logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 2. Общественный строй

Общественный строй Византийской империи характеризуется постепенным развитием феодализма. Уже с IV в. в империи зрел кризис рабовладельческого способа производства, который по- степенно проявлялся все явственнее.

В первые века существования Византийской империи рабский труд применялся в хозяйствах различных категорий земельной собственности, но уже не играл определяющей роли. Основной формой использования труда рабов в сельском хозяйстве было предоставление им участка земли. Такая форма землепользования в римском праве получила название пекулий.

Вторжение славянских племен наряду с народными движе- ниями начала VII в. сыграли значительную роль в установлении феодальных порядков. Крупные землевладения рабовладельче- ского типа неуклонно сокращались. Сохранившиеся же пере- страивались на новой феодальной основе. Применение рабского труда уменьшалось, увеличивалось значение эксплуатации раз- личных категорий свободного сельского населения. Огромное значение приобрела крестьянская община.

В VIII-Хвв. сельские поселения Византии представляли со- бой соседскую общину, главным эксплуататором которой через налоговый гнет выступало государство. Общине в целом принад- лежали пустоши, леса, луга, окружавшие деревню. Каждый кре- стьянин имел право свободного пользования общинными земля- ми. Остальная земля была разделена между крестьянами. Каждый участок в хозяйственном отношений1 был вполне обособлен и на- ходился в индивидуальном владении. Он мог быть обменен и продан. Однако право крестьянина распоряжаться своим наделом было ограничено наличием большой семьи {сингении), интереса- ми которой он не мог пренебречь, и развитым «правом на чужую землю».

Византийцы жили огромными семьями, где несколько поко- лений вели общее хозяйство. Кроме того, долгое время сохранял-

189

ся архаичный принцип раздела наследуемого имущества поровну между сыновьями.

Проявлением «права на чужую собственность» являлся про- тимисис, т.е. право преимущественной покупки соседней земли. Крестьянин не мог продать землю постороннему человеку по сво- ему желанию, пока не будет реализовано право протимисис, субъ- ектами которого в первую очередь являлись члены его семьи, за- тем соседи, и, наконец, все односельчане. Только в случае их от- каза крестьянин мог продать землю по своему усмотрению.

Экономическое единство деревни способствовало сплочению общинников и обусловило устойчивость византийской общины. Это, однако, не означало имущественного равенства крестьян. Основную массу сельского населения составляли свободные кре- стьяне-общинники - георги, которые рассматривались как полно- правные владельцы своих участков земли. Выделялась и катего- рия малоимущих крестьян - апоров, вынужденных сдавать свои земли в аренду более зажиточным общинникам. Разорившийся же крестьянин зачастую превращался в мистия- сельского батрака. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы, вы- полнявшие отдельные работы, связанные в основном со скотовод- ством.

Особое положение среди массы крестьянского населения ви- зантийской деревни занимали стратиоты- воины. В мирное время они хозяйствовали как обычные крестьяне, но по первому зову были обязаны отправиться в поход со своим конем и оружием. За несение воинской службы они освобождались от части налогов и получали денежное и натуральное вознаграждение. Выделялась в общине и прослойка состоятельных крестьян, стремившихся вести хозяйство исключительно самостоятельно. К X в. усиливается тенденция освоения зажиточными крестьянами новых земель и распространяется практика их отселения на хутора. Постепенно они превращались в мелких вотчинников, на полях которых ис- пользовался труд рабов и мистиев.

Социальная дифференциация в византийской общине создала основу для формирования феодальных отношений. Основным уг- нетателем крестьянства выступало государство в лице его подат- ного аппарата. Усиление в начале IX в. налогового гнета со сто- роны государства привело к массовому разорению крестьян и вы- звало обострение классовой борьбы. Подавление же антифео- дального восстания Фомы Славянина (820-823 гг.) лишь активи- зировало процессы феодализации. Общинная земля стала госу- дарственной собственностью. Крестьянам запрещалось уходить из общин. Вводилась система аллиленгия - солидарной ответст- венности, выражавшейся в обязанности общинников уплачивать налоги разорившихся или сбежавших соседей и приобретать ору-

190

жие для обедневших стратиотов, В результате данных преобразо- ваний свободный крестьянин-общинник постепенно превращался в феодально-зависимого от государства крепостного-/га/ужз.

Хотя государство в Византии являлось главным феодалом, с начала IX в. идет активное развитие и феодальной вотчины. Рас- пространяется практика захвата крестьянских земель динатами - богатыми и влиятельными лицами, порой превращавшими сво- бодных общинников в своих париков. Государство пыталось пре- дотвратить потерю своих налогоплательщиков. В начале XI в. императоры Македонской династии, выражавшие интересы чи- новной знати, издали ряд законов, направленных на сохранение старых общинных порядков. Однако данные законы мало соблю- дались и процессы феодализации активно продолжались.

В X-XI вв. появляются новые пути развития феодальной вот- чины. С пресечением Македонской династии слабеющая импера- торская власть, пытаясь завоевать симпатии знати, распространя- ет практику раздачи императорами земель с государственными париками видным сановникам за службу. Чаще всего практикова- лась раздача солемниев- пожалований с правом получателя тако- го пожалования взыскивались в свою пользу полностью или часть государственных налогов, собираемых с этой территории. В XII в. широкое развитие получило пожалование (в основном, за воен- ную службу) в виде иронии, то есть пожалования с передачей по- лучателю права не только сбора налогов в свою пользу, но и управления пожалованной территорией.

Таким образом, в Х-ХИ вв. в Византийской империи офор- мились две основные формы эксплуатации крестьянства: выплата централизованной ренты (государственных налогов) и вотчинные повинности. В связи с этим сложились и два феодальных сосло- вия: чиновная знать, существовавшая за счет доли централизо- ванной ренты, и провинциальные феодалы, жившие за счет экс- плуатации зависимого крестьянства. В XIII-XIV вв. наблюдалось дальнейшее развитие феодальной собственности, которое прояв- лялось не только в количественном росте поместий, но и в увели- чении их прав на землю и личность крестьянина. Укрепление фео- дальной вотчины составило экономическую основу процесса де- централизации. *