logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 10. Третья республика

После разгрома Парижской коммуны и заключения Франкт- фуртского мира 1871 г. Национальное собрание, избранное еще в годы войны, присвоило себе права Учредительного собрания. Встал вопрос о форме правления. Большинство Национального собрания составляли монархисты. Однако единства между ними не было, так как на французский трон претендовали сразу три ди- настии. Легитимисты выступали за восстановление власти Бурбо- нов, бонапартисты настаивали на возвращении престола Бона- партам, орлеанисты рассчитывали вернуть трон родственникам Луи-Филиппа Орлеанского. Однако социальная база монархии к этому времени значительно сузилась. Пролетариат был традици- онно настроен республикански. Развеялись монархические иллю- зии французского крестьянства. Буржуазия также не желала вос- становления монархии. В 1875 году Национальное собрание вы- нужденно было принять республиканскую Конституцию. Во Франции установилась Третья республика (1875-1890 гг.).

Конституция 1875 г. не была единым актом. Она состояла из трех законов, которые в совокупности составили новую консти- туцию. К ним относились

- Закон об отношениях государственных властей. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов и

Сенатом.

Палата депутатов избиралась на основе всеобщего мужского избирательного права. Постепенно сложилась мажоритарная сис- тема выборов в эту палату. Избранными считались кандидаты, получившие большинство голосов по избирательному округу, где

299

они баллотировались. Выборы, как правило, проходили в два ту- ра. Избранными в первом туре считались набравшие более поло- вины всех голосов по округу. Если этого не происходило, назна- чался второй тур выборов, где кандидату для победы достаточно было получить относительное большинство голосов избирателей в округе по сравнению с другими кандидатами.

Сенат в основном выбирался особыми коллегиями в депар- таментах (225 человек) и частично (75 членов) назначался Нацио- нальным собранием. При этом указывалось, что «сенаторы, из- бранные Собранием, несменяемы».

Главной задачей Национального собрания являлась выра- ботка и принятие законов. Обе палаты обладали правом законо- дательной инициативы. Все* законопроекты, кроме финансовых, должны были первоначально рассматриваться Сенатом, а затем Палатой депутатов. Дополнительно Сенату предоставлялось пра- во «преобразовываться в верховный суд, чтобы судить президента республики или министров и разбирать дела о посягательствах на безопасность государства».

Исполнительная власть вручалась президенту, избираемому Национальным собранием на семь лет. Ему предоставлялись чрезвычайно широкие полномочия. Он имел право с согласия Се- ната распустить Палату депутатов до истечения срока ее полно- мочий, следил за исполнением законов, заключал международные договора, имел право помилования. В законодательной сфере он обладал правом законодательной инициативы, мог потребовать повторного обсуждения законопроекта.

При этом ответственность президента предусматривалась «только в случае государственной измены».

Наделение президента столь широкими полномочиями созда- вало угрозу монархического реванша. В 1877 г. президент Фран- ции Мак-Магон пытался совершить государственный переворот. Попытка не увенчалась успехом. Мак-Магон вынужден был дос- рочно уйти в отставку, а новые выборы принесли победу респуб- ликанцам. Президентом был избран участник революции 1848 г. Жюль Греви.

Республиканцы, ставшие во главе Третьей республики, про- вели ряд демократических реформ. Они объявили амнистию ком- мунарам (1880 г.), разрешили свободу печати и собраний (1881 г.), восстановили право рабочих создавать союзы (1884 г.). Нацио- нальным праздником был объявлен день взятия Бастилии - 14 июля, гимном Франции стала знаменитая «Марсельеза».

Выявилась относительная слабость верховной власти. Прави- тельство (министры) назначалось президентом, но не несло соли- дарную ответственность перед парламентом. Вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной палатой, обязывал правительство уйти

300

в отставку. Многопартийный состав Палаты депутатов создавал условия для частой смены правительств. За 39 лет (с 1875 по 1914 гг.) сменилось 48 составов правительств.