысли, соперничавшего с конфуцианством.

Легизм

Основателем легизма считается правитель области Шан – Шан Ян (IV в. до н.э.). Свои идеи он изложил в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Появление легизма - кризис власти. Шан Ян заявил, что народ распустился, предается удовольствиям, забывает земледелие. Казна пустеет, государство клонится к упадку, надо не болтать, а налаживать дисциплину. Государство должно ликвидировать распущенность, установить единообразие в мыслях и действиях (все унифицировать). Необходимо укрепить чиновнический и карательный аппарат, вводить жесткие нормы, обязательную для всех систему наказания. Господство закона (фа), а не ритуала (ли) – отсюда легизм. Легисты выступили за систему доносов, круговорот поруки, коллективной ответственности. Жесткая централизация, всесилие бюрократии. Власть и собственность принадлежат государству. Отсутствие сословий с четким делением. Жестокое деление на правителей и управляемых. Легизм способствовал насаждению восточной деспотии, установлению «азиатского способа производства». Философов топили в «нужниках».

Было разработано учение о «законническом государстве», о технике осуществления власти. Главное – это обязательность закона, его форма и система наказаний. Всю полноту власти сосредоточить в руках верховного правителя, брать в чиновники тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Система продажи чиновнических должностей (основные требования к чиновнику – слепо повиноваться).

Под законом понималась репрессивная политика – уголовный закон. За малейший проступок следует кара смертной казнью, искоренение инакомыслия, оглупление народа.

Высшая цель государя – объединение Китая путем захватнических войн, создание могущественной державы.