logo search
Чибиряев ИГиПЗС

§ 4. Источники права Византийской империи

Византийская империя оставила миру богатейшее правовое наследие. Воспринятое от Рима византийское право явилось про- должателем римской юридической традиции. Важнейшей коди- фикацией права, осуществленной в Византии, явилась кодифика- ция Юстиниана, которая сохраняла свое значение во все века су- ществования империи и оказала влияние на последующее разви- тие европейских правовых систем.

Работа по пересмотру богатейшего наследия римской юрис- пруденции продолжалась с 528 по 534 гг. Деятельностью кодифи- кационной комиссии, состоявшей из видных юристов во главе с Трибонианом, руководил лично император Юстиниан. Основной целью кодификации стала систематизация римского классическо- го права и приспособление его к новым условиям развития госу- дарства. Результатом колоссальной работы стало появление Сво- да гражданского права {Corpus Iuris Chiles).

Свод включал несколько частей. Институциями, объединяв- шими 4 книги и излагавшими основы римского права, был назван учебник для византийских студентов, изучавших юриспруденцию. Дигестами или Пандектами, включавшими 50 книг, была названа важнейшая часть Свода, содержавшая отрывки из произведений известных римских юристов, сгруппированные по систематиче- скому принципу. Собрание действующих постановлений римских императоров (конституций), начиная со времени Адриана, полу- чило название Кодексам объединяло 12 книг. Последующие эдик- ты Юстиниана, вышедшие после появления Кодекса (29 декабря 534 г.), стали называться новеллами (новыми законами). Их рас- сматривают как заключительную часть кодификации, хотя при жизни императора они не были сосредоточены в едином офици- альном сборнике.

Свои конституции Юстиниан считал венцом юриспруденции. Положения Свода и новелл были возведены в догму. При этом не разрешалось даже обращаться к первоисточникам - произведени- ям римских юристов, ряд из которых в Дигестах подвергся интер- поляции- изменениям без соответствующих указаний на это. Раз- решалось лишь их толкование.

Византийское право VII - XI вв. развивалось на основе фун- даментальной кодификационной работы, предпринятой в период правления Юстиниана. Данную эпоху определяют порой как упа- док римской юриспруденции, что не совсем верно. Именно это время ознаменовано оформлением канонического права греко-

Институты римского частного права, закрепленные в Кодификации Юсти- ниана, рассматриваются в курсе дисциплины «Римское частное право»

195

православной церкви. Происходит глубокая христианизация и феодализация права, проникновение норм канонического права во все сферы жизни общества, с одной стороны, и обычного - с другой, но без разрыва с традициями постклассического права.

Основными правовыми памятниками данного периода явля- ются: Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы, Ба- сил и ки и Прохирон.

Первым официальным юридическим сборником, изданным после Свода Юстиниана, стала Эклога (от греч.-выбор). Ее появ- ление датируется 726 г. и связано с именами императоров Исав- рийской династии Льда III и Константина V. Она представляла собой выборку законов из Кодификации Юстиниана, изложенных более сжато и с рядом дополнений, отражавших изменения в об- щественном строе Византии.

Эклога делилась на 18 титулов, объединявших нормы семей- ного, наследственного, гражданского, уголовного и процессуаль- ного права.

В сфере гражданского права данный источник регламентиро- вал договоры дарения, купли-продажи, займа, вклада, найма, уточнял формы заключаемых договоров.

Развивая принципы, заложенные в канонах, Эклога внесла значительный вклад в развитие брачно-семейного права. Юриди- чески обязательным подготовительным этапом к заключению брака стало обручение, расторжение которого без уважительных причин влекло уплату неустойки. Заключение брака допускалось либо в письменной, либо в устной форме между мужчиной и жен- щиной, достигших брачного возраста (для мужчин - 15 лет, для женщин - 13), по их обоюдному желанию и с согласия родителей. Не допускались браки между близкими родственниками, включая двоюродных братьев и сестер, а также тех, кто связан узами кре- щения (крестный и крестница, либо кум и кума). В отличие от предшествующего и последующего законодательства, Эклога, по сути, признала и фактический брак (конкубинат) без благослове- ния церкви и засвидетельствования. В данном факте проявилось стремление императоров-иконоборцев Исаврийской династии ограничить влияние церкви в гражданских делах и заручиться поддержкой малоимущих слоев населения, которым и была адре- сована эта норма.

В сфере имущественных отношений признавалось равенство супругов. Развод допускался по инициативе обеих сторон, но за- конные основания к нему существенно сокращались. Уважитель- ными причинами расторжения брака считались покушение на жизнь супруга (или супруги), умолчание о подобном умысле дру- гих, проказа, супружеская неверность (со стороны жены), импо- тенция. 196

Эклогой регулировались и отношения по наследованию. Оба вида наследования (по закону и по завещанию) находят отраже- ние и здесь. Наследниками в равной степени могли быть лица обоего пола. С целью защиты интересов законных наследников сохранялось и правило обязательной доли. В соответствии с ним каждый из наследников получал свою долю независимо от заве- щания. Уточнялся юридический порядок призвания наследников по закону. При этом, в случае смерти одного из супругов (при на- личии у них детей) владельцем всего имущества становился пере- живший супруг, который должен был нести «все заботы по управ- лению делами».

XVII титул касался уголовного права. Здесь определялся пере- чень наказаний, налагаемых за различные виды преступлений. К преступлениям против церкви и государства относились восста- ние против императора, вероотступничество, нарушение святости алтаря, колдовство, клятвопреступление, предательство в армии и др. При этом к законодательству Юстиниана здесь было сделано дополнение о каре за организацию и участие в восстании против императора и государства и о роли императора как верховного судьи в таком деле.

Тяжкими преступлениями против личности, семьи и брака считались убийство, кровосмешение, гомосексуализм, изнасило- вание, прелюбодеяние и др. Среди имущественных преступлений особое место отводилось хищениям и подделке монет.

Наказания отличались крайней суровостью. Помимо смерт- ной казни, фигурировало членовредительство (обрезание носа, отсечение руки, оскопление и пр.), телесные наказания. Наблюда- лась даже тенденция замены штрафов, непосильных для ответчи- ка, телесными наказаниями. Увеличилось число преступлений, караемых членовредительством. Ранее применявшийся преимуще- ственно по отношению к рабам данный вид наказания был рас- пространен и на другие категории населения.

Наиболее значительно Эклога изменила процессуальное право. Провозглашался принцип равенства всех подданных империи пе- ред судом. Вводилась бесплатность суда. Всем судебным чинов- никам предполагалось выплачивать жалование за счет государст- венной казны. Кроме того, Эклога продолжила тенденцию пре- дыдущего законодательства на выработку форм либеллярного процесса, т.е. с письменным оформлением всех этапов судебного разбирательства, а также детализировала процедуру апелляции.

В середине VIII в. к Эклоге, отразившей далеко не все изме- нения, произошедшие в византийской империи со времен правле- ния Юстиниана (аграризация экономики, усиление роли общины и распространение общинных порядков, формирование фемного строя и др.), были сделаны существенные дополнения. В прило-

197

жение к Эклоге вошли Земледельческий, Воинский и Морской за- коны. Общей характерной чертой данных правовых памятников является тенденция к упрощению постклассического римского права и попытка кодификации сложившихся к этому времени норм обычного права.

Воинский закон регламентировал права и обязанности осо- бого воинского сословия - стратиотов и их военачальников. Он содержал в основном нормы уголовно - правового характера, от- носящиеся к правонарушениям, совершаемым стратиотами фем- ного войска как в мирное, так и в военное время. Морской закон, главное значение которого заключалось в регламентации правил судоходства, являлся частной компиляцией норм обычного мор- ского права. Он не был официально кодифицирован государст- вом, но признавался им и действовал достаточно долго, вплоть до начала XIII в.

Эклога, Земледельческий, Воинский и Морской законы со- ставили основу светского законодательства Византийской импе- рии, действовавшего на протяжении VIII - IX вв., и оказали зна- чительное влияние на правовое развитие древнеславянских наро- дов. После восстановления в Византии иконопочитания в 843 г. законодательство императоров-иконоборцев было формально отменено. Однако фактически оно продолжало действовать наря- ду с другими, более поздними источниками еще в течение не- скольких столетий.

Приход к власти императоров Македонской династии озна- меновал новый период в развитии византийского права. В это время была предпринята попытка пересмотра всего правового наследия Византийской империи. Целью новой кодификации ста- ло обновление и классификация действовавшего законодательст- ва, устранение имеющихся противоречий, замена латинской юри- дической терминологии греческой. Результатом же проделанной работы стало создание законодательного свода на греческом язы- ке, получившего название - Василики (царские книги). Василики представляли собой в основном выборку законов из Свода граж- данского права Юстиниана, состоявшую из 60 книг. Интересны они прежде всего своей классификацией права, структурно разде- ленного на каноническое, государственное, частное, исковое, во- енное, уголовное и процессуальное. Дополнениями к Василикам стал Прохирон - сборник действующих законов, изложенных в упрощенном и доступном для понимания простого человека виде, и сборники новелл (эдиктов) императоров Македонской дина- стии. Василикам было суждено стать последним всеобъемлющим корпусом законов Византийской империи.

198